Бунт за периметром
Следственный комитет РФ по Челябинской области возбудил уголовные дела по факту акции протеста в колонии строгого режима № 6 в Копейске: о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) и насилии в отношении представителей власти (ст. 318, всего пять уголовных дел).По данным следствия, 24 ноября группа из 500 заключенных «отказалась выполнять требования администрации исправительного учреждения» и выдвинула встречные — об ослаблении режима. В официальных версиях прозвучала следующая информация: «Все началось с просьбы осужденных из шести отрядов освободить нескольких человек из штрафного изолятора. Получив отказ, они заняли одну из вышек и вывесили лозунг с просьбой о помощи.
В тот же день от 300 до 400 родственников заключенных прибыли в Копейск, чтобы поддержать близких». Были предположения, что зачинщики беспорядков преследовали определенную цель — освободить из ШИЗО криминальный авторитет.
Между тем правозащитники считают, что бунт стал следствием недовольства: у осужденных вымогали деньги, требовали, угрожая физической расправой, отказаться от ранее поданных жалоб. Уполномоченный по правам человека Челябинской области Алексей Севастьянов писал в блоге: «Была организована переговорная площадка с лидерами акции неповиновения в жилой зоне. В числе основных жалоб — вымогательство денег, наличие СДИПов (секции дисциплины и порядка. — Ред.), а также пытки. Всю изложенную информацию, безусловно, необходимо проверять и в каждом конкретном случае разбираться индивидуально. Но можно сделать вывод, что существует достаточно серьезный конфликт между администрацией и заключенными… Один из заключенных утверждает, что его перевели из так называемой “адаптации” (секции трудовой адаптации. — Ред.) в общий отряд только после того, как он заплатил 15 тыс. рублей. В среднем “добровольные пожертвования”, со слов граждан, составляют до 200 тыс. рублей. Необходимо проверить данную информацию. К сожалению, это далеко не первая жалоба на поборы».
В региональном управлении ФСИН уверяют, что беспорядки были не очень серьезными, поэтому справились с ними быстро и без последствий. Однако наблюдатели рассказывают, что ОМОН несколько раз пытался разогнать тех, кто собрался за периметром: отсюда и травмы, полученные полицейскими и другими участниками событий. По словам Алексея Севастьянова, «можно отметить, что было много машин из других регионов, что необычно для города Копейска. Уже утром, в 05:30 перед ИК-6 я столкнулся с человеком, который назвал себя Сергеем, он не скрывал, что является организатором акции, показывал большое количество набранных номеров в своем сотовом телефоне. Однако Сергей подчеркнул, что компания людей, которые бросали в ОМОН бутылки и снежки, не имеет к нему отношения, он их не знает».
В ГУ МВД по Челябинской области говорят, что у стен колонии было много пьяных, несколько из них в ходе потасовки были задержаны. По данным СК, оцепление из стражей порядка подверглось нападению группы граждан: обстоятельства выясняются. Есть мнения, что среди родственников были провокаторы (организаторы акции), которые периодически призывали людей прорвать милицейское кольцо.
Сейчас СК по Челябинской области проводит доследственную проверку: принято 41 заявление от заключенных, где содержится информация о вымогательстве сотрудниками колонии денежных средств в сумме от 5 до 90 тыс. рублей. В ИК, кроме следователей, работают представители аппарата уполномоченного по правам человека в РФ, члены Общественной наблюдательной комиссии (создана во всех субъектах РФ в соответствии с законом об общественном контроле). По словам представителей комиссии, во время акции не было насилия ни с одной, ни с другой стороны: «Волнения прекратились добровольно, потому что заключенным удалось привлечь к ситуации в лагере внимание СМИ, правозащитников и прокуратуру. Заключенные не выдвигали никаких требований о послаблении режима и освобождении кого бы то ни было из штрафного изолятора, акция не была спланирована и не управлялась никакими криминальными авторитетами». Члены комиссии также утверждают, что у них есть факты избиения и пыток заключенных.