Кто играет на первой базе
Заявления президента Владимира Путина, сделанные в декабре прошлого года на заседании Государственного совета, посвященном анализу инвестиционной привлекательности субъектов федерации, стали поводом для пересмотра инвестиционной политики многих регионов. «Инвестор приходит не просто на территорию — он приходит в конкретный регион и сталкивается с конкретными проблемами. Например, подключение к системе электроснабжения занимает в Саратове 123 дня, а в Екатеринбурге — 360 дней», заявил в частности глава государства. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев сразу поручил проверить обоснованность сроков подключения к энергетической и инженерной инфраструктуре, а также ускорить процесс внедрения базовых механизмов привлечения инвесторов. На прошлой неделе областные министры и предприниматели Свердловской области собрались за круглым столом в Уральской торгово-промышленной палате, чтобы обсудить возможный инструментарий.Налоговая конкуренция
Конкуренция за идеи и капитал между регионами сегодня жесткая: создавать добавочный продукт на старой индустриальной базе сложно, нужно запускать новые мощности и развивать новые отрасли. А здесь многое зависит от того, насколько эффективно регион оперирует имеющимися в его распоряжении аргументами для убеждения инвесторов.В рамках Бюджетного кодекса субъект федерации имеет право снизить ставку налога на прибыль и налога на имущество организаций в части зачисления в свой бюджет. Мера неоднозначная: она приводит к прямым потерям в бюджете в краткосрочной перспективе. Однако анализ, который мы провели среди регионов Большого Урала, показывает, что этим правом воспользовались все без исключения территории: кто-то таким образом помогает отдельным крупным инвесторам, кто-то стимулирует целые отрасли. Свердловская область до сих пор использовала этот инструмент выборочно: в разные периоды льготы предоставлялись узкому кругу налогоплательщиков. Так, для привлечения в регион Второй грузовой компании в 2010 году по инициативе тогдашнего губернатора Александра Мишарина на три года от уплаты налога на имущество были освобождены организации, ведающие грузовыми вагонами.
В представленном на круглом столе проекте закона предлагается стимулировать приход в регионе крупных инвесторов, дав им льготу по налогу на прибыль от 3 до 4% в зависимости от суммы инвестиций от 300 млн до 1 млрд рублей. По налогу на имущество ставка для разных категорий налогоплательщиков снизится до 1,1% вместо 2%. Условием применения преференций, по словам министра экономики Дмитрия Ноженко, будет соглашение о сотрудничестве с областным правительством, в котором инвестор примет на себя обязательства по созданию новых рабочих мест и повышению уровня производительности труда.
Время — деньги
Как показала дискуссия на круглом столе, даже если исключить коррупционную составляющую, бизнесу и чиновникам договориться непросто: у них разные мотивации.Снижение налоговой нагрузки, безусловно, поможет предпринимателям, особенно на стадии запуска проекта. Однако это вовсе не ключевое условие, считает старший вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Михаил Черепанов: «Все-таки инвестор на то и инвестор, что средства у него есть. На мой взгляд, для него важнее другие факторы, прежде всего наличие площадок для строительства и снижение издержек на этапе подготовки проекта».
При этом ни для кого не секрет, что высокие издержки на этапе начала возведения объекта, а инвестпроект в любом случае связан со строительством, складываются из чрезмерного количества не всегда обоснованных регламентов прохождения документов (на этапе выделения земельного участка, экспертизы, выдачи разрешений на строительство, подключения к инженерным и энергосетям), которые усугубляются еще и чисто человеческим фактором. «В городе Полевской Свердловской области инвесторы из Франции и Швеции построили два завода. Чтобы вырыть котлованы, им пришлось шесть лет ходить по инстанциям», — приводит пример директор Союза предприятий строительной отрасли Свердловской области Юрий Чумерин.
Застройщиков не устраивают сроки выдачи технических условий. По закону заказчик должен получить договор на техприсоединение в течение 30 дней для подключения к электрическим сетям и 14 — к инженерным, еще шесть дней дается на устранение замечаний.
— На практике получается, что мы обращаемся к монополистам минимум пять раз, и каждый раз объект проверяют «на аварийность». Это просто злоупотребление правом. В результате сроки постоянно нарушаются, причем по мелочам, а подключение к сетям реально растягивается на год-полтора, — формулирует претензии исполнительный директор НП СРО «Гильдия строителей Урала» Вячеслав Трапезников.
Министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов возражает. По итогам прошлого года 97% заявок — это заявки мощностью до 150 кВт, которые попадают под льготный режим, а они по закону удовлетворяются за шесть месяцев; еще 2% — на мощность от 150 до 670 кВт, и только 1% — более 670 кВт, по которым чаще всего и возникают проблемы.
— Мы прекрасно понимаем, что, с одной стороны, у нас есть задача сокращения этих сроков, и сейчас готовится нормативная база для возможности подключения за 14 дней. Но с другой стороны, мы не можем позволить себе не обращать внимания на вопросы аварийности, бездумно согласовывать любые проекты без проведения каких-либо экспертиз. Давайте говорить откровенно. Что делают строительные организации? Получают большой участок под застройку, этот участок дробят на маленькие и выходят с каждым участком на подключение по льготному тарифу. В итоге оказывается, что застраивается весь микрорайон. Но в этом случае система подведения электроэнергии должна быть другая. Поэтому инициируется проверка, — заступается за энергетиков министр.
В некоторых случаях причиной задержки служит элементарный недостаток мощностей для тех самых крупных объектов, и тут претензии уже выставляет власть. «Вы же все хотите строить в городе Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, — обращается Николай Смирнов к предпринимателям. — А у нас есть микрорайоны, где вообще нет свободной электроэнергии. Стройтесь в Реже и в Дегтярске, где электроэнергии достаточно».
Здесь возразим уже мы. Точки притяжения капитала сами по себе не появляются. Если экономической целесообразности строить в Дегтярске нет, бизнес там строить и не будет. Но если власть хочет использовать свободные мощности в отдаленных территориях, пусть прилагает усилия к тому, чтобы ресурсы пошли именно туда.
Логика бизнеса
Впрочем, взаимными обвинениями проблему не решить, нужен конструктивный диалог. Во-первых, считает Михаил Черепанов, есть смысл пересмотреть систему документооборота, логистику прохождения заявок на техприсоединение, для чего в помощь к чиновникам следует подключить грамотных аналитиков от бизнеса. Во-вторых, нужно ускорить реализацию готовых идей. В Свердловской области предложение исключить ряд документов из списка обязательных при строительстве объектов линейной инфраструктуры (используются для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения зданий) обсуждается как минимум полгода, но до стадии законопроекта дошло только сейчас, когда страсти накалились. В-третьих, полезно посмотреть на опыт других регионов и стран. А он говорит, что наиболее эффективной формой снижения затрат инвесторов является создание готовой промышленной площадки для запуска нового проекта: в этом случае и коррупционная составляющая исключается, и затраты на поддержку инфраструктуры ниже, так как делятся на всех инвесторов, разместивших бизнес на площадке. Один из таких примеров на круглом столе привел генеральный директор ООО Уральская машиностроительная корпорация «Пумори-СИЗ» Александр Баландин:— У нас есть много новых проектов, с которыми мы ездим в разные страны. Недавно я встретил одну компанию в Швейцарии, которая тоже занимается инструментальным бизнесом. У них не было ничего кроме идеи, с которой они и приехали в Швейцарию из Израиля. Они получили бесплатно инфраструктуру в индустриальном парке, налоговые преференции сроком на десять лет, а самое главное — помощь в поиске венчурного инвестора. Это пример создания механизмов оказания реальной поддержки инвесторам со стороны государства. У нас на бумаге все это тоже вроде есть, но ведь нужно, чтобы оно еще и работало.
Действительно, в той же Свердловской области разрабатывается программа развития подобных площадок, однако в основном речь идет все же о поддержке частных индустриальных парков. Но этого недостаточно. Опыт лидирующей в привлечении иностранных инвестиций Калужской области свидетельствует: только после того, как область не побоялась вложить бюджетные ресурсы в подготовку для инвесторов промышленных площадок с полностью подключенной инфраструктурой, иностранные концерны поверили в намерения ее лидеров. То есть результат достижим исключительно при условии, что власти разделяют ответственность и риски вместе с бизнесом. Даже демонстрация готовности к этому может стать не менее важным аргументом, чем налоговые льготы.