Зима инвесторов
Энергореформа провалилась — утверждают те, кто всегда желал этого. Основание: энергетики наравне с нефтяниками и прочими отраслевиками ходят просить денег у правительства на выполнение инвестиционной программы. А ведь энергореформа затевалась для того, чтобы обеспечить приток инвестиций в отрасль.
Необходимые средства, казалось, были обеспечены конкурентным сегментам — сбытам и генерации. Для этого в компаниях были разработаны инвестпрограммы, прошли продажи активов большинства из них. И инвесторы появились, отечественные и зарубежные. Все шло хорошо. Но почти одномоментно, так некстати для реформаторов, обозначился в конце 2007 года и бурно разразился минувшей осенью финансовый кризис.
Теперь многое в отрасли поменялось: стали почти недоступны кредиты, подорожали в разы стройматериалы и вдвое — оборудование, обвалился фондовый рынок и на порядок подешевели акции большинства энергокомпаний. Стало падать энергопотребление в реальном секторе. Поэтому ценой огромных усилий сверстанные инвестпрограммы придется переделывать, иначе есть риск построить не там и не то, что будет востребовано после кризиса, если строить все-таки возьмутся. Так и не был запущен обещанный государством на ряде пилотных электростанций механизм гарантирования инвестиций.
С каждым новым проявлением кризиса мы ощупываем себя и спрашиваем: не спим ли, в той ли стране живем. Примерно тем же, очевидно, занимаются и притормозившие со стартами инвесторы: от выполнения инвестиционных обязательств никто еще публично не отказывается, но взят тайм-аут для корректировки. Инвесторы без госгарантий не двинутся. Потому что велика степень неопределенности: они не знают, как вернут вложения, да и стоимость проектов выросла.
Крупный бизнес пытается определиться во времени и на местности, раскладывает пасьянсы прогнозов развития ситуации: крайне пессимистичный, умеренно-пессимистичный, реалистичный, оптимистичный. Перекраивает стратегии на несколько вариантов сразу, чтобы были наготове. Бизнес помельче просто прикидывает, когда ему сворачиваться. Энергокомпании, оперирующие миллиардными денежными потоками, начинают экономить даже на канцтоварах — на всякий случай.
У нас нет практики преодоления таких «классических» ситуаций. Желавшие провала реформы оппоненты Чубайса теперь с надеждой взирают на правительство: только оно способно финансировать модернизацию отрасли. Пользуясь моментом, договариваются до того, что вообще пора вернуть электроэнергетику в лоно государства. Да, с начала 90-х оно за полтора десятилетия не построило ни одного значимого энергообъекта. Довело отрасль до ручки: износ мощностей — 70%, эффективные технологии не развиты. Говорило — денег нет. Мир уходил вперед без нас. Потом государству повезло: появились нефтяные деньги. Но не столько, сколько требовалось на модернизацию системообразующей обносившейся отрасли. Отчего реформаторы и затеяли приватизацию электростанций, затащили в страну зарубежные энергоконцерны.
От стратегий, говорят эксперты, отказываться не нужно, можно их корректировать, но если принята какая-то линия, следуйте ей. То есть не следует возвращать энергетику государству. Простая логика, без всяких прочих высоких соображений: чиновник по части управления активами всегда проиграет менеджеру. Наступило время сконцентрировать силы государства и энергобизнеса, в том числе и на региональном уровне, чтобы подготовиться к стремительному рывку и тем перспективам, которые откроются после кризиса. И уже сейчас планировать меры преодоления инфраструктурных ограничений будущего промышленного роста. Наступает первая зима, которую электроэнергетика переживает с новыми собственниками генерации и сбытов