Театр теней

Театр теней Несмотря на частые перемены правил игры, электросетевой комплекс надеется на приток инвестиций, рост акций и реализацию планов модернизации.

Электросети в очередной раз постигла неожиданная перемена участи: Холдинг МРСК недавно переименован в Российские сети, на его базе произойдет консолидация управления магистральными и распределительными электросетями. Это ровно обратное тому, к чему компании готовились с весны: ожидалось, что Холдинг МРСК перейдет под управление ФСК ЕЭС.

Таким же образом электросетевые компании с переходом на прогрессивную RAB-методику* (кто с 2010, кто с 2011 года) надеялись стать более привлекательными для инвесторов. Не повезло: после реформирования электроэнергетика никак не определится со стратегией. За три года работы сетей в RAB-регулировании уже три раза менялись правила. Последняя перемена: тарифные решения, принимавшиеся в прошлом году для электросетевых компаний — структур МРСК, ФСК, с 1 июля пересмотрены. К началу второго полугодия сети вынуждены провести «перезагрузку» RAB-метода формирования тарифов. Заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» Сергей Золотарёв надеется, что далее никакого пересмотра уже заключенных контрактов на основе RAB-регулирования не будет.

Становимся ближе

Сергей Золотарев— Сергей Михайлович, как в МРСК Урала прошла перезагрузка RAB? Какие меры приняты для сохранения финансовой и экономической стабильности предприятия?

— Перезагрузка RAB-метода в филиалах МРСК Урала с учетом новых требований проходила в два этапа: с 1 мая — в Свердлов­энерго и Пермэнерго, с 1 ноября — в Челяб­энерго. Долгосрочные параметры тарифного регулирования сформированы таким образом, чтобы обеспечить финансовую и экономическую устойчивость нашей компании, привлечение значительных средств для реализации инвестиционных программ. При этом программы модернизации претерпели изменения. В целом по компании на пятилетку они снижены с 67 до 36 млрд рублей. Но это не значит, что мы просто убрали из них какие-то объекты — мы более качественно подошли к оценке потребности в них регионов, срокам их вводов.

Кроме того, РЭКи утвердили показатели качества и надежности нашей работы до 2017 года. В соответствии с этим определены количество и продолжительность ограничений в передаче электрической энергии. Кроме того, будут обеспечены актуальность, достоверность и доступность для потребителей информации о работе компании, исполнение взятых нами обязательств в установленные сроки, оперативное реагирование на обращения клиентов. Ежегодно МРСК Урала должна улучшать эти показатели на 1,5%.

— За счет чего?

— За счет модернизации, реконструкции сетей: мы снижаем уровень их износа, повышаем надежность. За счет качественной работы с потребителями: открываем центры обслуживания клиентов, становимся к ним ближе, сокращаем время на обслуживание.

— Для чего все-таки понадобилась перезагрузка?


— Рост сетевых тарифов по ряду субъектов РФ был выше прогнозируемого уровня, необходимого для функционирования экономики. Руководство страны решило снизить тарифную нагрузку на потребителей, в том числе и за счет снижения платы за услуги по передаче электрической энергии. Компания МРСК Урала оптимизировала деятельность: пересмотрела инвестиционные программы, увеличила индекс эффективности операционных расходов, что позволило ей выйти на показатели, предусмотренные правительством, — с 1 июля предельный рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии не выше 11%.

— Какие потери компания понесла в ходе перезагрузки?

— Сокращение инвестиционных программ и источников для их реализации вдвое. При перезагрузке ФСТ ужесточила требования к снижению операционных расходов. В этом году индекс эффективности операционных расходов по Пермэнерго и Челябэнерго предусматривает их снижение на 2%, а по Свердловэнерго — на 2,5%. Мы переходим на новый уровень, где компания будет более эффективно управлять издержками.

Вернем через 35 лет

— На какие показатели финансово-экономической стабильности хотите выйти?

— Объем заимствований к концу 2017 года составит 15 млрд рублей. При этом устойчивость компании будет определяться соотношением долга к объему прибыли до вычета расходов по уплате налогов (EBITDA). Это соотношение не превысит 3 — 4 EBITDA.
При переходе на новый метод тарифного RAB-регулирования у нас возникла возможность эффективно использовать финансовый рычаг. Финансирование инвестиционной программы на 56% обеспечено собственными средствами, остальные — заемные. Взвешенная кредитная политика позволит сохранить финансово-экономическую устойчивость компании. С июля мы работали с рейтинговым агентством Moody's, которое в итоге присвоило компании по международной шкале рейтинг ВА2, по российской шкале — АА2. Это облегчит привлечение заемных средств помимо банковских кредитов, в том числе с помощью биржевых облигаций.

На сегодня объем кредитного портфеля МРСК Урала 8 млрд рублей, к концу периода регулирования, как я уже сказал, он увеличится до 15,3 млрд рублей.

— Какие банки привлекаете?


— Мы привлекаем через аукционы значительные заемные средства, поэтому наши партнеры — Газпромбанк и Сбербанк. Но компания, конечно, заинтересована в диверсификации кредитного портфеля, чтобы банков было больше. Отмечу, что ситуация на рынке заимствований на протяжении года меняется, ставки по кредитам растут: были 8%, теперь — 11%.

— Когда вернете кредиты?

— По методике RAB-регулирования возврат заемных средств по новому капиталу идет до 35 лет.

— А банки готовы столько ждать?

— Привлекаем кредиты на пять лет, потом перекредитуемся. Сделать это под более комфортный процент — серьезная задача, стоящая перед компанией. Но это возможно, если достичь высоких финансово-экономических показателей, которые позволят снизить рисковую ставку банков и других инвесторов.

— Какова стратегия работы с кредитным портфелем?


— Когда у банков была возможность, они шли нам навстречу в части снижения ставок. В настоящее время ее нет. Как альтернативный инструмент мы рассматриваем размещение биржевых облигаций. Но понимаем, что это должно происходить в благоприятных финансовых условиях, а их пока не предвидится.

— С какими финансово-экономическими результатами компания заканчивает год?

— Ожидаем выйти на плановую прибыль в 927 млн рублей и 100-процентное выполнение инвестиционной программы на 7,6 млрд рублей. В рамках этой программы затраты на техническое перевооружение и реконструкцию сетей составят 3,6 млрд рублей. Мы уверены, что выполним программу энергоэффективности и достигнем снижения объема технологического расхода при передаче электрической энергии по сетям на 240 млн кВт•часов, в стоимостном выражении это 360 млн рублей.

— Потребителя устроит предполагаемый уровень тарифов?


— Думаю, что устроит. Создание надежного электроснабжения — одно из основных условий RAB-регулирования, для этого мы и привлекаем значительные инвестиции, в которых нуждается электроэнергетика. Сетевое хозяйство давно нуждается в модернизации, износ оборудования — 70%. Для властей важно, чтобы мы создавали условия для развития бизнеса на территории, инфраструктуру. Мы решаем эту задачу, строим новые подстанции и прочие энергообъекты, это влечет за собой приход новых инвесторов на территорию.

Как уйти от перекрестки

— Насколько остро стоит вопрос последней мили с уходом крупных потребителей из МРСК в ФСК? Какие выпадающие доходы у вас возникают, будут ли они компенсироваться?

— Проблема последней мили возникла в 2006 году, когда были заключены первые договоры ФСК и МРСК, в соответствии с которыми ФСК были переданы отдельные объекты энергосетевого хозяйства, обеспечивающие МРСК выручку за услуги по передаче электроэнергии с учетом перекрестного субсидирования. Перекрестное субсидирование — это когда на крупных промышленных потребителей ложится дополнительная тарифная нагрузка для обеспечения льготной цены на электроэнергию для населения. Для крупного потребителя последняя миля означает более высокие затраты на электроэнергию, поэтому он стремится заключить договор на оказание услуг по передаче электроэнергии напрямую с ФСК, где тариф ниже. Срок действия договоров последней мили истекал в 2011 году, но летом Госдума приняла поправки к федеральному закону, продлевающие возможность их действия до 1 января 2014 года.

Проблему последней мили нужно рассматривать в комплексе с проблемой ликвидации перекрестного субсидирования.

— Она решается?

— В случае ухода потребителей с последней мили в МРСК Урала могут возникнуть выпадающие доходы: по Челябинской области — 4,26 млрд рублей, по Свердловской — 3,56 млрд рублей. Минэнерго РФ рассматривает сейчас возможность ухода от последней мили и перекрестного субсидирования введением социальных норм для населения, в пределах которых бытовой потребитель будет платить по льготной цене, а сверх социальной нормы — по экономически обоснованным тарифам. А крупные потребители, уходящие с последней мили, будут частично компенсировать этот уход. Но пока конкретных решений нет.

Когда уже поезд пошел

— Как вы оцениваете экономическую ситуацию, в которой действуют энергетические компании? Насколько она благоприятна?

— Нас напрягает, что правила игры в отрасли меняются на ходу. Та же перезагрузка RAB-регулирования не добавила нам комфорта. Но в компании действуют программы управления издержками, повышения энергоэффективности и ряд других, позволяющих эффективно управлять затратами.

— Каким видите следующий год?

— Мы прямо связаны с тем, как чувствует себя промышленность, крупные металлургические мероприятия — это особенность нашего региона. Мы еще помним потери 2008 года, серьезное снижение объемов электропотребления, наших услуг. Сейчас также очень сложное положение на мировом рынке. У нас наработан механизм анализа ситуации: как она отразится на нас, на наших объемах передачи, финансово-экономическом результате. Научены горьким опытом, так что принимаем меры на опережение, чтобы работать устойчиво.

— Что означает для компании недавняя продажа такого актива, как Курган­энерго?


— Сделка произошла путем обмена акций: МРСК Урала отдала частной компании ООО «Корпорация СТС» 49% уставного капитала ОАО «Курганэнерго», получив взамен от корпорации 7,15% акций Ленэнерго и 800 млн рублей. Сделка позволит Корпорации СТС реализовать планы консолидации активов на территории Курганской области. А мы получили перспективный пакет в одном из крупнейших электросетевых предприятий страны.

В части перспектив: акции сетевых компаний сегодня сильно недооценены в силу слабости фондового рынка страны. Кроме этого, интерес инвесторов снижают факторы, о которых мы говорили: нестабильность отрасли из-за часто меняющихся правил игры, в том числе в рамках принимаемого законодательства, продолжающееся реформирование электросетевого комплекса. Резкая смена позиции государства относительно RAB-модели, когда уже поезд пошел, также негативно сказалась на инвестиционной привлекательности электросетей. Инвестор часто не понимает, что происходит. Мы надеемся, что акции пойдут-таки в рост и на рынке появится их реальная цена.

Должны быть постоянные правила игры. Если мы их определили, их нужно придерживаться. Они могут, конечно, корректироваться, но не столь значительно и не столь часто. Это наша точка зрения.

— Никогда еще борьба политических фигур, группировок в столь значительной мере не отражалась на энергетике.

— В открытую не отражалась. Но электроэнергетика всегда сильно зависела от политики.

____________
* RAB (Regulatory Asset Base — регулируемая база капитала) — долгосрочная (на три и пять лет) методика расчета тарифов по принципу возврата инвестированного капитала. Считается, что позволяет инвестировать без существенного роста тарифов для потребителей.

Материалы по теме

Сбыт не приходит один

Игра в разгаре — правил нет

Соглашение между РАО ЕЭС России и Курганской областью подписано

Энергетики определились с планами

Меткомбинатам не хватает энергии

Еще можно договариваться