Медведь под воеводством

Медведь под воеводством

1 декабря крупнейшей партии страны «Единой России» исполнилось четыре года. А 26 ноября «единороссы» провели свой VI съезд: 561 делегат, 400 гостей и более 250 журналистов (в том числе корреспондент «Э-У») съехались в центр Сибири — Красноярск. Партия изменила символ и устав. Медведь на эмблеме ЕР из бурого превратился в синебелого, похудел и гдето потерял карту России. Поправки в устав партии значительно расширили полномочия региональных отделений.

Клин клином

Прошедший съезд зримо показал: партия взяла курс влево. Хотя сами «медведи», конечно, так не считают и попрежнему называют себя партией политического центризма.

…«Важнейшим противоречием является противоречие между необходимостью эффективного использования основных ресурсов страны и отсутствием требуемого внимания общества и государства к формированию самого важного ресурса — человеческого капитала»: это из программы партии «Родина». «Главная цель националбольшевистской партии — превращение России в современное мощное государство, уважаемое другими странами и народами и любимое собственными гражданами… Нынешние цены на нефть позволяют мгновенно и радикально улучшить жизнь народа, вырвать его из бедности и нищеты»: это из программы НБП. А вот цитаты из выступления на съезде председателя партии Бориса Грызлова: «Главная задача партии — всеобъемлющая и комплексная модернизация российского общества и государства. Это включает в себя рост человеческого капитала… Сегодня, когда мировые цены на нефть в среднесрочной перспективе будут оставаться на уровне 50 долларов за баррель, у нашей страны появился исторический шанс направить поток нефтедолларов на улучшение качества экономики и качества жизни граждан». Попробуйте найти принципиальные различия… Только план действий у «единороссов» более четкий. Он воплощен прежде всего в национальных проектах, провозглашенных главой российского государства в области здравоохранения, образования, жилищного строительства, агропрома. ЕР может влиять на федеральный, региональные и муниципальные бюджеты, у нее есть доступ к правительству и администрации президента.

Социальный состав партии Единая РоссияОсновных причин левого поворота две. Вопервых, все сильнее запрос общества на социальное государство. Об этом говорит и массовый протест населения против монетизации льгот (кстати, осуществленной с парламентской помощью ЕР), и поддержка избирателями левых (КПРФ, «Родины», Российской партии пенсионеров) на уровне 10 — 20%.

Вовторых, «единороссы» идут на полевение ради закрепления в стране политической стабильности и обеспечения преемственности в элитах. «Мы прекрасно видим, что происходит на наших границах, и прекрасно понимаем, что в основе так называемых „цветных революций“ лежит недовольство населения уровнем жизни и качеством власти», — заявил Грызлов на съезде.

Таким образом, ЕР в один прием укорачивает руки «Родине» (пожалуй, наиболее опасной партии с точки зрения угрозы разжигания очагов межэтнических распрей по всей территории страны) и преграждает дорогу «оранжевому» перевороту.

Корзины и яйца

Между тем никто из администрации президента, создавшей и взлелеявшей ЕР, съезд не посетил. Даже член высшего совета партии и свежеиспеченный глава администрации Сергей Собянин. Президент отделался скупой телеграммой. Да и Борис Грызлов дал понять, что ЕР не прочь обрести самостоятельность как политическая сила: «Оппозиция давно называет нас „партией власти“. А не пора ли действительно ею стать?».

На какие группы в таком случае может опереться партия? Съезд дал ответ и на этот вопрос. Население — вряд ли. Партия происходит из чиновной среды, а чиновники утратили талант убеждать людей, они все больше действуют административным ресурсом. Оттого госслужащие не особо пользуются популярностью в народе, который, к тому же, в массе своей настроен аполитично и протестно.

Бизнес — тоже нет. Хотя бы потому, что партия взяла крен на огосударствление экономики. («Мы будем, несмотря на сопротивление — дада, именно сопротивление, последовательно идти к полной государственной монополии на оборот спирта», — прогремел Борис Грызлов.) Хотя вовсе отказываться от этой группы нецелесообразно. Поэтому съезд ввел должность координатора партии по взаимодействию с бизнессообществом (занявший ее Владимир Груздев, впрочем, сообщил, что у него нет пока никакой программы). Было обещано «поставить перед правительством вопрос» о снижении НДС с 18 до 15% (правда, только в случае одновременного повышения зарплаты наемных работников), предоставить дополнительные инвестиционные льготы по налогу на прибыль, отказаться от НДС на авансовые платежи, отменить таможенные пошлины на ввоз оборудования, аналоги которого не производятся в России. Ничего нестандартного в этих инициативах нет: они перетираются годами.

Остается бюрократия, причем региональная. Потому что перед ЕР лежит цель развития территорий и сохранения целостности государства (основной лозунг съезда: «Через развитие Сибири и Дальнего Востока — к модернизации страны»). Последний год дал понять: регионалы сами готовы влиться в ряды партии. На 27 декабря 2004 года, день проведения предыдущего съезда, в партии состояло 35 глав субъектов РФ, на сегодня их уже 64. Причем нередко отделения ЕР на местах возглавляют руководители региональных органов власти. Например, в Свердловской области — председатель областного правительства Алексей Воробьев, в Челябинской — спикер законодательного собрания Владимир Мякуш.

Съезд принял поправки в устав партии, которые расширяют полномочия региональных отделений: дают право выдвигать кандидатуры на должность главы региона (ожидается, что соответствующий закон будет принят до конца года), формировать партийные списки кандидатов на местных и региональных выборах без согласования с федеральным руководством партии, увеличивают сроки полномочий руководящих органов с года до двух, позволяют создавать органы оперативного управления. Да уже то, что съезд состоялся в регионе, и форумы ЕР теперь всегда будут проводить за пределами Москвы,— символично.

За все надо платить

Поэтому губернаторы требуют преференций. «Необходимо честно признать: сегодня у России нет современной региональной политики, отвечающей стоящим перед страной вызовам… Проблема недостаточной мотивированности регионального уровня власти для осуществления социальноэкономического развития территорий — прямое следствие перераспределительной, социалистической по сути системы межбюджетных отношений и трансфертов», — вынес вердикт член высшего совета партии губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

«На выборах в Госдуму РФ в 2003 году мы добились того, чтобы „Единая Россия“ взяла в Кемеровской области 53% голосов избирателей. И что я получил взамен? Все деньги забрали! А скоро снова выборы. И я снова должен поднимать людей, чтобы они голосовали за партию. Я могу на чтото рассчитывать?» — бушевал губернатор и партиец Аман Тулеев. Зал, в котором присутствовали 34 главы субъектов РФ, аплодировал.

Администрация Свердловской области рассчитывает, что на бюджетные ассигнования в рамках реализации национальных проектов будет построен кардиологический центр. Вопрос о создании Государственного национального университета в Красноярске уже решен.

Правительство в огне

Правительству от «единороссов„регионалов досталось на съезде по полной программе. „Я уже столько наслушался разных программ по развитию Сибири. Наизусть все знаю! — будоражил дремлющих глас Амана Тулеева. — Все десять лет одна болтовня. Вы можете сколько угодно составлять эти программы, но пока правительство будет продолжать нынешнюю политику, светлого будущего нам не видать. Впервые наш российский бизнес вложил деньги в развитие государственной железной дороги, что позволило увеличить вывоз угля на 40 млн тонн в год. Но изза тарифной политики правительства мы проигрываем иностранным поставщикам угля. На мировом рынке тонна угля стоит 54 доллара. Мы 44 доллара тратим на транспортные издержки. В итоге шахтеру остается 10 долларов! Такая тарифная политика приводит к убыточности целой отрасли“.

Юрий Лужков демонстрировал познания в анатомии, экономике и поэзии: „Мы не понимаем, что такое стабилизационный фонд. Нам говорят: он нужен для стерилизации денежного потока. Вообще слово „стерилизация“ само по себе уже интересно. Если мы мужчину стерилизуем, то стоит ли ждать от него продолжения рода? Мы эти деньги вкладываем в доллары. А если эти денежные знаки в один прекрасный момент рухнут? Нам говорят: инфляция будет расти. Но инфляция — это когда денег больше, чем товара, и когда правительство не вкладывает деньги в производство товара. Нужно начинать вкладывать деньги в производство. Тогда будет доволен и Пушкин, который знал, „чем государство богатеет и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет““.

Накал страстей дошел до того, что глава МЧС, сопредседатель бюро высшего совета партии Сергей Шойгу призвал „медведей“ сохранять единство: „Я понимаю, когда жучка жучку кусает. Когда жучка кусает медведя, можно и в басню попасть или на телевидение. Но когда медведь медведя кусает… Что вы из нас демонов делаете?! Уже детей пугаете членами правительства. Давайте пальцем показывать и персонально говорить, кто в чем виноват! Нужно вместе нести ответственность, которую мы взяли на себя! Или вымрем как мамонты“.

На этом разборки завершились. Но очевидно, что полемику выиграли критики правительства, в большинстве своем представители региональных элит.

В ближайших планах „единороссов“ разработка и принятие закона, наделяющего парламентское большинство правом назначать премьерминистра. Для регионалов это может стать серьезным инструментом влияния на федеральную исполнительную власть. Если до парламентской кампании региональная властная элита окончательно перекочует в ЕР, а партия сохранит авторитет в Госдуме, в стране возникнет новый баланс сил между центром и регионами, свежие возможности для политического торга. И „вертикаль“ будет уже не уместна. Скорее — „диагональ“. А там, по проведении операции „Преемник“, можно заняться и постепенной сменой региональных элит.

Материалы по теме

Мир в этом году

Мучительное рождение проекта

Время фрагментарности

Медведь под воеводством

WHY NOT, MISTER SOBYANIN?

По законам джунглей