Одного пишем, десять в уме

Одного пишем, десять в уме Регионы, несмотря на урезанную квоту, не останутся без мигрантов: предприятия вернутся к практике найма гастарбайтеров без документов.

Mинздравсоцразвития РФ на прошлой неделе подписало постановление, которое на год определило характер отношений между российскими работодателями и иностранными работниками. Документ, распределяющий по регионам квоты выдачи иностранцам приглашений на въезд для трудовой деятельности, обсуждался с лета. Осенью субъекты РФ защищали в Минздраве свои заявки на мигрантов. Итоговый вариант согласовывался с ФМС РФ и правительством.

Постановление пока не стало предметом общего достояния, озвучиваются только общероссийские цифры. Минздрав объясняет: данные по некоторым территориям проходят дополнительные корректировки. В ФМС утверждают, что предложения регионов остались практически без изменений. По данным УФМС регионов, для Челябинской области квота составит около 7 тыс. разрешений, Свердловской - около 60 тысяч, Тюменской - около 12 тысяч, для Югры - около 30 тысяч. В целом это в полтора-два раза меньше, чем просили работодатели.

Хитрости квотообразования

В следующем году на территории России смогут работать 1,3 млн иностранцев. Плюс 600 тыс. разрешений - резерв на тот случай, если квота будет исчерпана. Это почти вдвое меньше, чем в прошлом году (3,9 млн человек). По словам заместителя руководителя Минздрава Максима Топилина, регионы на 2010 год запросили 1,4 млн трудовых мигрантов: на 30% меньше, чем в прошлом году. Топилин считает, что в этом году работодатели снизили заинтересованность в иностранной рабочей силе главным образом из-за высокого уровня безработицы. Согласно закону, работодатели направляют свои заявки на иностранных работников на следующий год до конца мая текущего года. Как раз в это время и был зарегистрирован пик безработицы. Если бы квота формировалась позже, цифры могли быть другие.

Глава ФМС Константин Ромодановский раскритиковал механизм квотирования, заявив, что он недостаточно гибок. В ФМС хотя и фиксируют уменьшение числа мигрантов (с начала года по начало октября их количество сократилось на 16%: въехало 10,3 млн человек против 12,2 в прошлом году), но отмечают, что в РФ иностранные работники востребованы несмотря на кризис, а в следующем году потребуется больше рабочих рук.

Логика региональных чиновников понятна: финансирование местных программ по занятости находится в пропорциональной зависимости от объема привлечения иностранной рабочей силы. Плюс к этому они утверждают, что квота на этот год не выбрана. Например, в Челябинской области она реализована только на 70%: из 33 тыс. возможных разрешений на работу выдано чуть более 24 тысяч. Разницу в ожидаемых и фактических цифрах связывают с простоями на южно-уральских стройках. Но такая ситуация далеко не во всех регионах. Это хорошо иллюстрируют изменения к приказу Минздрава о распределении квоты на 2009 год. Согласно поправкам к документу, внесенным в ноябре, квота для Ханты-Мансийского автономного округа увеличена с 6412 (планируемые показатели) до 10 252 (фактические показатели) разрешений, для Оренбургской области - с 798 до 827, для Пермского края - с 8212 до 8812, для Курганской области - с 249 до 505. То есть во многих регионах для удовлетворения потребностей работодателей квоты не хватило. Специалисты международного альянса «Трудовая миграция» (Москва) считают, что 1,3 миллиона - цифра крайне недостаточная. Только работодатели Москвы на 2010 год подали заявки на 1,4 млн рабочих мест. Реальная потребность России в трудовых ресурсах сегодня достигает 4 - 6 млн квалифицированных специалистов, говорят в альянсе. Тем работодателям, которые хотят и умеют искать квалифицированных легальных специалистов и рабочих, нужно давать зеленый свет. Кроме того, следует учитывать: легальные мигранты не отнимают работу у населения, у них своя ниша.

Привет, нелегал

Мне лично знакомы два таджика, которые трудятся без разрешения в одной из небольших екатеринбургских компаний. При этом там же пятеро мигрантов имеют необходимые для работы документы.

В следующем году, по словам владельца этой компании, официально удастся оформить одного-двух гастарбайтеров.

По мнению старшего научного сотрудника Института демографии ГУ-ВШЭ Никиты Мкртчяна, очередное сокращение квот приведет прежде всего к увеличению нелегальной составляющей:

- Это показывают наши исследования в 2009 году, основанные на опросах временных трудовых мигрантов. Виден явный откат от позитивной политики, начало которой было положено в 2007 году. Предприниматели будут возобновлять старые практики: легально оформят, например, 50 иностранцев, а привлекут 200. С особо дотошными проверяющими, как водится, договорятся. Несмотря на то, что штрафы за привлечение нелегалов сейчас выливаются в большие суммы, власти не будут жестко карать бизнес, особенно крупных плательщиков в региональный бюджет.

А вот мелкому бизнесу станет тяжелее: с ним особо цацкаться не станут.

По словам начальника отдела трудовой миграции УФМС России по Челябинской области Анатолия Пепеляева, за ростом нелегальной миграции последует увеличение числа правонарушений в части незаконного нахождения и трудовой деятельности иностранцев на территории РФ. В основном это касается граждан из ближнего зарубежья, которые свободно пересекают границу.

В Челябинской области в этом году к ответственности за проживание без регистрации привлечено уже 9,6 тыс. человек.

В Международной ассоциации трудовой миграции (Москва) считают, что места гастарбайтеров не востребованы россиянами. А то, что регионы добились уменьшения заявок, говорит о том, что власти не хотят замечать того, что мигранты все равно приезжают и становятся нелегалами.

Патент на работу

В этих условиях ФМС пытается найти выход. Есть здравая идея. Служба намерена со следующего года ввести специальный патент на трудоустройство, который позволит потенциальным гастарбайтерам (тем, кто не прошел по квоте) трудиться на законных основаниях. Однако у обладателей патентов будет серьезное ограничение: они не смогут работать на юридических лиц. Держатели таких патентов смогут найти применение, к примеру, в садово-огородных товариществах, по части мелкого ремонта или в качестве няни. Эта мера поможет вывести из тени не менее 2 млн человек. Их легализация - не единственное достоинство патентов: они помогут регионам в кризисной ситуации пополнить бюджет, поскольку за патент мигрант будет платить своего рода налог - 1 тыс. рублей за получение и еще 1 тыс. рублей за каждый месяц пребывания в стране. Эти деньги пойдут в бюджеты субъектов РФ. Максимальный срок действия патента - год, после этого иностранцу надо будет выехать из России (если он хочет продолжить трудовую деятельность, можно въехать обратно).

Впрочем, решение о введении патентов еще не принято: эти предложения сейчас находятся на рассмотрении в правительстве РФ. В предстоящий год придется работать по уже утвержденным цифрам. Да и патент никак не поможет юридическим лицам, использующим львиную долю мигрантского труда. Нелегальный рынок труда вырастет. А сожмется только, когда прекратится всеобщая паника по поводу безработицы, либо произойдет ЧП с участием нелегалов, которое потребует оперативных вмешательств контролирующих органов.


Материалы по теме

Рынок труда Свердловской области не может обеспечить работой всех гастарбайтеров

Отдам дело в рабочие руки

Возросло количество мигрантов, получивших разрешение на трудоустройство в Свердловской области

Искусство планировать

Как это по-русски?

Борьба с невыплатой зарплат может привести к росту безработицы