Монополия как карма
Сколько монополия себя не реформирует, добросовестно находясь в непрерывном диалоге на эту тему с бизнесом и властью, в итоге у нее опять получается монополия.29 октября в Екатеринбурге на первой Межрегиональной конференции «Реализация дорожной карты “Повышение доступности энергетической инфраструктуры”» обсуждали вопросы технологического присоединения. Инициаторы конференции — МРСК Урала (входит в группу компаний «Россети»), Агентство стратегических инициатив и общественная организация «Деловая Россия». Участники — крупнейшие компании Уральского региона. Темы — вопросы развития законодательной базы технологического присоединения к сетям, влияние решения инфраструктурных проблем на повышение инвестиционной привлекательности региона. По соглашению делового сообщества и энергетиков выход для дискуссий на такие площадки станет практикой.
Основной источник
В очередном рейтинге Doing Business, опубликованном Всемирным Банком незадолго до конференции, Россия в части удобства технического присоединения к электросетевой инфраструктуре поднялась сразу на 67 пунктов, заняв 117 место. Такого результата удалось достичь благодаря оптимизации бизнес-процессов, наведению порядка в электросетевом комплексе, отметила директор департамента перспективного развития сети и технологического присоединения ОАО «Россети» Ирина Масалева. Сегодня монополисты сами себя реформируют, находятся в непрерывном диалоге с бизнесом, рассматривают варианты снижения стоимости техприсоединения, его продолжительности. По данным компании, с 2010 года по настоящее время подключение в среднем подешевело более чем в три раза — с 9500 до 2900 рублей за кВт. Причем себестоимость присоединения малых потребителей гораздо выше платы, которую фактически получают распределительные сетевые компании. Для Россетей предоставление льгот по технологическому присоединению малого и среднего бизнеса означает выпадение доходов: в 2012 году — 10 млрд рублей, по итогам 2013 года прогнозируются 14,5 млрд рублей. Тем не менее в компании говорят, что стремятся создавать благоприятные условия для малого и среднего предпринимательства, совершенствуя нормативные акты в части технологического присоединения, уделяя внимание регионам. Техприсоединение — один из основных источников инвестиций для электросетевых компаний, а с 2014 — 2015 годов тарифная политика властей принудит их к жесткой экономии. Поэтому за модернизацию техприсоединения взялись с новым рвением.В октябре постановление правительства скорректировало порядок льготного технологического присоединения потребителей к электрическим сетям. Отныне подключить объект к электросетевой инфраструктуре по льготной ставке за 550 рублей до
15 кВ гражданин или юридическое лицо сможет только один раз в три года на территории города или муниципального образования. Мера должна пресечь широко распространившиеся по вине некачественного законодательства злоупотребления со стороны недобросовестных заявителей.
— Это позволит сетевым компаниям сконцентрировать необходимые средства для востребованных сетевых подключений, — сказал начальник отдела департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Дмитрий Горевой. — Резервирование неиспользуемых мощностей приводит к недозагрузке оборудования и увеличению сверхнормативных потерь. За что в конечном счете приходится платить всем потребителям субъекта.
В планах Россетей — до 2017 года сократить рассмотрение заявки на технологическое присоединение с мощностью до 150 кВт до 15 дней, количество визитов для получения услуги во всех регионах — до трех, сроки готовности — до 40 дней.
Не латать, а перестроить
МРСК Урала открыто заявила о проблемах в реализации технологического присоединения на Урале: резком росте с 2010 года количества как заявок, так и невыполнения договоров. О том, что у внешне громоздкой системы кончился организационный ресурс по обеспечению процессов, о недостающем количестве людей, техники. При 40% роста заявок каждый год количество персонала, участвующего в выполнении этих заявок, не увеличилось. Внутренними оптимизациями удавалось достигать 60 — 70% выполнения заявок. Но вал опережал все возможности компании. Понадобились существенные преобразования, латанием дыр уже ничего не решить, пояснил заместитель генерального директора ОАО «МРСК Урала» Сергей Семериков.Исходя из этой ситуации и осознавая, что иного выхода нет, в МРСК Урала сформировали и с весны реализуют корпоративную дорожную карту. Ее суть — упрощение, ускорение, повышение прозрачности процедур, связанных с подключением к электрическим сетям, а также обеспечение публичного контроля. К 2015 году энергетики региона планируют сократить сроки согласования до 45 дней (против 281 в прошлом году), а саму процедуру проводить всего в четыре шага. Это сделает электросетевую инфраструктуру более доступной, повысит эффективность работы с инвесторами и значительно улучшит бизнес-климат, надеются в МРСК Урала.
Среди основных проблем Сергей Семериков назвал законодательные коллизии, например, нестыковку сроков, за которые сетевая организация обязана присоединить заявителя, установленных в 861-м постановлении, с нормативными сроками в земельном и градостроительном кодексах. Чтобы присоединить, необходимо построить сети. А чтобы построить, необходимо соответствовать земельным и градостроительным регламентам. Насколько реально регионалам выйти на показатели федеральной дорожной карты?
— 45 дней, к которым мы стремимся, — это сроки присоединения к существующим сетям, — отметил замгендиректора МРСК Урала. — Если мы строим объекты электроснабжения, нужны хорошо проработанные документы территориального планирования, за которые все субъекты, участвующие в их разработке, должны нести ответственность. Много проблем из-за того, что нет хорошо налаженной коммуникации между участниками процесса: инвесторами, сетевыми компаниями, органами власти.
О том, насколько результативен путь конструктивного взаимодействия делового сообщества, властей и энергетиков по подключению к электросетям, говорил и исполнительный директор НП СРО «Гильдия строителей Урала» Вячеслав Трапезников. Такая рабочая группа действует в Свердловской области почти год. Положительным результатом усилий профессионального сообщества стали два соглашения о сотрудничестве, заключенные между правительством Свердловской области и Екатеринбургской электросетевой компанией МРСК Урала. Главное достижение партнерства общественных организаций и электросетевых компаний в повышении доступности сетевой инфраструктуры — принятие областного закона, согласно которому теперь для строительства или реконструкции кабельных и воздушных линий электропередачи, а также электроустановок напряжением до 20 кВ не требуется разрешение.
Правда, после его принятия выяснилось, что проблем не стало меньше.
Присоединение тех
С чем столкнулись? В ходе обсуждения и принятия закона Федеральная регистрационная служба письменно подтверждала возможность госрегистрации объектов, возведенных в таком порядке. А после прислала новое письмо, дезавуирующее предыдущее… Лучшие умы местной юридической школы ломали копья в попытках создать хоть какой-то механизм этих госрегистраций. Очевидного решения нет.
Другая очень острая проблема, которая выявилась с принятием закона,— недобросовестные застройщики, которые сами себе выдают технические условия, проходят на основании этих условий экспертизу, возводят многоквартирные дома без разрешения на строительство, привлекают дольщиков по незаконным договорам. При этом всем непонятно, говорит Трапезников, почему они не в тюрьме. Есть прецеденты появления и фантомов сетевых организаций, которые выдают себя за оригиналы. Естественно, профессиональное сообщество и муниципальные органы опасаются, что закон станет шлюзом для подобных недобросовестных действий. И в нынешней редакции ответов на эти вызовы он не дает.
Но самым неожиданным вызовом стал саботаж областного управления строительного надзора, который после выхода закона сотни объектов в масштабах региона снял с надзора, несмотря на очевидный юридический принцип «закон обратной силы не имеет». Сегодня эти объекты испытывают затруднения с вводом в эксплуатацию.
Еще один отрицательный результат, по мнению Вячеслава Трапезникова, дало изменение механизма ценообразования, отмена единого тарифа в Екатеринбурге:
— Со стандартным тарифом мы пришли в среднем к 2 тыс. рублей нагрузки на квадратный метр новостроек в виде платы за подключение застройщиком. Плата была прозрачна, в экономику укладывалась. С переходом на индивидуальные тарифы 16-этажный одноподъездный жилой дом, примерно 7 тыс. кв. м жилья, потянул в виде платы на 70 млн рублей. То есть нагрузка на квадратный метр выросла до 10 тыс. рублей. Цифры запредельные. Расчет выполнен в соответствии с новым законодательством о ценообразовании. К тому же застройщики утратили предсказуемость расходов. Эта ситуация не повысит инвестиционную привлекательность региона.
Прежний принцип ценообразования, а именно стандартная плата за мощность
(1 кВт), был более прозрачен, нежели действующий — количество рублей за километр. Непонятно, сколько километров линии нужно построить перед тем, как ты зайдешь в конкретный участок. Введение платы за мощность исключило проблемы, и мы успели о них забыть. Еще пять-семь лет назад шел постоянный спор между инвестором и энергоснабжающей организацией: «Зачем вы написали в ТУ столько всего? Это к моему объекту не относится». «Зато это нужно для стабильности сети». Эту дихотомию добра и зла нельзя было разрешить никаким образом, кроме как введением стандартной платы за мощность. Она появилась. Застройщик, получив точку подключения на границе своего участка и заплатив стандартные 18 тыс. рублей за единицу мощности, не вступал в ненужные споры. Коррупционноемкость процесса при понятной плате за мощность снизилась. А теперь электросетевая компания говорит застройщику: у вас район нестабильного плохого энергоснабжения, нужно много строить. Вот вам техусловия для того, чтобы обустроить весь район. Застройщик, подсчитав, что техусловия на 70 млн рублей утяжеляют стоимость строительства, отправляется их «выхаживать».
Всем понятно, что мы снова получаем коррупционную, непрозрачную выдачу техусловий, содержание которых любой застройщик всегда будет оспаривать, уж очень дорого их выполнение. Самое плохое здесь — недоступность проекта для инвестора уже на входе, непонимание будущих расходов.
Пленарное заседание конференции завершалось под вывод: очевидно, корень большинства проблем — рынок услуг электросетевых компаний до сих пор монопольный, регулируемый в ручном режиме главным собственником — государством. В каждом регионе — по одному крупному оператору распределительных и магистральных сетей, а теперь и вовсе оба этих оператора — одни Россети. Застройщик подписывает договор без возможности выбора подписать его с другой компанией. Где-нибудь в Италии пять вариантов подключения, а у нас по-прежнему один, поэтому он очень дорог для потребителя услуг. Монополия чувствует необходимость перемен. Но ее попытки реформировать себя весьма напоминают самобичевание унтер-офицерской вдовы.