«Единой России» не хватило новизны
Фото: Андрей Порубов |
Больше Google’ов хороших и разных
Подводя итоги прошедшей пятилетки, единороссы с удовлетворением констатировали: российская экономика дошла до стадии стабилизации. Правительству удается сдерживать инфляцию, растут ВВП и доходы населения. После реформирования налоговой системы снизилась нагрузка на несырьевой сектор: теперь более 50% добавленной стоимости государство изымает у компаний, поставляющих сырье, и около 20% — из других отраслей. Но в глобальном плане о конкурентоспособности отечественной экономики говорить не приходится. По этому показателю Россия занимает 63 место среди 125 стран. А по качеству институциональной среды мы стоим на 114 позиции. Это значит, что тормозит развитие само государство. «“Единая Россия” это понимает, и в качестве основного предмета для изменения в среднесрочной и долгосрочной перспективе выбирает государство», — заявил член комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Буренин. В числе приоритетных направлений этого изменения он назвал борьбу с коррупцией, оптимизацию работы правоохранительной и судебной систем, а также отстаивание незыблемости частной собственности. Поспорить с этим трудно.
Как и с тем, что приоритетным для государства должно стать развитие инновационного сектора экономики. В качестве примера успешной реализации государственной политики в этом направлении единороссы предлагают равняться на Израиль и США. Там правительство стимулировало развитие инноваций через создание венчурного фонда, и результат не заставил себя ждать. Например, в Израиле власти, вложив 100 млн долларов государственных средств, через несколько лет получили 8 млрд долларов капитализации инновационного сектора.
В сентябре этого года российское правительство приняло решение о формировании российской венчурной компании (РВК) — государственного акционерного общества с уставным капиталом 15 млрд рублей. Компания будет выбирать частных партнеров и вместе с ними создавать венчурные фонды в виде закрытых ПИФов, где 49% акций будет принадлежать РВК. По словам заместителя министра экономического развития и торговли РФ Андрея Шаронова, значительная часть прибыли венчурных компаний будет отдаваться частным инвесторам, а у государства останется минимальная доходность, сравнимая со ставкой рефинансирования. «Хотя доходность венчурного бизнеса в мире в среднем 30 — 40%, а иногда и гораздо выше, мы будем стимулировать инновационный бизнес», — поделился планами г-н Шаронов. Ожидается, что такое бескорыстие поможет взрастить на бескрайних просторах России собственные Googl’ы и Microsoft’ы. Лишь бы государство не забыло об обещаниях и самоустранилось от распределения средств в инновационной сфере.
Помощь по партийным спискам
В светлое инновационное будущее хотелось бы верить и присутствующим на форуме представителям бизнеса. Но суровая реальность не дала им помечтать. «Как в старые добрые советские времена у нас начинают возникать дефициты. Только 17% заявок на подключение к сетям было выполнено в этом году, то есть лишь один из шести штепселей включен в розетку», — посетовал председатель общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов. Не ограничившись перечислением препятствий, он сделал глобальный вывод: «Сегодня 20 — 30 компаний тянут экономику всей страны, ситуация монополизации ухудшается. По существу мы не являемся рыночной экономикой».
А президент общественной организации малого и среднего бизнеса Сергей Борисов не стал скрывать, что на пути к инновационной экономике, которую пропагандирует партия, стоят нечистые на руку партфункционеры. «В Московской области были случаи, когда предпринимателей настойчиво просили пополнить фонд “Единой России”. Из Екатеринбурга поступил сигнал: чиновники говорят предпринимателям — если ты не член партии, я твои проблемы решать не буду. Какую же Россию мы здесь выбираем?!». Правда, совсем дистанцироваться от «Единой России» он не решился. «Своизм», когда близкие администрациям структуры получают преференции, он предложил изживать с помощью создания системы партийного контроля снизу.
Возражать никто не стал. Только координатор партии по взаимодействию с бизнессообществом Владимир Груздев позволил себе заметить: «Говорят, партия работает только с тем, кто является ее членом. Это не так, мы приглашаем всех для сотрудничества. Без поддержки бизнеса нам сложно принимать решения».
К долгим дискуссиям формат форума не располагал: у участников были запланированы визиты на уральские предприятия, да и к предстоящему съезду нужно было подготовиться. Поэтому резолюцию собрания приняли без проволочек. По содержанию она получилась максимально неконкретной, основанной на глаголах «создать, обеспечить, модернизировать». Видимо, более предметный разговор о том, как именно переориентировать российскую экономику на инновационный сектор, между единороссами и бизнесменами состоится в более спокойной обстановке.