Разбаланс
Экономические предпосылки для развития малой генерации на Урале есть, а баланса между интересами промышленников и энергетиков - нет.Развитие малой энергетики признано одним из направлений модернизации российской экономики: комиссия по модернизации и технологическому развитию при президенте РФ еще в марте предложила включить этот сегмент в планы развития энергомощностей регионов до 2020 года. Теме малой генерации как на традиционных, так и на альтернативных источниках энергии «Эксперт-Урал» посвятил круглый стол в рамках конференции «Точки роста Большого Урала: условия новой индустриализации».
Потенциально интересна...
- Правительство уже не первый год поднимает вопрос о развитии малой энергетики как в промышленности, так и в городском коммунальном секторе. О какой энергоэффективности и сдерживании цен на коммунальные ресурсы можно говорить, когда КПД энергоблоков крупных электростанций - 20 - 30% против 50% у импортных когенерационных установок малой мощности? Прибавьте к этому потери в сетях при транспортировке электроэнергии, которые в конечном счете оплачивает потребитель. Поэтому регионам и было предложено разработать региональные программы развития малой энергетики. В частности, предусмотреть до 2020 года увеличение доли когенерации в общем объеме выработки электроэнергии до 20%, - объяснил член Комитета Госдумы РФ по энергетике Георгий Леонтьев.
Директор Уральского филиала Агентства прогнозирования балансов в энергетике Юрий Захаров указал на другой, не менее важный аспект:
- По нашим прогнозам, только на Среднем Урале при инновационном варианте развития территории до 2020 года среднегодовые темпы прироста электропотребления составят 4,4%, при инерционном - 3,8%. Большая генерация между тем стремительно стареет. В Свердловской энергосистеме более 50% энергооборудования имеет срок эксплуатации свыше 40 лет. В сетевом хозяйстве ситуация немногим лучше. И даже с учетом инвестпрограмм генерирующих компаний, уже включенных в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, а также договоров поставки мощности между генкомпаниями и правительством РФ, находящихся в стадии подписания, мы останемся при старой энергетике. Техперевооружение быстро не обеспечить: внутренних инвестиций недостаточно и времени нет. В таких условиях развитие крупных базовых станций нужно сочетать с развитием малой.
Поиски спасения в малой генерации - не новость. Она существует с советских времен, частично обеспечивая потребности в электроэнергии и тепле крупных промышленных гигантов, таких как Уралвагонзавод или Магнитогорский металлургический комбинат. Но массовый характер явление не носило: потребности с лихвой покрывались крупной. В итоге доля объектов малой генерации в общем объеме выработки электроэнергии на Среднем Урале - менее 0,01% (в целом по России - около 5%), а количество эффективно работающих энергоустановок не превышает десятка.
Разработчики технологий утверждают, что потенциал развития рынка малой генерации на Урале высок. Например, эксперты ООО «Промгаз», которые готовили Схему газификации Свердловской области, оценили его в 2,5 тыс. МВт. Такова общая мощность установок распределительных энергоисточников средней и малой мощности (мини-ТЭЦ), которые возможно установить в муниципальной и промышленной энергетике. В частности ежегодная выработка электричества с помощью когенерационных установок может быть доведена до 7 - 10 млрд кВтч, тепла - 12 - 20 тыс. Гкал.
- Если эту программу реализовать, регион получит колоссальный экономическую выгоду в виде ежегодной экономии 60 млрд рублей и 1,5 - 2 млрд кубометров природного газа за счет вывода из эксплуатации неэффективных теплопунктов и повышенного КПД новой малой генерации, - подчеркнул руководитель Агентства по развитию малой энергетики (АРМЭ) Михаил Шулев.
Для промышленников малая генерация - способ повысить конкурентоспособность, заверяют в АРМЭ. «Себестоимость своей энергии как минимум в два раза ниже, чем установленные оптовые тарифы (какими бы они ни были): вычитаем непомерные затраты на транспортировку, потери в сетях, недешевое топливо», - отмечает директор по научно-технической политике АРМЭ Александр Евпланов.
С 1 января 2011 года этот вопрос станет особенно актуален - все предприятия перейдут на закупку 100% электроэнергии на оптовом рынке по свободным ценам (в 2010 году - только 70%, остальное - по регулируемым тарифам).
...Но не нужна
Однако заказчика для малой генерации на Среднем Урале пока нет. Почему?
- Им должен выступить в первую очередь муниципалитет, который заинтересован в увеличении эффективности коммунальной энергетики, - поясняет Георгий Леонтьев. - Но при существующей ценовой политике он никогда не будет закупать новые когенерационные установки. Сейчас мы продумываем варианты, как его мотивировать.
Не спешит и промышленность. «За три года мы провели работу более чем с сотней промпредприятий области, - делится опытом Михаил Шулев. - Уже год работаем совместно с Уралтрансбанком, который на первоначальном этапе предложил нашим клиентам 3 млрд рублей на осуществление проектов. Но за год из этого ресурса использовано только 15 млн рублей. До реализации дошло лишь два проекта». По его мнению, в малой генерации заинтересован только так называемый постиндустриальный промышленник, который внедряет на своем предприятии современные технологии, покупает западные станки и выводит на рынок новый продукт. Он обеспечивает себя стабильным источником электроэнергии, при этом сохраняет взаимодействие с большой энергетикой. «Что делают остальные? Сидят-ждут, когда правительство даст им команду "вперед!"» - уверен руководитель АРМЭ.
Руководитель практики по работе с компаниями энергетического сектора КПМГ в России и СНГ Андрей Корн полагает, что интерес к малой и альтернативной энергетике задавлен экономическим кризисом: потребление электроэнергии резко упало, объем свободных средств для инвестиций сократился. Другая причина, отмечают участники круглого стола, - несовершенство законодательства: чтобы запустить проект, необходимо пройти 860 согласований в различных инстанциях. От государства в этой области нет ни поддержки, ни мотивации, ни стимулов, только обозначение направления. В региональном законодательстве госгарантии, субсидирование процентных ставок и господдержка инвестиционной деятельности заложены, но ничего не работает.
Заместитель генерального директора «УГМК-Холдинга» по энергетическим проектам Владимир Нечитайлов полагает, что основная причина заключается в противодействии этому процессу электросетевых организаций. С ним согласился и Георгий Леонтьев: договориться о согласовании проектов строительства малой генерации с МРСК или ФСК практически нереально, пока не будет поддержки «сверху».
И тут за сетевиков вступился начальник стратегического управления Тюменьэнерго Виктор Рубежной:
- В своей зоне ответственности мы занимаемся не бизнесом, а реализацией государственной политики. Вы не правы в том, что государственные электросетевые компании не поддерживают развитие малой и альтернативной генерации. Приоритетная задача в этой сфере - создать благоприятные технологические и организационные условия и возможности для интеграции малой генерации в единую энергосистему региона. Так, Тюменьэнерго приступило к реализации пилотного проекта «Умная сеть» по внедрению инновационных технологий Smart Grid в распределительный комплекс села Успенское Тюменской области. Одна из основных целей проекта - поиск эффективных технологических решений по использованию возобновляемых источников энергии и малой генерации. Кроме того, в ХМАО и ЯНАО компании ТЭК довольно активно развивают собственную малую газовую генерацию, строят собственные сети. И мы эффективно взаимодействуем. Система работает. Да, у нас чуть другие конъюнктурные условия....
- Но у кого телефонное право? У губернатора? Вот и весь ответ! - отрезал Георгий Леонтьев.
- Мы живем в России и работаем в наших условиях, - ответил ему Виктор Рубежной. - Да, безусловно, есть тонкости, важна специфика взаимоотношений, в том числе и с губернаторами. Администрации регионов, в которых мы работаем, выступают в роли координирующих центров, а в ряде случаев - арбитров. И это правильно, ведь они систематизируют информацию о потребностях муниципалитетов в энергетической сфере. Наш опыт показывает, что систему взаимодействия, учитывающую интересы всех сторон, выстроить можно, чтобы решать проблемы как на федеральном, так и на региональном уровне.
- Я хотел бы немного остудить тех, кто чересчур рьяно ратует за массовое распространение малой генерации и огромные программы, - поставил точки над i гендиректор МЭС Урала (филиал Федеральной электросетевой компании ЕЭС) Геннадий Никитин. - Согласен, развивать малую генерацию нужно. Но она должна быть поставлена в равные условия с уже существующими объектами большой энергетики. Не нужно забывать, что в тариф, который платит сегодня потребитель за электрическую энергию, входят плата за производство и сбыт электроэнергии, за ее передачу по сетям МРСК и ФСК, услуги системного оператора, сюда же заложено и перекрестное субсидирование. Когда вы начинаете забирать или перераспределять доходы от продажи электроэнергии внутри общей системы в свою пользу, то ставите в худшие условия оставшихся. Как же вам сетевики согласуют проекты по созданию новой малой генерации, если у них на объем выработанной электрической энергии уменьшится доходность от продаж по услуге передачи электричества? И это объективная экономическая ситуация. Вы должны это учитывать. И прежде чем говорить о том, развивать или не развивать малую энергетику, нужно поставить всех в равные экономические условия.
- Понятно, что нельзя наставить везде «пигалиц» и заставить турбины большой генерации крутиться вполоборота, - согласился Георгий Леонтьев. - Структура затрат у нее от этого не поменяется, а покрывать их придется оставшимся потребителям.
Наскоком проблему не решить, резюмировали участники конференции. Необходимо найти оптимальное сочетание крупных системообразующих объектов генерации и сетей и распределительных источников малой и средней мощности, сбалансировать их. Этого, как подчеркнул Юрий Захаров, не сделать до тех пор, пока у регионов нет четких программ социально-экономического развития на ближайшие годы в целом и программ развития малой энергетики в частности.