Реформа. Эпизод II: Перезагрузка

От бессистемных движений в ручном управлении энергетикой пора вернуться к рынку. Главная потребность - в принятии государством решений на долгосрочную перспективу, создании режима открытого обсуждения принципиально важных для инвесторов шагов.

Борьба с тарифами и доходами энергетиков, начатая в прошлом году, набирает силу.В марте 2011-го Госсовет указал энергокомпаниям на необоснованно высокие тарифы, с мая доходы генераций, сетей и сбытов урезали, потребовав «сгладить» рост тарифов до 15% по отношению к предыдущему году. Весь 2011-й игроки энергорынка в напряжении ждали, какими еще решениями «порадует» власть. В связи с предстоящими выборами расти тарифам не дали: до 1 июля их оставили на уровне прошлого года. В конце января правительство закрепило новацию: постановление № 1178 определило правила формирования энерготарифов для сетей и сбытов, а также для оптового рынка. Отныне и всегда ежегодная индексация тарифов будет происходить 1 июля.

РЭКам поручено до 1 апреля установить долгосрочные параметры регулирования компаний холдинга МРСК, тарифы на второе полугодие для энергосбытов, а также ставки на электроэнергию в рознице на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового энергорынка. И все это - исходя из максимального роста соответствующих тарифов на 11% с 1 июля по сравнению с уровнем на начало года.

Плановые банкроты

Обрезают доходы по секторам. В ноябре с выходом постановления № 877, изменившего правила торговли на розничных рынках электроэнергии и направленного на радикальное сокращение рентабельности сбытовых компаний, заговорили о грядущем банкротстве сбытов - гарантирующих поставщиков (ГП). Эксперты рынка ссылаются на анализ последствий реализации документа Фонда стратегического развития энергетики «Форсайт», а также на инициативы правительства по созданию федерального гарантирующего поставщика (ГП) на базе ОАО «Интер РАО ЕЭС» и Единого федерального расчетного центра для сбытовых компаний.

Выводы «Форсайта» таковы: ограничение рентабельности сбытов сделает более 50% компаний убыточными и приведет к банкротству. Бизнес финансово несостоятельных передадут сбытовому холдингу «Интер РАО», собственники низкорентабельных сбытов также будут заинтересованы продать свои активы госструктурам: те останутся единственными покупателями на рынке. Таким образом, к 2013 - 2014 годам госкомпания «Интер РАО» сконцентрирует до 80% сбытового рынка, то есть произойдет монополизация. В итоге частные инвесторы в генерации будут иметь на рознице одного контрагента - «Интер РАО», обладающего практически неограниченной рыночной силой. Это приведет к окончательному уходу частных инвесторов из генерации и к неизбежному восстановлению РАО ЕЭС к 2014 - 2015 годам. По сути, это отказ от реформы электроэнергетики, ренационализация отрасли. Аналитики фонда считают, что для потребителя это обернется неконтролируемым ростом тарифов.

ГП уверены, что урезание их доходов ведется целенаправленно. Генеральный директор ГП «Пермэнергосбыт» Дмитрий Орлов рассказывает, как это происходит:

- Мы платим штрафы и пени за то, что отклоняемся от заявленных объемов приобретаемой для потребителей электроэнергии. Например, заявили больше, а берем меньше. Раньше сумму этих штрафов мы транслировали на потребителей, ведь это они изначально отклоняются, а следом мы. Сейчас сбыты продолжают платить штрафы, а транслировать их на потребителей запрещено. Это напрягает ГП и расслабляет потребителей в том плане, что им можно не планировать потребление. Но именно этому мы их так долго учили. Это первое, что серьезно подрезало наши доходы. Второе - отмена дифференциации тарифа по числу часов использованной мощности. Валовая выручка компании Пермэнергосбыт снизилась с ноября на 5 - 7%: это много. А затраты не уменьшаются. 2011 год закончили ниже плана по валовой выручке. На падении сказалось и существенное снижение цены на оптовом рынке, и достаточно теплые ноябрь и декабрь. Доходность по году неплохая, но она сложилась до принятия негативных для нас решений. В этом году доходность Пермэнергосбыта упадет в разы.

Ряд сбытов уже подтвердили, что из-за ноябрьских решений ожидают серьезных выпадающих доходов и существенных убытков. В этом году, по мнению Дмитрия Орлова, перспектива банкротства компаний не очень велика: помогут резервы. А вот в 2013 году будет грустно: у сбытов нарастает «мертвая» дебиторка, которую они гасили отобранными теперь надтарифными доходами.

Генеральный директор техно-консалтин­говой группы «Киловатт-Эксперт» Александр Мотаев также не ожидает в этом году банкротства сбытов, но по другой причине. Он не согласен, что доходы ГП серьезно урезаны:

- Сбыты зарабатывали до недавних пор тем, что устанавливали потребителям на рознице меньшее число часов использования мощности и по более дорогому тарифу, чем тот, по которому сама энергосбытовая компания покупала энергию на оптовом рынке за большее число часов использования мощности. Потому что число часов использования устанавливалось один раз на год. Очень трудно спрогнозировать реальное число, вот компании и подстраховывались. Теперь у них забрали расчет тарифов по числу часов использования мощности, но осталась возможность заработать другим способом: система ценообразования на розничном рынке это позволяет. Все, что они платят на оптовом, они могут транслировать на потребителя на розничном.

Действительно плохо для ГП то, что с января не проиндексировали тариф. Но с июля проиндексируют - и они свое доберут. Также плохо возвращение монополизма. Во-первых, на баланс «Интер РАО» отдали все непроданные сбыты. Во-вторых, консолидация произойдет и из-за того, что КЭС продаст свои сбыты Газпрому: у них соглашение. Рыночные условия для работы независимых энергосбытовых компаний так и не созданы.

Источник из региональной сбытовой компании, пожелавший остаться неизвестным, настаивает, что риск банкротства велик. С 1 июля ГП вряд ли «свое доберут»: тарифы проиндексируют в сторону увеличения и начнется массовый выход на оптовый рынок крупных потребителей, покидающих ГП. Следствием потери клиентов станет снижение у ГП объема продаж, падение выручки и объема оборота. Увеличение сбытовой надбавки ограничено потолком роста тарифа для населения и необходимостью сдерживать подъем цен для малого и среднего бизнеса. Все это может разворачиваться на фоне второй волны кризиса - сворачивания экономики, лавины неплатежей, роста дебиторской задолженности.

Очевидный выход для ГП, по мнению источника, - укрупнение бизнеса, слияние для получения дешевых кредитов за счет фактора объема, снижение операционных издержек за счет автоматизации, расширение рынка дополнительных услуг для получения нерегулируемой прибыли. При этом источник ссылается на то, что в начале процесса реформирования электроэнергетики у его архитекторов проскакивала идея холдинга гарантирующих поставщиков под госконтролем: мол, целевой сегмент клиентов гарантирующих поставщиков - население, бюджет, ЖКХ. Так надо ли бояться монополии? Надо. РАО полагало холдинг ГП посреди рынка сбытов. Вокруг монополии «Интер РАО» рынка нет. Его так и не создали.

Помимо сбытов с начала года принялись драконить и сети. В том же постановлении № 1178 указано, что с июля 2014 года государство уже не гарантирует сетевым компаниям полного возврата их вложений: будут оплачиваться по тарифу только те мощности, для которых нашелся потребитель. Остальные инвестзатраты придется списывать в убытки. Тут вроде бы все логично. В ОАО «МРСК Урала» подчеркнули, что строят только те энергообъекты, которые определены инвестиционной программой, согласованной с властями регионов. К тому же все одобренные расходы на сетевое строительство автоматически учитываются в RAB-тарифе на несколько лет вперед: в 2010 - 2011 годах все компании государственного Холдинга МРСК перешли на новую систему тарифообразования. Но случается, что у бизнеса, с учетом заявок которого верстаются инвестпрограммы, резко изменяются планы: жизнь сложна, то кризис, то еще чего. Как будут разруливать такие ситуации - вопрос. До 2014 года потребителям придется платить за все новые сети, которые успеют построить. А далее при формировании тарифов на транспорт электроэнергии будут учитываться только загруженные новые мощности.

Пятая версия

Владимир Путин на совещании правительственной комиссии по развитию электроэнергетики на Саяно-Шушенской ГЭС озвучил то, что и так хорошо известно в энергетическом сообществе: постреформенная электроэнергетика тяжело больна монополизмом, это рассадник коррупции, катализатор подъема цен. Тотальная вертикализация управленческих процессов без ответственности на местах ведет к тому, что в отрасли растут издержки, топ-менеджеры занимаются бизнесом на стороне.

Премьер упрекнул Минэнерго и другие профильные ведомства в том, что они до сих пор не завершили реформирование в розничном сегменте рынка, указал на необходимость более качественного территориального планирования, чтобы энергетика в регионах развивалась в соответствии с потребностями экономики. К концу 2011 года инвестиционные программы крупнейших компаний под контролем государства так и не были утверждены, сетевые тарифы оставлены без изменений до июля, вопрос окончательной модели ОРЭМ остался открыт.

Зато Минэнерго РФ подготовило пятую за последние несколько лет грандиозную программу обновления энергетики до 2020 года, утвердят которую в конце марта. На модернизацию отрасли планируют потратить 11,2 трлн рублей, однако механизмы возврата инвестиций в проекте не прописаны. Генерирующие компании настаивают на доработке программы, реализация ее в таком виде подтолкнет рост цен для конечных потребителей.

Среди замечаний - отсутствие связи с действующими программными документами в электроэнергетике. Минэнерго предлагает заново выполнить все расчеты, тогда как по ряду проектов уже идет строительство и открыто финансирование.

В процесс бесконечного переделывания программ вовлекают и регионы. Например, по программе развития электроэнергетического комплекса Свердловской области на 2010 - 2015 годы и перспективу до 2020 года (стоимостью 500 млрд рублей) установленная мощность должна достигнуть 13 тыс. МВт при одновременном масштабном выводе из эксплуатации морально и физически устаревшего неэффективного оборудования. Реконструкцию и модернизацию предстоит осуществить на Среднеуральской, Рефтинской, Верхнетагильской, Нижнетуринской, Серовской ГРЭС, построить Ново-Богословскую ТЭЦ (вместо выработавшей ресурс Богословской) и ТЭЦ «Академическая» в Екатеринбурге. К 2015 году должен быть осуществлен вывод морально и физически устаревшего оборудования общей мощностью 1000 МВт при вводе 2400 МВт, к 2020 году - около 1740 МВт при вводе 4100 МВт. Это значительно больше, чем предусмотрено Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики РФ до 2020 года. К маю экспертная группа готовит предложения по корректировке программы.

Пока переверстываются программы, изматывающая неопределенность в отрасли ведет к тому, что инвесторы спешно уходят из энергетики: период извлечения сверхприбылей закончился. Например, Виктор Вексельберг, глава «Реновы», чьи активы в КЭС-Холдинге расположены и на Урале, пытается продать энергобизнес Газпрому.

Бросьте якорь стабильности

Ряд экспертов выступает за полную перезагрузку реформы электроэнергетики. Нужны не косметические меры и стотридцатьпятые поправки, а новый подход и новая широкая дискуссия в энергетическом сообществе. Перевод отрасли на ручной режим управления правительства в начале прошлого года был спровоцирован рост тарифов на 40%: рыночная модель электроэнергетики при всех своих достоинствах показала, что имеет и оборотную сторону. Но директивное управление отраслью не должно перерасти в постоянную практику. От бессистемных движений в ручном управлении отрасли пора вернуться к рынку, полагает топ-менеджмент энергокомпаний. А главное - к конкурентной модели электроэнергетического рынка. Одновременно нужны модели рынка теплоснабжения и ЖКХ, которые связаны с рынком электроэнергии и должны реформироваться синхронно.

Первый заместитель генерального директора, вице-президент по связям с государственными органами и устойчивому развитию бизнеса ОАО «Фортум» Сергей Чижов уточняет:

- В полной перезагрузке реформы отрасль не нуждается. Логично развитие реформы с учетом изменяющихся рыночных обстоятельств и взвешенных мнений всех участников рынка. Ключевые механизмы рынка работают: функционирует рынок «на сутки вперед», ведется продажа по договорам о предоставлении мощности. Происходит и конкурентный отбор мощности (КОМ) объектов генерации, работающих не в рамках договоров на поставку мощности (ДПМ). КОМ вызывает вопросы и справедливо неоднозначное отношение генераторов, но механизм все же существует. Главная потребность - в принятии государством решений на долгосрочную перспективу, создании режима открытого обсуждения принципиально важных для инвесторов решений.

Генераторы озабочены тем, что в фундаментальные документы, регулирующие основы энергорынка, нередко вносятся изменения без учета мнения его участников. Якорем стабильности в инвестиционном климате должен оставаться механизм ДПМ. Для привлечения масштабных долгосрочных капиталовложений в строительство новых и модернизацию существующих мощностей регуляторы должны либо обеспечить инвесторов такими инструментами, как ДПМ, либо продолжить реформу энергорынка с учетом дополняющих ДПМ механизмов.

Fortum - единственный иностранный инвестор в России, ставший акционером в тепловой генерации и непосредственно соприкасающийся с сектором ЖКХ. Сергей Чижов констатирует две ключевые проблемы: наличие «серых» схем в этом секторе и отсутствие четко работающих законодательных механизмов:

- С развитием рынка теплоснабжения мы здорово отстали. Движущей силой может стать закон «О теплоснабжении», который появился в прошлом году, и это существенный плюс. Однако для его полноценной работы необходимо принять десятки подзаконных актов, и этот вопрос пока не решается с той скоростью, с которой нам бы хотелось. Один из примеров: на уровне субъектов федерации, муниципалитетов должны быть разработаны и приняты схемы теплоснабжения, на основании которых возможна разработка инвестиционных программ, связанных в свою очередь с тарифом на теплоснабжение. Но это до сих пор не работает. Регуляторы должны приложить все усилия, чтобы как можно скорее были разработаны и утверждены все связанные с реализацией закона «О теплоснабжении» регламенты. Это поможет нам более уверенно развивать бизнес, в том числе делать инвестиционные предложения с пониманием того, как будем возвращать вложения.

Ни для кого не секрет, что дальнейшие перспективы электроэнергетического сектора напрямую зависят от последующих шагов правительства РФ. А точнее - от президентских выборов, а также от желания госчиновников угождать электорату популистскими действиями в электроэнергетической сфере в ущерб экономической целесообразности.

Материалы по теме

Сбыт не приходит один

Игра в разгаре — правил нет

Соглашение между РАО ЕЭС России и Курганской областью подписано

Энергетики определились с планами

Меткомбинатам не хватает энергии

Еще можно договариваться