Подключение итальянцев к России

Подключение итальянцев к России

Приватизация генерации, о пользе и вреде которой так долго спорили в ходе реформирования электроэнергетики, началась. Доводы типа «ни одна страна мира не пускает в свою системообразующую отрасль иностранных инвесторов» стихли. Их заглушил шелест купюр: новая российская генерация будет строиться в том числе и на деньги западных энергохолдингов.

 Николай Морилов
 Николай Морилов

Генератор ОГК-5 стал первой частной компанией в российской энергетике, выделившись 4 сентября 2007 года (одновременно с ТГК-5) из структуры демонтирующегося РАО «ЕЭС России». Остальные сейчас идут по этому пути. Завершится он 1 июля, когда энергомонополия РАО прекратит деятельность. Как топ-менеджмент ОГК-5 оценивает начало «свободного плавания» генерации, рассказывает директор по развитию компании Николай Морилов.

— Николай Николаевич, что изменилось после продажи пакета стратегическому инвестору?

— Государство уже не контролирует компанию полностью, а является одним из акционеров, при этом планируется продажа госдоли в течение двух лет. Мы ведем деятельность как самостоятельный субъект рынка, с этим и сопряжена высокая степень ответственности.

— В чем выражаются самостоятельность и ответственность?

— Во-первых, РАО не воздействует на принятие решений. Это касается как внутреннего развития, так и инвестиционных проектов, связанных со строительством генерирующих мощностей. Все определяют только органы корпоративного управления. Во-вторых, все инвестиционные инициативы, стратегия развития на пятилетний период обусловлены одной важной задачей — реализацией интересов акционеров. Прежде всего за счет роста экономической эффективности деятельности в электроэнергетике, будь то инвестирование, использование оборудования, снижение издержек, тарифные решения, эффективное поведение на свободном рынке электроэнергии. Все это отличает новые, уже выделенные из РАО компании. Но помимо удовлетворения интересов частного капитала они обязаны выполнить и все инвестиционные программы ввода новых мощностей, утвержденные РАО.

— Каковы теперь ваши основные риски?

— Сейчас происходит, по сути, приватизация энергетики, переход от государственного владения через РАО к частному, изменяется состав акционеров. Процесс завершится к моменту упразднения монополии. Но от этих событий отстает параллельное изменение инфраструктурной схемы энергорынка, появление в ее рамках новых субъектов. Я имею в виду создание саморегулируемой организации Совета по рынкам, а также наделение государственных органов управления  (Минпромэнерго, российского агентства по энергетике) новыми полномочиями и функциями регулирования отрасли в условиях ликвидации РАО. На наш взгляд, главный риск в деятельности новых компаний, выделенных из РАО,

— то, что пока не полностью сформированы, не закреплены государственными решениями новые правила игры: функционирования рынков мощности, системных услуг. Мы рассчитываем, что риски будут сняты в течение года.

Погружаем

— Намерен ли Enel довести долю в ОГК-5 до 100%, как пишут СМИ?

— Enel получил на это разрешение федеральных органов. Концерн объявил оферту: предложил остальным акционерам выкупить их акции. В эти дни решается крайне важный вопрос: в первой декаде февраля активная реализация оферты завершится. Результаты объявит сама компания.

— Чем работа Enel в России отличается от работы на Западе?

— Реформа энергетики в России развивается форсированными темпами, имеет сложные задачи, формы и методы. Разумеется, это непросто понять и оценить западному инвестору. По этой причине ОГК-5 и Enel создали для операционного взаимодействия совместные проектные группы по интеграции. Пытаемся обучить итальянцев правилам работы на нашем рынке, погрузить глубже. И сами вбираем опыт работы Enel на международном либеральном рынке энергии.

— Какова реакция рынков на смену собственников?

— Лучше судить не только по нашей компании, а в целом по рынку, по ценам приобретения энергоактивов, динамике их роста: реакция инвестиционного сообщества на смену собственников положительная. Ключевая задача — приток инвестиций в развитие энергетики, модернизацию отрасли. Безусловно, это драйвер роста стоимости любой компании. Кроме того, с привлечением крупного западного инвестора — энергетического холдинга, предоставляющего российской генкомпании свои компетенции, — ОГК-5 получила серьезные конкурентные преимущества.

— Насколько с его приходом изменятся экономические параметры и эффективность ОГК-5?

— Программы управления операционными издержками, оптимизацией бизнес-процессов еще нет: пока идет интеграция наших компаний, рабочие группы только знакомятся с делами. Так что ответ дадим во второй половине 2008 года.

— В начале реформы громко звучали голоса протестующих против прихода западного капитала на российский энергорынок. Что теперь?

— Оппонентов уже не слышно, а энергетики от разговоров (мол, привлечем инвесторов, они нам помогут) перешли к делу. Вся уникальность текущей фазы реформы в том, что мы получили реальные деньги и вкладываем их в развитие мощностей. Причем львиную долю средств наша компания инвестирует как раз в Уральский регион.

— Означает ли смена собственников радикальные перемены в реализации инвестпрограммы ОГК-5?

— В период покупки блокирующего пакета акций концерну не выдвигали специальное требование соблюдатьСтруктура акционерного капитала ОГК-5 преемственность в выполнении инвестиционной программы ОГК-5. Но с сентября Enel активно участвует в корпоративных органах управления компании и полностью подтвердил обязательства выполнения всех ранее принятых в РАО инвестиционных задач до 2012 года. В целом по рынку все новые инвесторы, которые покупают акционерные пакеты выделяемых компаний, принимают на себя аналогичные. Пересмотра инвестиционных программ в сторону уменьшения не будет, хотя уточнения по технической реализации, составу оборудования, субъектам выполнения строительно-монтажных работ и так далее возможны. Более того, мы с итальянскими коллегами рассматриваем вопрос расширения инвестпроектов, запуска дополнительных мощностей, в том числе и в Уральском регионе. Сейчас приступаем к строительству новой парогазовой установки на Среднеуральской ГРЭС мощностью 410 МВт, серьезно рассматриваем возможность строительства там до 2016 года еще одного аналогичного блока и на Рефтинской ГРЭС дополнительного блока мощностью около 600 МВт.— Чем вызвано расширение инвестиционной программы ОГК-5 на 2007 — 2012 годы?

— Либерализация рынка природного газа заставила нас пересчитать эффективность проектов: этот основной ресурс в производстве электроэнергии будет дорожать. Такова основная причина роста инвестпрограммы, в уточненной версии она увеличена до 75 млрд рублей. Угольные станции становятся более эффективными. Поэтому значительная доля инвестиций пойдет на модернизацию действующих уральских станций, прежде всего Рефтинской ГРЭС. Она подвергнется в ближайшие три года серьезной модернизации, станет «жемчужиной в короне» нашей компании — самой мощной угольной станцией в России на 3800 МВт.

— Каковы источники финансирования новых проектов?

— Основных — три: средства IPO, кредитные ресурсы (мы в состоянии привлечь очень серьезные: у ОГК-5 фактически нет долга, банковское сообщество охотно идет на переговоры по кредитам), внутренняя рентабельность (рост прибыльности связан с либерализацией энергорынка в течение ближайших трех лет). Свободный рынок электроэнергии уже сегодня демонстрирует интересные и важные для нас сигналы: операционная эффективность компании растет, она позволяет реинвестировать полученные средства в том числе и в инвестпроекты.

Ни шагу назад

— Что можно сказать о реализации инвестпроектов ОГК-5 в Свердловской области? В других компаниях проекты, предусмотренные соглашением по энергетике между правительством и РАО, тормозят, сдвигают на полгода.

— У нас нет сдвига. Мы выполняем обязательства. В рамках подписанного в декабре 2006 года соглашения у нашей компании лишь один проект — строительство парогазовой установки мощностью 410 МВт на Среднеуральской ГРЭС. По нему уже подписаны контракты на поставку основного оборудования. Газовую турбину марки MS 9001 FB изготовит General Electric, паровую турбину с теплофикационным отбором — Skoda, а котел-утилизатор — Nooter/Eriksen. Генеральным подрядчиком выступит компания Iberdrola Ingenieria & Сonstruccion. Стоимость договора подряда и основного оборудования — 430 млн долларов. ОГК-5 удалось успешно реализовать план подготовительного периода: заключить контракты с крупными международными компаниями и полностью обеспечить финансирование первых этапов строительства энергоблока. Мы подтверждаем, что блок будет введен до конца 2010 года. Хотя проблемы и риски у нас есть.

— В чем они?

— Риски у всех энергетиков прежде всего связаны с огромным спросом на оборудование. Машиностроители не справляются с количеством обрушившихся на них заказов. Это основная проблема, объясняющая сдвиг сроков ввода объектов генерации. У нас все пока неплохо. Мы раньше всех стартовали с IPO, смогли первыми подписать договоры с западными партнерами и надеемся получить оборудование в установленный срок.

— Какой именно блок вы предполагаете строить на Рефтинской ГРЭС?

— Пока это инвестиционная идея, не принятый пока проект строительства
11-го угольного энергоблока мощностью до 600 МВт. Сейчас менеджмент компании прорабатывает вопросы его технической осуществимости: анализирует состав оборудования, возможных поставщиков, подрядчиков на строительство. Планируем определиться до конца года. На наш взгляд, проект крайне эффективен, выгоден и региону, и компании.

— Можно ли уже говорить о выборе технологии?

— Мы точно не берем технологию циркулирующего кипящего слоя, применение которой сегодня в России серьезным образом рассматривается другими генераторами. На Рефтинской ГРЭС будет традиционный пылеугольный блок, но с улучшенными параметрами пара, производительность оборудования будет выше сегодняшней на Рефтинской ГРЭС.

— За счет чего тогда вы намерены добиться эффективности? И решить больные для угольной генерации вопросы экологии?

— Производительность оборудования будет в любом случае выше, чем у того, что сегодня применено на Рефтинской ГРЭС. Мы планируем поставить импортную технику. Что касается экологии: наши акционеры Enel и ЕБРР (банк приобрел чуть более 1% в ходе IPO в ноябре 2006 года) уделяют самое серьезное внимание соблюдению европейских экологических стандартов. При принятии окончательных решений, подборе оборудования мы учтем пожелания стратегических инвесторов.

— Откуда возьмете средства именно на этот блок?

— Мы успешно реализовали дополнительную эмиссию акций в прошлом году. Помимо того намерены активно привлекать кредитные ресурсы, можем использовать и облигационные займы, и выход на европейский рынок заемного капитала с выпуском евробондов.

— Для энергосистемы Урала весьма существенно недополучение 500 МВт: когда восстановите выбывший из-за аварии блок на Рефтинской ГРЭС?

— Не позднее конца марта 2008 года.

— Инцидент повлиял на годовые финансовые показатели ОГК-5?

— Несущественно: остальные девять блоков работали в графике.

Дополнительные материалы: 

ОАО «ОГК-5»

— одна из семи оптовых генерирующих компаний, созданных в результате реформы РАО «ЕЭС России». Зарегистрирована в Екатеринбурге 27 октября 2004 года. Производственные филиалы: Конаковская, Невинномысская, Среднеуральская и Рефтинская ГРЭС. Суммарная установленная мощность по выработке электроэнергии — 8672 МВт, тепла — 2242 Гкал/ч.

В ноябре 2006 года первой в своем секторе провела открытое IPO, разместив акции в объеме свыше 14% уставного капитала, причем спрос превысил предложение более чем в девять раз.

В июне 2007 года 25-процентный госпакет акций за 39,2 млрд рублей купил концерн Enel, крупнейшая энергетическая компания в Италии и третья по рыночной капитализации в Европе. К сегодняшнему дню пакет Enel в ОГК-5 увеличен до 37,15%, подписано соглашение о сотрудничестве и взаимных обязательствах.

В конце декабря 2007 года акции ОГК-5 первой из оптовых генерирующих компаний включены в котировальный список РТС первого уровня.

Генеральный директор ОАО «ОГК-5» — Анатолий Бушин

Материалы по теме

Сбыт не приходит один

Игра в разгаре — правил нет

Соглашение между РАО ЕЭС России и Курганской областью подписано

Энергетики определились с планами

Меткомбинатам не хватает энергии

Еще можно договариваться