Кто ниже

Кто ниже На рынке частных вкладов сложилась уникальная ситуация. С этим банковский бизнес России за всю двадцатилетнюю историю, пожалуй, не сталкивался ни разу: раньше искали способы повышения ставок, а сейчас соревнуются в методах их снижения.

Третий квартал 2010 года не принес банковскому рынку неожиданностей: кредитный портфель хоть медленно, но продолжал расти. В сегменте корпоративного кредитования наибольшую активность проявляли банки федерального уровня, как частные, так и государственные: их портфели растут быстрее, чем у регионалов. «Проснулся», наконец, Сбербанк: в первом и втором кварталах он показывал отрицательную динамику (минус 4%), а в третьем квартале - рост (+5%). Несколько большими темпами увеличиваются кредиты малым и средним предприятиям (МСБ), а самая большая динамика наблюдается в кредитовании индивидуальных предпринимателей. Напомним, что этот сегмент кредитования сокращался дольше других, вплоть до марта 2010 года (в то время как кредиты малым и средним росли уже с начала 2009 года), и его разморозка служит индикатором общего снижения рисков в кредитовании бизнеса. На рынке потребкредитования по темпам прироста лидируют, наоборот, самостоятельные банки, в то время как Сбербанк демонстрирует весьма скромные показатели.

Формально динамика вложений самостоятельных банков в третьем квартале существенно не изменилась: по абсолютной величине рост средств, которые банки направляли в ценные бумаги, превысил динамику кредитов. Однако если учесть, что половина этого роста пришлась на один Меткомбанк, то совокупный рост кредитов получится больше, чем инвестиции в ценные бумаги.

Проблема убыточности продолжает давить на банковский сектор: если в первом полугодии мы зафиксировали убытки у 22 банков региона, а до создания резервов на возможные потери по ссудам - у 15 банков, то по итогам девяти месяцев - у 20 и 14 банков соответственно. Примечательно, что реальные убытки имеют лишь семь банков, остальные либо направляют в резервы слишком много ресурсов, либо покрывают текущие убытки за счет ранее созданных резервов. Это связано с тем, что именно сейчас начинают проявляться проблемы у предприятий, которым банки реструктурировали долги в период кризиса. Часть из них смогли заработать выручку благодаря представлению рассрочек, другие не сумели справиться с трудностями. Масла в огонь подлила и низкая активность бизнеса на рынке, из-за чего банкам сложно реализовать изъятые залоги: предприниматели, которым были бы интересны новые активы, недвижимость, не хотят пока рисковать и входить в новые проекты. В результате плохие активы виснут на балансах банков. И все это - на фоне отмены либерального порядка формирования резервов, действовавшего во время кризиса.

Пассионарно

Пожалуй, единственные любопытные изменения на банковском рынке происходят в структуре пассивной базы. Как известно, на стадии экономического спада из нее полностью ушли средства нерезидентов, резко похудели депозиты юридических лиц, остатки на расчетных счетах, а также вклады физлиц до востребования. Мы решили проанализировать динамику этих показателей с сентября 2008 года, последнего предкризисного месяца.

Среди крупнейших сорока банков региона количество тех, кто показал прирост всех этих показателей выше среднего по рынку, можно пересчитать по пальцам: Ханты-Мансийский банк, «Кольцо Урала», Башкомснаббанк, АФ Банк, а также СКБ-банк, Инвесткапиталбанк и банк «Екатеринбург» с одним «хромающим» показателем.

Уральский банк Сбербанка России в число лидеров не вошел из-за падения депозитов и выпущенных ценных бумаг, но по вкладам до востребования и оборотам средств в банкоматах он значительно опережает показатели и местных банков, и средние по стране. Связано это с тем, что за последние два года Сбербанк значительно увеличил долю в сегменте банковских карт, активно вкладываясь в инфраструктуру (за полтора последних года количество банкоматов Уральского банка Сбербанка России выросло на 38%), в том числе и с функцией приема наличных.

Вместе с тем большинство банков за два года стабильно показывали рост частных вкладов. В 2009 и 2010 годах граждане, напуганные кризисом, изменили потребительское поведение, предпочитая сберегать средства. В результате доля срочных вкладов физлиц в обязательствах уральских банков с сентября 2008 года по октябрь 2010-го выросла с 40 до 44%, у крупнейших банков федерального уровня - с 10 до 21%, у средних московских - с 22 до 31%. 

Динамика показателей с 01.09.08 по 01.10.10,%
  Россия

Урал
(банки и филиалы)

Уральские банки * Уральский Сбербанк
Расчетные счета рублевые 28 13 ** 18 20
Депозиты рублевые 4 13 6 26
Вклады до востребования рублевые 26 н.д. 0 75
Оборот средств в банкоматах 50 22 15 43
* Без санируемых и Ханты-Мансийского банка
** Без Меткомбанка, с Меткомбанком прирост 45%
Источник: Расчет на основе данных Банка России, отчетности банков.

Однако парадокс в том, что эти деньги банкам на выходе из кризиса оказались не очень-то и нужны: из-за стагнации кредитного рынка, которая продолжалась весь 2009 год, им просто не на чем было их отрабатывать. Весь 2009 год ЦБ сознательно давил на банки, стимулируя их снижать стоимость вкладов для того, чтобы соответственно понизить стоимость кредитов. В итоге ресурсы стали стоить дешево, но массового спроса от заемщиков не было. И банки, которые всю жизнь боролись за такие привлекательные ресурсы, как частные вклады, в 2010 году впервые за двадцать лет практически свернули рекламные кампании.

Пассивно

Большинство банков рассматривают эту ситуацию как временную, однако отдельные участники рынка заявляют о смене модели. Директор по маркетингу Банка24.ру Ирина Буянова:

- Мы поставили себе новую цель - стать лучшим федеральным онлайновым банком. В связи с этим у нас отпала необходимость в массовом привлечении средств частных клиентов на срочные вклады. Мы специализируемся на расчетах. Поэтому в текущей экономической ситуации и новой модели бизнеса мы снижаем стоимость привлекаемых ресурсов за счет увеличения остатков по расчетным счетам юридических лиц и карточным и счетам до востребования частных клиентов. В результате за девять месяцев 2010 года денежные средства на счетах клиентов у Банка24.ру выросли на 2,4% (6,1 млрд рублей), причем наибольший рост 70,81% (на 1 млрд рублей) показали остатки на расчетных счетах юридических лиц, тогда как средства частных клиентов уменьшились на 18,35%. 

Динамика рублевых кредитов,%
Период Кредиты предприятиям Потребительские кредиты
Всего Банки Филиалы (оценка) Всего Банки Филиалы (оценка)
I квартал 2010 0.3 3.7 -0.4 -1.5 0.7 -1.9
II квартал 2010 4.3 0.1 5.3 2.9 8.2 1.6
III квартал 2010 2.9 2.4 3.0 5.6 10.1 4.5
Источник: Расчет на основе данных Банка России

Банки вынуждены искусственно сдерживать приток вкладчиков за счет изменения продуктовой линейки. В особенно сложной ситуации оказались игроки, которые во время дефицита ликвидности ввели долгосрочные вклады под высокий процент, да еще с возможностью пополнения. Закрыть их банки не могут: это публичная оферта. В качестве ограничителя вводятся различного
рода комиссии на довложение средств, что нередко вызывает раздражение у клиентов и приводит к судебным спорам.

Чтобы поддерживать приемлемый уровень рентабельности, банки применяют следующие ходы. Во-первых, снижение ставок: сегодня они впервые оказались ниже инфляции на уровне 6 - 8%, максимум 10% годовых в рублях. Во-вторых, резко сократилось количество видов вкладов. Стремясь привлечь клиента, банки на пике роста экономики и спроса на ресурсы вводили до десятка разнообразных и сложнейших продуктов с условиями на все случаи жизни и дополнительными бонусами. Сейчас это, как правило, два-три простых вклада. «По срочным вкладам мы следовали общей тенденции рынка и снижали в течение года процентные ставки. Исключение составил вклад "Редут"», где в качестве специального бонуса для пользователей системы интернет-банк в октябре этого года повысили ставку в долларах США и евро до 6% годовых. Сейчас в депозитной линейке остался рублевый вклад "Траектория роста" с максимальной ставкой 6,5% годовых и уже заявленный выше валютный вклад "Редут" с максимальной валютной ставкой 6%», - подтверждает Ирина Буянова.

Наконец, еще один способ поддержки рентабельности бизнеса - снижение затрат на обслуживание вкладов. Как правило, это достигается за счет применения новых технологий. Тенденцию иллюстрирует вице-президент - директор департамента розничных услуг УБРиР Алексей Овчинников:

- В начале этого года мы запустили проект, позволяющий обслуживать вклады через банкоматы. Ставки по таким продуктам установлены на 0,5% годовых выше основной линейки, поскольку банк снижает свои расходы и экономию отдает клиенту. В марте 2010 года мы начали продвигать линейку вкладов, которыми клиент управляет самостоятельно: пополнение и расходные операции клиент может совершать в банкомате или дома, используя интернет (через систему телебанк). В этой линейке два вклада: для совершения расходных операций без ограничений - «Управляемый», для получения максимального дохода - «Доходный». За дистанционное обслуживание клиент получает бонус в виде более высокой процентной ставки по сравнению с традиционной линейкой вкладов УБРиР. К ноябрю 2010 года портфель дистанционных вкладов превысил 4,5 млрд рублей.

Учитывая эти особенности, традиционные масштабные банковские акции в преддверие Нового года будут намного скромнее, чем раньше. Новые вклады сегодня предлагать особо некому: пока действуют вклады с высокими процентными ставками, клиенты будут накапливать средства, и только после их окончания начнут искать альтернативные инструменты для инвестирования или тратить накопленное.

Дополнительные материалы: 

Дед Мороз покажет

Андрей ЗолотухинО том, почему банки держат низкие ставки по вкладам и как долго продлится мораторий на их рост, рассказывает председатель правления ВУЗ-банка Андрей Золотухин.

- Андрей Александрович, почему банки не стремятся привлечь вклады?

- Денег у населения сейчас довольно много: большинство предприятий уже не задерживают заработную плату, она снова начала расти, кто-то набирает новых работников. Но в отличие от докризисной ситуации, когда люди предпочитали жить в долг, много тратили на инвестиционные цели, такие как покупка квартир, машин, сейчас домохозяйства копят: никто не хочет оставаться без страховки «на черный день». А кроме банка, который дает пусть даже небольшой, но доход, нести эти деньги все равно некуда. Да, есть рынок ценных бумаг, но он сложный, сильно рискованный, и только очень небольшая часть людей готова сегодня часть сбережений направлять туда. Казалось бы, для банков ситуация выгодная: себестоимость ресурсов низкая как никогда - бери не хочу. Но что делать с этими ресурсами, когда в экономике нет соответствующего спроса на кредиты? Хотя по динамике положительные тенденции налицо и темпы кредитования начали понемногу расти, ни население, ни предприятия пока не хотят активно брать в долг.

- Когда разорвется этот замкнутый круг?

- Я считаю, что спусковой крючок - это потребление. При активном росте потребления начнет быстрее расти и бизнес, ему тоже понадобятся кредиты. И так по кругу: население - кредиты - рост потребления - рост объемов бизнеса - кредиты - рост зарплат - снова рост потребления. После кризиса потребление растет очень медленно, да еще и сместилось в более дешевые сегменты. И каковы предпочтения потребителей, покажут как раз предновогодние два месяца, традиционно самые активные с точки зрения продаж. Именно в этот период мы получим ответ на вопрос: вернулся спрос на докризисный уровень или нет. Если вернулся, бизнесу дан четкий сигнал, и механизм снова начнет раскручиваться, прежде всего с тех отраслей, которые связаны с конечным потребителем: розница, мелкий опт и так далее. За ними начнет активнее расти производство.

- А если нет?

- Тогда банки будут жить в прежних стратегиях. Во-первых, кредитование все равно развивается. Это, конечно, не те объемы, что раньше, но процесс идет. У каждого банка свои подходы и концепции. Мы в программах кредитования физических лиц изменили два основных параметра. Первый - это сумма кредита. Грубо говоря, мы ее измельчили. Если раньше банки боролись за то, чтобы выдавать крупные суммы, то сейчас мы исходим из того, что риски лучше распределить на большее количество клиентов. Плюс к этому заемщики стали более трезво подходить к своим потребностям и брать меньше. Поэтому средняя сумма по кредитам физическим лицам упала в два раза после кризиса и растет очень медленно. Второе - это цель. До кризиса было модно давать деньги «на любые цели», сейчас мы запрашиваем информацию у клиента, куда именно он хочет этот кредит направить и, как можем, проверяем целевое использование наших денег. Это существенно снижает риски.

Изменился подход и к кредитованию бизнеса. Раньше, например, очень популярны были кредитные линии. Можно было один раз оформить их и выбирать по мере необходимости, причем сразу в нескольких банках. Сейчас мы стараемся финансировать в основном конкретные сделки, которые имеют «вход» и «выход». Купил или произвел - продал, деньги получил - кредит закрыл. Сделка закрылась - денежки верни. Я тебе снова их дам, но завтра. Кроме того, мы стали внимательнее относиться к обязательствам клиентов по отношению к другим банкам. Немаловажный аспект - налоговая дисциплина: претензии налоговых органов к клиенту тоже несут в себе риски ухудшения обслуживания кредита.

Наконец, еще одно важное направление, которым можно и нужно заниматься в период кредитного затишья - развитие инфраструктуры. Для банков это развитие сети новых отделений (кстати, именно в них у нас более высокие темпы роста активов, так как там нет старых кредитных портфелей и бизнес растет с нуля). Мы идем, во-первых, в те города, где у нас уже есть одна-две точки и там развиваем сеть дальше, а во-вторых, в новые небольшие города УрФО. Российская банковская система достаточно концентрирована, и в этом смысле после кризиса особенных изменений не произошло. Да, в крупных центрах вы найдете и сто банков, и больше, а в городах, где менее 100 тыс. жителей, - их в лучшем случае два-три. Там и клиент не избалован банковскими услугами, и у нас хорошие перспективы роста бизнеса. В целом плотность банковской сети в России еще очень далека от уровня европейских стран и развитием ее надо заниматься как раз сейчас: когда начнется новая волна кредитного бума, мы будем готовы ее поддержать и ресурсами, и технологиями, и инфраструктурой.

Подготовила Ирина Перечнева

Дополнительные материалы

Ренкинг банков Уральского региона по итогам 9 месяцев 2010

Материалы по теме

Потребкредиты снова растут

Слезь с трона

Измеримые величины

Больше да меньше

Деньги от засухи

Малоснежное лето