Урал с высоты дирижабля
Иллюстрация: Сергей Лаушкин |
И это не конкуренция проектов — это конкуренция идей, столкновение различного видения будущего страны и ее регионов. Идеи, которые победят в этой борьбе, и определят развитие территории.
Для своеобразного анализа мы выбрали идеи, получившие развитие в уходящем году, которые отвечают двум критериям: они глобальны и в то же время имеют прямое отношение к Уралу. Этот выбор субъективен — хотя мы не знаем, как соблюсти объективность в таком странном деле. Степень фантастичности или, если угодно, бредовости мы не регулировали, хотя предложенный Туркменбаши поворот северных рек, включая протекающие через Западную Сибирь (понятно, для орошения полей братской Туркмении), отвергли.
Но в то же время нас привлекли, на первый взгляд, безумные предложения. Например, возродить дирижаблестроение, перевести электростанции на торф или начать переселять китайцев для освоения пустующих сельскохозяйственных земель. Хотя черт его знает, может быть, именно в нашем регионе у нас какие-то из этих идей могут найти применение.
Среди более близких здравому смыслу — расселение умирающих поселков, строительство Большого Евразийского университета, освоение Приполярного Урала и создание титановой долины. Невозможно? Это слова из лексикона дураков, как говорил Наполеон Бонапарт, «в мире больше сдавшихся, чем побежденных».
Последняя идея — увеличение скорости движения по Транссибу — вообще сверхактуальна для страны, реализация этой идеи позволит объединить территорию, встроив Россию в единое пространство Запада и Востока. А если еще и связать городамиллионники Урала скоростными магистралями, можно раз и навсегда решить проблему вымирания малых городов. Это создаст основу для качественно совершенно иной, более конкурентоспособной экономики.
Второй краеугольный камень строительства будущего — люди. Мы живем в то время, когда формируются мифы. Нет никаких сомнений, что через два-три десятка лет российских предпринимателей будут вдохновлять сегодняшние Тетюхины и Шумаковы, так же как Америку вдохновляют Ли Якокка и Джек Уэлч. Нам нужны живые примеры того, что мы умеем не только качать нефть, газ и делать вечно ломающиеся «жигули». Нельзя надеяться на решение сложных проблем с тем же самым образом мышления, с каким они создавались. Произнесший эту фразу великий чудак Альберт Эйнштейн проверил ее на практике. Сегодня нужны люди именно с таким подходом к жизни. Поэтому путем простого голосования среди сотрудников редакции мы выбрали героев года — людей, которые сумели, каждый на своем уровне, сломать стереотипы. Вроде того, что вороватые и неумелые российские строители никогда не будут востребованы в Европе (небольшая компания из Ревды получила подряд на сверхконкурентном рынке для работы на норвежском шельфе); металл мы гнать на Запад сможем, а шасси для Boeing — никогда (титановая корпорация «ВСМПОАвисма» опровергла этот миф); талантливых программистов мы будем экспортировать, а продукт их работы — нет (пермская компания «Прогноз» получила заказы американских железнодорожников и китайских госструктур).
И тогда новые поколения предпринимателей и менеджеров будут учиться не на примере американской Nucor, которая, внедрив технологию минизаводов, за 30 лет шагнула из небытия на четвертое место в мире по производству стали, а на примере МаксиГрупп, которая сегодня повторяет этот эксперимент на металлургическом пространстве России. Виктор Вексельберг сломал общий для всех регионов стереотип, что массовые жилищные застройки остались в советском прошлом. С его проектов на Урале может начаться изменение облика городов.
Мы не искали героев среди чиновников, но все же остановили внимание читателя на двух фигурах, которые, на наш взгляд, своими действиями также заложили основу для будущего региона. Олег Чиркунов совершает самую серьезную инновацию в сфере госуправления, а Виктор Кокшаров выводит на новый уровень инфраструктуру международных связей.
Все эти примеры как минимум заставляют нас посмотреть на себя со стороны, задуматься о будущем и, может быть… помечтать. А если пищи для полета фантазии мало, почитайте интервью с Сергеем Воздвиженским — человеком, который в 74 года сохранил уникальную способность думать на десятки лет вперед.