Небоскреб и немножко нервно
Обида, взаимные обвинения в мошенничестве и пропавшие 110 миллионов. Драма, достойная Высоцкого.На обычно спокойном рынке офисной недвижимости Екатеринбурга — скандал. Он наверняка не вызвал бы столько шума, если бы не касался одного из наиболее заметных коммерческих объектов Урала — бизнес-центра «Высоцкий». По факту, это самое высокое здание в России за пределами Москвы (190 метров, 54 этажа) и самый северный небоскреб в мире (шведский также 190-метровый Turning Torso расположен на градус южнее).
Суть конфликта в том, что владелец «Высоцкого» Андрей Гавриловский, возможно, продал седьмой этаж бизнес-центра дважды. Сначала — компании «Мегаполис» (ее собственники являются также владельцами фирмы «Высотка строитель», которая была одним из главных подрядчиков возведения БЦ), а затем — офшору «Брукфорд инвестментс».
Несчастливая семерка
Скажем честно, мы не знаем, как все было на самом деле: документов и аргументов, которые нам предоставили конфликтующие стороны, для выявления истины недостаточно. Мы изложим позиции сторон и предоставим читателю самому принять решение.— В 2009-м мы заключили с Андреем Гавриловским инвестдоговор на пятый строительный (по документам БТИ — седьмой) этаж, — рассказывает директор «Мегаполиса» Анатолий Горкунов. — Сумма — 110,5 млн рублей. Он настоял на том, чтобы расчет производился банковскими векселями, это было его условием, как и другие детали сделки. До определенного момента никаких сомнений в честности Гавриловского у нас не было. Первые подозрения возникли во время оформления акта приема-передачи помещения. Дело в том, что все документы от ТК «Зенит» (застройщик «Высоцкого». — Ред.) подписывал некий Подкорытов — фигура явно номинальная, он заведовал у Гавриловского кладовщиками. Когда мы заключали инвестдоговор, то настояли на личной с ним встрече, хотелось удостовериться, что он собственноручно подпишет бумаги. Поскольку Гавриловский не давал повода усомниться в своей честности, акт приема-передачи помещения на подпись повезла его сотрудница. Когда мы получили бумаги, автограф там был явно поддельный. Мы настояли на повторном подписании акта и присутствовали на нем лично.
В итоге «Мегаполис» зашел на объект и в августе 2011-го начал отделку помещений (на нее потрачено в общей сложности около 10 млн рублей). Второй тревожный звонок прозвенел, когда дело дошло до установки кондиционеров. На тот момент каждый из них стоил 1 млн рублей. Та же сотрудница Гавриловского обещала продать их за 800 тысяч, но при условии оплаты наличными.
— Мы пытались настоять на безналичном расчете, но люди Гавриловского были непреклонны, — замечает Горкунов. — Все стало окончательно ясно в декабре 2011-го. Мы совершенно случайно узнали, что «Высоцкий» сдан. Позвонили Гавриловскому, а он нам сообщил, что объект будет введен в эксплуатацию в марте следующего года. Мы тут же обратились в Регпалату, но было поздно — у этажа был другой собственник. Как мы узнали позже, компания «Строй-сити» оформила документы первой из всех покупателей. Причем отнес бумаги день в день с вводом бизнес-центра в эксплуатацию.
По версии учредителей «Мегаполиса», Гавриловский подделал документы о возврате векселей и на этом основании расторг договор инвестирования.
— Нежелание отдавать нам этаж Гавриловский аргументирует в суде тем, что возвращал нам векселя, и предоставляет документы, по которым он это якобы сделал. Но это неправда. Никаких бумаг о возврате векселей мы не подписывали и ничего назад не получали. Если вы посмотрите документы Гавриловского, то обнаружите анекдотичное совпадение. Он якобы возвращал нам векселя в тот же день, что мы их ему приносили. Смешно: мы отдаем ценные бумаги, он подписывает акты их приема-передачи, потом они ему чем-то не нравятся, он снова печатает акт, возвращает векселя, через несколько дней мы доносим вторую часть оплаты и история повторяется.
Впоследствии этаж был продан за 47 млн рублей офшорной компании «Брукфорд инвестментс», та в свою очередь создала ЗАО «Строй-сити», после чего спорные помещения переписаны на данное акционерное общество.
Маневры за спиной
Версия Андрея Гавриловского совпадает с историей учредителей «Мегаполиса» лишь до момента подписания инвестдоговора о покупке этажа за 110,5 млн рублей.Потом, как утверждает Гавриловский, он начал подозревать в мошенничестве двух своих сотрудников — руководителей службы заказчика и договорного отдела (они были супругами, жена по совместительству занимала должность главного бухгалтера). Они, как считает владелец «Высоцкого», завышали объемы и стоимость работ некоторых подрядчиков, в том числе и компании «Высотка строитель» (закончила работы на объекте в 2008-м).
— Неустойка, которую можно ей выставить, — около 150 млн рублей, — заявляет Гавриловский. — Я обнаружил, что компания «Высотка строитель» через главу договорного отдела заключила со мной договор, в котором не проставлены расценки. До того, как она зашла на объект, мне делали монолитные работы по 22 тыс. рублей за куб, с Горкуновым я договорился на 18 тысяч, но в итоге заплатил 25. Все это творили у меня за спиной, очевидно, за откат. Но подавать в суд бесполезно: фирма «Высотка строитель» путем слияния с компанией «Высотка» ликвидирована и отправлена в Хабаровский край (это произошло в 2011-м. — Ред.).
Представители «Высотки» объясняют отсутствие фиксированных цен тем, что стоимость работ была привязана к изменяющейся рыночной стоимости металла.
Этим, по словам, Гавриловского, мошеннические действия главбуха не ограничиваются. Она за спиной руководителя якобы провернула и нечестную оплату седьмого этажа. Схема выглядела так: «Мегаполис» занимает у фирмы-однодневки «Каскад» 55,35 млн рублей, в виде векселей отдает их застройщику, бухгалтер подписывает акты за директора и отправляет бумаги на другую фирму-однодневку «Регион-проект» (существовала 2,5 месяца) якобы за какие-то строительные работы. Та меняет номинал векселей на 55,15 млн рублей (недостающая сумма) и переводит их снова «Мегаполису», который вносит второй транш. Эти средства также уходят «Регион-проекту». Андрей Гавриловский утверждает, что схема вскрылась только тогда, когда «Высотка» уже перебралась в Хабаровск:
— Строители всегда отказываются от оплаты векселями, потому что это головная боль. Тем более я предлагал «Мегаполису» пользоваться безналичным расчетом, тогда они могли бы вернуть 18 млн рублей НДС. Но ребята сказали, что эти деньги им не нужны и попросили провести оплату по вексельной схеме (провели они ее, кстати, за шесть дней, тогда как остальные покупатели расплачивались годами). Очевидно, что изначально данная схема была мошеннической. Если бы я знал, что выбран такой способ оплаты, сделка не прошла бы. Но все это делалось через главбуха. История с возвратом векселей, кстати, тоже ее рук дело. Она с утра обещала пристроить векселя, а потом говорила, что не может этого сделать, и просила написать документы о возврате, а потом планировала их уничтожить, чтобы чисто реализовать схему с однодневками. Понимаете, когда весь объект стоит 4,5 млрд рублей, спрятать 110 миллионов не так уж сложно.
Гуманный в замешательстве
Андрей Гавриловский, якобы вскрывший мошенничество, говорит, что хотел подать иск в суд, но его обогнал «Мегаполис». Первая инстанция в иске компании отказала. Суд установил, что подпись руководителя ТК «Зенит» на документах о расторжении договора инвестирования поддельная. Но она была ненастоящей и на допсоглашении, по которому пятый строительный этаж становился седьмым. Итог: «Мегаполис» не обосновал право на помещения.Но апелляционный суд № 17 в Перми, тем не менее, с доводами истца согласился и признал сделку между «Зенитом» и «Строй-сити» ничтожной, по сути, подтвердив факт двойной продажи. Андрей Гавриловский убежден: решение в Перми основано на заключении эксперта-почерковеда, купленного «Мегаполисом». Очевидно, апелляция не заставит себя ждать.
Мы не хотим в этом споре вставать на чью-либо сторону. Подобный конфликт — показатель незрелости сегмента коммерческой недвижимости Екатеринбурга (да и Урала в целом). Не важно, кто кого в этой ситуации пытался обмануть. Беда в самом факте обмана. На цивилизованных рынках игроки стараются вести себя честно.