Надо договариваться

Надо договариваться Привлечение инвестиций в регион зависит не только от экономических показателей и условий ведения бизнеса. Важно уметь договориться с предпринимателями, считает губернатор Челябинской области Михаил Юревич

- Михаил Валериевич, в декабре прошлого года был подтвержден долгосрочный кредитный рейтинг Челябинской области по международной шкале «ВВ+» и рейтинг по национальной шкале «ruAA+» с прогнозом «Стабильный». На днях аналитики Standart & Poors заявили, что никаких предпосылок для снижения этих оценок нет. На ваш взгляд, из каких критериев складывается представление о субъекте РФ? Какое место в них занимает эффективность административного управления регионом?

- Standart & Poors прежде всего оценивает долговую нагрузку и платежеспособность бюджета. Несмотря на сложности, расходы у нас коррелируют с доходами, в долги мы не зарываемся. То есть агентство сохранило рейтинг вследствие того, что мы ведем взвешенную бюджетную политику. Это очень важно: мировая деловая элита обязательно смотрит на такие рейтинги.

Что касается административной эффективности, здесь нужна открытость власти. Многие компании - и мировые, и российские - хотят лично общаться с первым лицом. Инвесторы любят, когда им уделяют время. Так во всем мире. Потому что когда ты хлопаешь предпринимателя по плечу как старого знакомого, говоришь с ним о жизни, готов его выслушать, исчезают многие барьеры. Именно личные договоренности играют важнейшую роль в привлечении капитала. Уже потом бизнес обращает внимание на такие факторы, как логистика, правоохранительная и судебная системы, налоговая политика. Плюс кадры, а у нас такой капитал есть. Я часто представляю себя в роли бизнесмена - допустим, мне надо закрепиться в какой-то стране. Я приехал на место, выбрал две-три территории. А дальше включаются факторы, о которых мы говорили. Где-то у губернатора нет времени, а соседний регион принял меня как старого знакомого: «О, кто приехал! Привет, мы тебя ждали!». Так и я стараюсь работать. Надо больше общаться с потенциальными инвесторами, чаще ездить и рассказывать о преимуществах.

Второй коридор

- Вероятно, эти факторы помогли вам привлечь инвестиции под строительство транспортно-логистического комплекса (ТЛК) «Южноуральский». Известно, что только на первом этапе вложения составят 120 млн евро. Все договоренности о реализации проекта достигнуты?

- Пока нельзя говорить, что решение по этому проекту принято на 100%. Хотя очень много документов подписано, прежде всего с китайской стороной. Проект очень важный. ТЛК соединит международные железнодорожные грузовые перевозки с контейнерным терминалом, пунктом таможенного оформления, складами и грузовым автомобильным транспортом. Комплекс займет 180 гектаров на землях Увельского района, примерно в ста километрах к югу от Челябинска, между железнодорожной магистралью и автодорогой М-36. При достижении проектной мощности он позволит перевозить более 5 млн тонн грузов ежегодно. Это очень важно, ведь Китай сейчас активно развивает свою западную территорию - Синьцзян-Уйгурский автономный район (административный центр - Урумчи). Область малонаселенная, там живет всего 22 млн человек. Но при этом туда вкладываются гигантские деньги. Одно время в районе была нестабильность и теперь его хотят насытить промышленностью. Значит, нужно организовать логистику к рынкам сбыта. Сейчас путь товаров из КНР - либо по железной дороге, либо через порт. Корабль плывет от порта до порта, например в
Санкт-Петербург, 2,5 месяца - приличная потеря времени. Плюс, если предприятие находится внутри Китая (от Урумчи до океана больше 3 тыс. километров), продукция еще до порта едет неделю-две. Другой вариант - железная дорога: БАМ и Транссиб загружены, в точке перехода Китай - Россия - Забайкальск контейнеры стоят месяцами. Центральная часть железной дороги в России после Урала тоже перегружена. В нашем случае товар едет до границы с Казахстаном по Китаю, и поскольку там построили новые магистрали, этот отрезок зай­мет не больше недели, до Челябинска закладываем тоже неделю, потом грузим на машину. Через неделю этот грузовик будет в Западной Европе.

- Какие дополнительные преимущества даст ТЛК?- Давайте посмотрим на перспективы. Сейчас все европейские сборочные производства находятся около точек потребления, близко к порту, близко к доставке комплектующих: это в основном Подмосковье или около Санкт-Петербурга. Например, Москва вместе с областью - 18 млн человек, если брать радиус в 200 км - 25 миллионов: вот это действительно центр потребления. Если Китай будет вкладываться в Урумчи, откроется второй транспортный коридор. А сейчас комплектующих по разным видам товаров из Китая идет до 50%, а по бытовой технике - до 90%. Теоретически появится возможность наладить на территории ТЛК производство, например, потребительских товаров или их составляющих, что до сих пор было невозможно. От китайского бизнеса уже есть предложения о создании таких предприятий.

- Чего не хватает для окончательного решения - гарантий, лоббистских действий?

- Китай должен гарантировать поставку грузов, вроде он такую гарантию дал. Необходимы договоренности с железной дорогой, Росконтейнером. Я специально ездил на заседание Делового совета ШОС и получил положительное заключение на проект. Сейчас им занимается международная консалтинговая компания Knight Frank. В принципе работа движется. Но пока не будут построены хотя бы рельсы с рампой, которые смогут принять первый поезд, говорить, что проект состоялся, преждевременно.

Хуже не будет

- Ситуация в реальном секторе экономики сегодня оценивается как нестабильная. Аналитики говорят, что будут падать объемы производства, в том числе в металлургическом секторе. Ожидаете ли вы снижения поступлений в бюджет от южноуральских металлургов?

- Снижения поступлений в бюджет от металлургов больше не ожидаем, потому что этих поступлений уже нет. В течение 2012 года были только возвраты - более 3 млрд рублей: если металлурги работают в убыток, они возвращают прибыль, выплаченную в предыдущие три года, имеют такое право. Всю прибыль они уже вернули, поэтому хуже бюджет, чем сегодня, уже вряд ли будет. Это первое. Второе - у нас по остальным отраслям экономики в принципе есть рост. В отличие от Свердловской области, у нас достаточно мощная пищевая промышленность - крупный источник бюджетных поступлений и обеспечение занятости. Другой локомотив роста - строительный сектор. Если сравнивать с тем же Екатеринбургом, жилье у нас стоит дешевле - от 28 до 37 тыс. рублей за кв. метр (я имею в виду бюджетную категорию).
И, несмотря на то, что в Челябинске менее емкий рынок и заработная плата чуть меньше, чем в Екатеринбурге, строим мы столько же, но при этом наши жители имеют больше возможностей для приобретения жилья. Мы делаем малогабаритные квартиры, чтобы они были доступны по цене. Для бюджетников действует жилищная программа (пока только в Челябинске): они получают первоначальный взнос 10%, а по большим квартирам - 20%. Дальше ипотека. Если месячный платеж за квартиру равняется стоимости аренды, это уже терпимо. Если так дальше пойдет, у нас доступность жилья будет самая высокая со времен Советского Союза.

- На Южном Урале есть и другой интересный опыт. В одном из поселков стартовал эксперимент: на каждый сэкономленный рубль при оптимизации аппарата эта территория получит три рубля из областного бюджета. Будет ли такая практика применяться в других населенных пунктах?

- Не используя жесткого силового давления, мы пытаемся объяснить многим поселениям, что содержать аппарат, который,
как правило, дублирует функции районных властей, неэффективно. Ну, хорошо, пусть будет глава поселения, бухгалтер ему нужен, но не надо нанимать секретарей, машину содержать с шофером, заместителей себе брать по образованию, ЖКХ. Аппарат раздувается до огромных размеров и тратит на зарплату по 7 - 9 млн рублей. Представьте, если бы эти деньги пошли на благоустройство, дороги, тротуары - люди стали бы замечать перемены к лучшему.

- А двоевластие в муниципальной власти вам не кажется неэффективным? Законопроект об обязательных прямых выборах мэра внесен в Госдуму.

- С ним еще много неясных моментов. Если следовать европейской и мировой практике, каждый город самостоятельно решает, как ему жить: вводить прямые выборы главы, который будет единолично отвечать за хозяйство, или назначать сити-менеджера. Обе схемы жизнеспособны. Практика разная: кому-то приходится защищаться от влияния извне, тогда выборы не выгодны. В любом случае этот вопрос должны решать представительные органы. На Южном Урале сити-менеджеры работают в пяти городах: Челябинске, Миассе и трех ЗАТО. Причем в Озерске и Миассе эта система никак не может устояться, мы наблюдаем за постоянной сменой наемных глав администраций. Естественно, там, где двоевластие не приживается, целесообразно вернуться к варианту, когда муниципалитетом управляет один человек. Но в других городах, где жители довольны положением дел, эту систему нет смысла менять.

- Многие города позиционируют себя как территории проведения крупных мероприятий: Екатеринбург - ЭКСПО, Казань - Универсиады. А Челябинск?

- Мы сейчас ориентируемся на принятие международных соревнований по разным видам спорта. Приоритет отдается тем видам, которые занимают сильные позиции в регионе. Опыт есть. Весной достойно провели чемпионат Европы по дзюдо, осенью - чемпионат Европы по водному поло среди юниоров. Готовим заявку на чемпионат мира 2014 года по дзюдо. Шансы большие. Мы бы рады провести чемпионат мира по хоккею, но конкуренция очень высока.

Любое международное соревнование работает на популяризацию города. Мы долгое время были закрыты. До сих пор, когда иностранцы слышат о Челябинске, не понимают о чем идет речь: какой-то неведомый город на краю земли. А когда приезжают, удивляются, что у нас большой город, построены нормальные дороги, газоны подстрижены.


Материалы по теме

Про щук и карасей

Кооператив «Большой Урал»

Рубль — раз, рубль — два

Комплексный обет

Ударная доза

Деньги на разведку