Из искры возгорится

Из искры возгорится

Одна из строек Екатеринбурга на прошлой неделе напоминала Петроград: рабочие с суровыми лицами греют руки у костров, разговоры вполголоса о долгах хозяев, протестные настроения. Вот только у железных бочек с горящими палками не балтийские матросы, а мигранты-строители.

Ждать на 5-градусном морозе руководителя одной из бастующих бригад Авасбека Мухаева пришлось минут двадцать. Уроженец Душанбе бегает между этажами недостроенного жилого здания на перекрестке улиц Шейнкмана — Народной воли и уговаривает земляков потерпеть и не предпринимать незаконных действий. По разным данным, без денег остались до четырехсот строителей. Зарплату не платят уже три-четыре месяца.

Около 40 человек сбились в кучки у разожженных останков дверных косяков. За приглашением погреться следуют сбивчивые рассказы: 

— Мы здесь с июня. Когда приехали, четыре этажа было построено, мы каркас доделали. А теперь деньги не дают. У многих уже билеты домой были куплены, пришлось сдавать. Половина наших в теплушках, раздевалках живут тут же на стройке, всем мест не хватает: пока одни спят, другие у костров сидят. Жилье снимают единицы, кому удалось за первые месяцы зарплату получить. Не хватает еды и одежды, никто и не думал, что до холодов здесь останемся. 

Авасбек Мухаев рассказывает, что рабочие начали выражать недовольство, когда работодатель — ООО «Альфа-Строй», работающее подрядчиком у аффилированной компании ООО «Малышева-73», сменил охрану и начал выгонять наемных работников с территории стройки. А куда идти? Жить негде, есть не на что. Ситуация разрядилась, когда на место событий приехали представители «Альфа-Строй», правоохранительных органов и региональной общественной организации «Общество таджикской культуры “Сомон”». Деньги пообещали выплатить в ближайшее время. Но удастся ли национальной диаспоре вкупе с прокуратурой разрядить обстановку? И насколько вероятно повторение подобных событий?

На кого рассчитывать

Первым на акцию протеста отреагировало общество таджикской культуры. Фактически оно стало организатором официальных требований работодателю о выплате зарплаты. По словам председателя общества Фаруха Мирзоева, строители не покинут территорию, пока фирма-подрядчик не выплатит им зарплату. Право требовать у них есть: со всеми работниками заключены трудовые договоры. Заказчик нарушил трудовое законодательство, значит, должен понести ответственность. Заявление о нарушении направлено в прокуратуру Ленинского района Екатеринбурга, где прошла встреча сторон трудового конфликта. «Альфа-Строй» обязали выплатить зарплату. Задолженность перед каждым из строителей составляет от 40 до 60 тыс. рублей.

Более того, районные надзорные органы начали проверку по факту акции протеста. Установлено, что требования мигрантов носят справедливый характер. По итогам ревизии документы будут направлены в компанию с требованием погасить долги по зарплате. Устно представители «Альфа-Строй» уже пообещали выплатить деньги. Если зарплату не отдадут, проверочные документы отправят в следственный отдел, который решит вопрос о возбуждении уголовного дела, сообщили в прокуратуре.

Свою лепту в правое дело пытались внести профсоюзные организации. Руководитель департамента профсоюзного движения Федерации профсоюзов Свердловской области (ФПСО) Василий Деркач рассказал, что участники акции протеста регулярно получают юридические консультации. ФПСО находится в контакте с инициативной группой, готово создать профсоюз для защиты прав мигрантов, отстаивать их интересы. Заявления о появлении подобной организации ФСФО распространила еще до событий на стройке (см. «Мигрантов возьмут в профсоюз» , «Э-У» № 45 от 17.11.08), но реально она пока не работает. Одной из главных задач профсоюза станет увеличение зарплаты мигрантам и своевременная ее выплата. В ФСФО считают, что подобные инциденты будут учащаться, востребованность в услугах профсоюзов возрастет.

Кто в ответе

«Альфа-Строй» выплачивать зарплату не отказывается, ее руководство каждый день посещает строителей, пытается ускорить процесс. В компании сообщили, что долги образовались из-за того, что за проделанную в сентябре и октябре работу не рассчитался заказчик строительства — ООО «Строительная компания СКА», аффилированное с ООО «Малышева-73». Между тем в СКА утверждают, что деньги на строительные работы подрядчику перечисляют регулярно. Так, с момента заключения договора с ООО «Альфа-Строй» в июле нынешнего года организация выплатила порядка 50 млн рублей.

В управлении Федеральной миграционной службы и Свердловском областном миграционном центре от комментариев отказались: официальных обращений или жалоб со стороны мигрантов не поступало. А неофициально нам заявили, что участники «таджикской» акции еще в выгодных условиях: нелегальные мигранты без документов о праве на работу вообще не смогут ничего потребовать. Очевидно, что в условиях экономического кризиса гастарбайтерам будут не только задерживать зарплату, но и вовсе отказываться от выплат, объясняя действия финансовыми проблемами. И пойти нелегалу некуда, его просто депортируют. При этом какого-либо значительного оттока мигрантов из России в ФМС не ожидают: Россия остается для жителей стран СНГ едва ли не единственным рынком труда.

С договором лучше

По данным Института демографии ГУ-ВШЭ, на основе письменного трудового договора с работодателем работают менее четверти мигрантов. Последние изменения в трудовое законодательство направлены на рост официальной занятости мигрантов и снижение доли теневых и неформальных отношений на рынке труда. Однако успех этой стратегии зависит не столько от миграционной политики, сколько от мер экономического и налогового регулирования, например, снижения ставки подоходного налога: она сегодня для мигрантов слишком высока. Это может привести к перетеканию хотя бы некоторой части мигрантов из сферы неформальной занятости в правовое экономическое пространство.
Как правило, договор с работодателем (в устной или письменной форме) заключается на год. Примерно 20% мигрантов имеют краткосрочные договоры на три или шесть месяцев. Большинство получает зарплату не чаще раза в месяц. Оплата «по окончании работы» — типичная практика. Менее трети мигрантов получили от работодателя какой-либо аванс. При этом только половина уверена в том, что они действительно увидят свои деньги. Если такие мигранты не имеют собственных средств к существованию, они оказываются в полной зависимости от работодателя. Еще одна типичная черта теневого найма — сильная зависимость работника от работодателя в том, что касается условий, не относящихся напрямую к трудовому процессу. Только для 20% мигрантов работодатель обеспечивает питание, для 12% — медицинские услуги.

Учитывая вмешательство прокуратуры, акция протеста мигрантов в Екатеринбурге для ее участников может завершиться успешно. Но это произойдет только в том случае, если от провокаций воздержатся политические сообщества, подобные «Молодой гвардии», месяц назад объявившей акцию «Наши деньги — нашим людям». Искусственный накал, игра на нервах общественности на тему «они пойдут грабить» могут разжечь рядовой в принципе конфликт «работник — работодатель» до масштаба мини-революции. Здравая оценка происходящего правоохранительными органами, властью и населением особо значима в нынешних экономических условиях.

На момент сдачи номера в печать рабочим начали выплачивать долги.

Дополнительные материалы:

Оформим отношения

Никита Мкртчян
Никита Мкртчян

Недобросовестные бизнес-структуры будут пользоваться бесправным положением мигрантов до тех пор, пока трудовые отношения работодателей с жителями стран СНГ не начнут оформляться официально, считает старший научный сотрудник Института демографии ГУ-ВШЭ Никита Мкртчян

— Полагаю, проблемы с невыплатой заработной платы рабочим-мигрантам в Екатеринбурге и других крупных городах возникали и до этого. Бывали, по крайней мере, в Москве, и иные ситуации: работодатели, не желая расплачиваться с рабочими-гастарбайтерами, сообщали о них в УФМС, оттуда приезжали и забирали и без того обманутых людей для депортации. Работодатель отделывался мелким штрафом (напомню, до ноября 2006 года он составлял несколько тысяч рублей и только в последние два года существенно возрос). ФМС тоже не оставалась внакладе: по меньшей мере, делала статистику борьбы с нелегальной миграцией. Обмануть, выгнать мигранта, не заплатив, — расхожая практика.

Внимание к этим вопросам в последнее время объясняется кризисом. Страну будоражат разговоры о том, что оставшиеся без работы мигранты займутся разбоем. Общественное сознание к этому чувствительно: мол, сегодня бастуют, завтра пойдут грабить и убивать... Все помнят события во Франции три года назад. Кроме того, кризис на руку недобросовестным работодателям: под его предлогом очень удобно сэкономить на рабочей силе. В ближайшее время многие мелкие фирмы, в том числе в строительстве, действительно разорятся, и гастарбайтеры в силу незащищенности правового положения в этой ситуации окажутся крайними. Опять-таки, если бы не кризис, они не терпели бы такую ситуацию четыре месяца, а перебежали на соседние стройки. Но потребность в кадрах нынче не та, на другое место устроиться чрезвычайно трудно. Не исключаю, что кто-то «порулил» этой забастовкой. Возможности мигрантов, тем более из стран Центральной Азии, к самоорганизации очень малы.

Подготовил Артем Коваленко

 

Материалы по теме

Рынок труда Свердловской области не может обеспечить работой всех гастарбайтеров

Отдам дело в рабочие руки

Возросло количество мигрантов, получивших разрешение на трудоустройство в Свердловской области

Искусство планировать

Как это по-русски?

Борьба с невыплатой зарплат может привести к росту безработицы