Под парусом ладьи
Переход под контроль АвтоВАЗа открыл перед Ижевским автозаводом новые перспективы. Он получил шанс не просто остаться на плаву, но и вернуться в число ключевых производственных площадок России.В конце октября Ижевский автозавод (ИжАвто) отчитался о передаче дилерам 10-тысячной Lada Granta, производство которой началось здесь в середине лета. По данным аналитического агентства «Автостат», Granta сегодня самый продаваемый автомобиль в России. В октябре 2011-го на предприятии собирали вазовскую «классику», пользовавшуюся у населения спросом по программе утилизации. А еще год назад ИжАвто только восстанавливался после остановки производства. За несколько лет одно из крупнейших машиностроительных предприятий Удмуртии прошло путь от заморозки конвейера до сборки последней разработки отечественного автопрома.
Вернись к Sorento
Первый автомобиль выехал из стен ИжАвто в 1966 году — «Москвич-408». Все комплектующие для него поставлял московский АЗЛК. В 1967-м модельный ряд пополнился «Москвичом-412», в 1971-м — «комби». Это были первые автомобили, полностью сконструированные в Ижевске. В условиях неудовлетворенного спроса и закрытого от зарубежных конкурентов рынка собственные продукты обеспечили ИжАвто работой почти на три десятилетия. Хотя далеко не во все годы мощности, рассчитанные на производство 200 тыс. авто в год, были загружены полностью.В 90-х спрос на устаревающие модели начал падать. Старт продаж «Оды» в 1991 году ситуацию почти не исправил. Последнее десятилетие века оказалось на заводе кризисным. В начале 2000-х новый собственник ИжАвто — группа компаний «СОК» — предпринял ряд мер для оживления предприятия: начали собирать «Фабулу» (универсал на базе «Оды»), фургон Иж-2117, вазовские «четверки» и «шестерки». Но вскоре стало ясно, что и эти меры не обеспечат ИжАвто устойчивого развития. Тогда собственники стали налаживать сотрудничество с корейским производителем KIA. Поскольку продажи иномарок в это время активно росли (по данным Минпромторга РФ, доля импортированных и локализованных иномарок на российском рынке увеличилась примерно с 10% в 2002 году до 75% в 2011-м), в KIA были заинтересованы в развертывании производства на территории РФ и приняли предложение. В 2005 году после модернизации на ИжАвто стартовала сборка седанов KIA Spectra, в 2006-м — Rio, еще через год — Sorento. Но и сотрудничество с корейцами оказалось недолгим.
В 2008-м из-за девальвации рубля стоимость машинокомплектов KIA резко выросла, и ИжАвто не смог выкупить очередную партию. Прибавившееся к этому кризисное снижение продаж автомобилей вынудило руководство предприятия сначала сократить рабочую неделю, а в мае 2009 года вовсе остановить конвейер. Решить проблемы ему не удалось — ИжАвто был признан банкротом и в начале 2011 года перешел под управление «Объединенной автомобильной группы» (ОАГ, «дочка» основного кредитора предприятия — Сбербанка). А в октябре 2011-го ОАГ была продана АвтоВАЗу.
Хмуриться не надо — Lada
Действия новых собственников (ОАГ изначально работала в интересах АвтоВАЗа) стали сразу приносить плоды. В апреле 2011 года на ИжАвто стартовала сборка ВАЗ 2107, позволившая существенно увеличить объемы производства. За счет «классики», влет расходившейся по утилизационным сертификатам, в 2011 году завод выпустил свыше 70 тыс. автомобилей (на «семерку» пришлось больше 40%). Для сравнения: в 2010-м — чуть меньше семи тысяч. В июле 2012-го с конвейера сошла первая ижевская Lada Granta, а производство ВАЗ 2107 спустя несколько месяцев было прекращено.По неофициальной информации, альянс Hyundai — KIA также претендовал на ИжАвто, однако решение о продаже завода АвтоВАЗу было политическим: еще в 2010 году в присутствии Владимира Путина президенты АвтоВАЗа Игорь Комаров, Сбербанка Герман Греф и генеральный директор ГК «Ростехнологии» (акционер тольяттинского предприятия) Сергей Чемезов подписали меморандум о взаимопонимании по развитию ИжАвто. Министр промышленности и энергетики Удмуртии Олег Радионов считает такую сделку максимально выгодной для автозавода:
— Вне сомнения, сотрудничество с Hyundai — KIA, одним из самых динамично развивающихся автомобильных альянсов в мире, позволило бы ИжАвто выйти на качественно новый технологический и управленческий уровень. Но параметры сотрудничества не подразумевали передачу предприятия в собственность альянса, что привело бы к ситуации, аналогичной 2008 году, когда с началом кризиса партнер не был заинтересован в поддержке ИжАвто, а выросшая стоимость машинокомплектов сделала проект убыточным. Гораздо раньше предыдущие собственники завода проводили переговоры с Chery. Но тогда продукция китайского автопрома вызывала много нареканий потребителей. Отсутствие спроса не позволило бы организовать рентабельное производство, от проекта пришлось отказаться.
С учетом всех факторов единственно возможным способом спасения ИжАвто был запуск производства в сотрудничестве с надежным партнером, им и стал АвтоВАЗ. Получая государственную поддержку, работая в сотрудничестве с альянсом Renault — Nissan, он является гарантом производственной деятельности ИжАвто в качестве сборочной площадки.
Одновременно с этим для самого АвтоВАЗа покупка ИжАвто не является исключительно политическим шагом. Ижевский автозавод необходим компании. «Программой развития АвтоВАЗа до 2020 года предусмотрено увеличение производства автомобилей до 1,5 млн штук. Для реализации этих планов компания нуждалась в расширении имеющихся производственных мощностей. Покупка Ижевского автозавода позволила решить эту проблему оптимальным способом», — заявляют в пресс-центре АвтоВАЗа.
— Очевидно, что решение о покупке ИжАвто исключительно коммерческое. АвтоВАЗ поставил задачу создать к концу десятилетия мощности, рассчитанные на выпуск более миллиона автомобилей в год. Сделать это за счет покупки предприятия с персоналом и оборудованием, пусть требующим модернизации, проще, чем строить новый конвейер. АвтоВАЗ планировал купить ИжАвто еще раньше, но, насколько я понимаю, из-за кризиса решение было отложено. Видно, что АвтоВАЗ серьезно взялся за развитие ИжАвто, почти сразу поставив туда новую модель Lada Granta. Если бы это была политическая сделка, он мог бы оставить там ту же «классику», — отмечает эксперт аналитического центра компании «АСМ-холдинг» Анатолий Титков.
Иж ты Renault
По данным Минпромэнерго Удмуртии, по итогам 2012 года ИжАвто выпустит около 55,5 тыс. автомобилей (примерно на 20% меньше уровня прошлого года, отставание объясняется остаточной сборкой «классики» и наладкой производства Lada Granta). Узнать план на следующие годы нам не удалось. В пресс-службе ОАГ пояснили, что он находится в стадии формирования, поэтому на данный момент не разглашается. Тем не менее некоторые перспективы завода понятны.В 2014 году на ИжАвто будет запущена сборка Lada Granta в кузове хетчбек. Как уточнила руководитель пресс-службы предприятия Инна Левыкина, ИжАвто станет единственной площадкой в России для производства этой модификации. А ориентировочно в 2016-м номенклатура завода будет расширена за счет ряда моделей Renault и Nissan.
— После модернизации на ИжАвто будет организована крупноузловая сборка моделей Renault Scenic, Megane и Koleos. Затем на конвейер предприятия должны встать кроссовер Renault Duster, седан Nissan Tiida и Renault Sandero. Ожидается, что эти модели будут выпускать по полному циклу со сваркой и окраской кузовов. Это означает, что ИжАвто будет площадкой для производства автомобилей сразу нескольких классов: B, С и D (отличаются размерами. — Ред.). Это весьма приличная номенклатура. Для модернизации АвтоВАЗ и альянс Renault — Nissan выделят 10 млрд рублей. После этого в 2016 году предприятие выйдет на полную мощность — 300 тыс. автомобилей в год. Кроме того, заводы, собирающие зарубежные автомобили, в будущем должны будут организовать производство двигателей — эта мера предусмотрена законодательством. Так что у ИжАвто есть все шансы выйти на очень хорошие объемы, — подводит итог Анатолий Титков.
Сборка на площадке ИжАвто моделей сразу трех производителей — решение более чем удачное. ВАЗ, Renault и Nissan стабильно входят в пятерку популярных в России марок. По итогам первой половины 2012 года на них пришлось 30% всех проданных автомобилей.
По данным пресс-центра АвтоВАЗа, в целом инвестиции в развитие Ижевского автозавода превысят 10 млрд рублей. Это один из крупнейших инвестиционных проектов в Удмуртии: вложения сопоставимы с общим объемом средств, направленных в обрабатывающую промышленность республики по итогам 2011 года. В 2016 — 2017 годах потенциальный совокупный объем производства на ижевской площадке превысит 300 тыс. автомобилей в год. Добавим, что это минимальная планка, предусмотренная режимом промсборки иномарок.
В правительстве Удмуртии не скрывают ожиданий. В 2011 году на ИжАвто пришлось 8% промышленного производства республики, он обеспечил 4% рабочих мест в машиностроении, а за счет мультипликативного эффекта — еще 30% в смежных отраслях. Хотя и работал в полсилы.
— На Ижевский автозавод в ближайшие два-три года возлагаются огромные надежды, — подтверждает Олег Радионов. — Во-первых, ожидается значительное наращивание объемов производства, что приведет к увеличению численности персонала. Во-вторых, будет расти доля местной переработки в стоимости автомобилей. По нашей оценке, сегодня в стоимости lada Granta она достигает 20%. После реализации АвтоВАЗом и альянсом Renault — Nissan мер по локализации, показатель существенно вырастет. Мы ведем работу по вовлечению местных производителей автокомпонентов в пул поставщиков АвтоВАЗа. Сегодня в списке Минпромэнерго Удмуртии порядка 19 потенциальных поставщиков, четыре из них уже готовят производство для поставок на АвтоВАЗ. Ожидаются визиты волжских специалистов с целью аудита местных производителей на предмет соответствия корпоративным требованиям. В дальнейшем мы планируем наладить такую же работу и с Renault — Nissan.
Таким образом, уже в ближайшие три года ИжАвто может превысить советские объемы производства. Реализация всех планов нового собственника будет способствовать изменению экономики Удмуртии.
Партнер проекта Министерство экономики Удмуртской Республики