Честное пенсионерское

Честное пенсионерское
 Евгений Артюх

Евгений Артюх
Фото: Андрей Порубов

До 15 декабря в регионах должны быть созданы отделения новой партии — «Справедливая Россия». Решение о ее организации принято 28 октября в Москве. Новая партия сложится из трех прежних: Российской партии жизни, Российской партии пенсионеров и «Родины». По итогам выборов Свердловской областной думы 8 октября депутаты регионального парламента от первых двух партий вместе с прочими оппозиционерами-одиночками создали неформальную депутатскую группу.
Как мы и предсказывали (см. «Прощай, “Единая Россия”-2», «Э-У» № 39 от 23.10.06), из партий, составивших «Справедливую Россию», на выборах в областной парламент Свердловской области наибольшее число голосов набрала Партия пенсионеров. Председатель ее регионального отделения, он же глава одноименной фракции в облдуме, — Евгений Артюх.
Сообразить на троих

— Евгений Петрович, на каких принципах будет сформировано руководство региональных отделений «Справедливой России»?

— Я думаю, будет соблюден принцип паритета. Он положен в основу формирования федерального руководства «Справедливой России». То есть в центральный совет партии вошли по 55 бывших членов трех партий. Затем по 11 человек от каждой из них сформировали президиум. Сергей Миронов, экспредседатель Партии жизни, стал председателем партии, Александр Бабаков, бывший председатель «Родины», — секретарем президиума, а Игорь Зотов, экспредседатель Партии пенсионеров, — секретарем центрального совета. То же произойдет в региональных отделениях. В состав совета регионального отделения войдет равное количество человек от каждой из трех партий.

— У вас есть ощущение, что председателем свердловского регионального отделения «Справедливой России» изберут именно вас?

— Кто возглавит отделение, решит региональная конференция. Но еще до объединительного съезда регионы были поделены с точки зрения того, на базе какой партии будет создаваться региональное отделение «Справедливой России». Один из критериев — успех на региональных выборах 8 октября. В Свердловской области, как известно, Партия пенсионеров набрала почти 19%: это больший результат в сравнении с Партией жизни и «Родиной». Поэтому решено, что на Среднем Урале отделение будет создаваться на базе Партии пенсионеров. Кроме того, в УрФО на базе «пенсионеров» отделения будут созданы в ХМАО-Югре и Курганской области. 

— У вас, депутатов от Партии пенсионеров и от Партии жизни, есть проблема: поскольку партий больше нет, вас можно лишить депутатских мандатов. Как собираетесь выкручиваться?

— В соответствии с законом депутат, избранный в составе партсписка, не вправе выйти из фракции, образованной на основе этого списка. Второе требование: он должен быть членом только той партии, по спискам которой был избран. Но чтобы потерять мандат, по моему толкованию закона, должны быть нарушены оба условия. Вступивший в другую партию, но остававшийся в той же фракции закон не нарушает. Ситуация, в которую укладывались бы события 8 октября, в законе подробно не описана, поэтому мы решили создать прецедент. Из всех депутатов, избранных от Партии пенсионеров и Партии жизни, в «Справедливую Россию» пока вступил только я, оставшись главой фракции РПП. Если вдруг начнут лишать мандата, буду обжаловать такие действия. Посмотрим, что выйдет. Если решение суда будет в мою пользу, это развяжет руки другим депутатам.

Пора объясниться


— Несмотря на то, что вы пришли в думу под флагами левоцентристской партии, большинство из фракции Партии пенсионеров — бизнесмены. Вы также возглавляете свердловское региональное отделение союза малого и среднего бизнеса «Опора России». Каковы ваши первые инициативы в поддержке бизнеса?

— Сейчас дума работает над бюджетом. В нем прописаны меры поддержки малого предпринимательства. И когда мы рассматривали статьи в исполнение этой поддержки, я задавал вопрос областному вицепремьеру Галине Ковалевой: «Каким образом эти деньги реально доходят до малого бизнеса?». Она дала ответ формальный, не по существу. По моей информации, деньги приходят к предпринимателям с опозданием на полгода. Кроме того, мы продолжаем работать с предпринимателями из «Опоры», взаимодействуем со Свердловским областным союзом малого и среднего бизнеса. Намерены собирать от предпринимателей предложения и облекать их в законодательные инициативы. При региональном отделении «Справедливой России» собираемся создать Центр исследования социальных проблем. Там будут изучаться и проблемы малого и среднего бизнеса. Материалы Центра станут базой для создания законопроектов.

— Ваша фракция готовит запрос лично к главе Екатеринбурга Аркадию Чернецкому? Чему он посвящен?

— У депутата Владимира Конькова как строителя свои претензии к мэру. И они всем понятны. В городе на строительном рынке сформировалась олигополия. Ограниченное число строительных фирм работает нормально: они получили землеотводы по разрешительным письмам мэрии, земли за ними закрепились. Но еще в прошлом году в силу вступили поправки о том, что землеотводы могут распределяться только через аукцион. Вот Коньков и спрашивает: на каком основании некоторые фирмы имеют привилегии?

У нашей фракции в целом есть вопросы к градостроительной политике Чернецкого. В Екатеринбурге ведется точечная застройка. Причем во дворах, где должны быть игровые площадки для детей, где бы могли отдыхать жильцы, строится элитное жилье. Нам говорят: «Вы против нацпроекта “Доступное жилье”?». Мы отвечаем: «Мы-то “за”, только к доступному жилью эти дома не имеют никакого отношения». Они только людям жизнь осложняют, поскольку создается дополнительная нагрузка на инфраструктуру. Вместо пейзажей из своих окон жильцы должны видеть стены этих домов. Мы считаем, что надо расширять черту города, а не уплотнительную застройку вести. Запрос дорабатывается, в ближайшее время мы его отправим в мэрию, и пусть глава Екатеринбурга придет к нам на думу и объяснит особенности своей градостроительной политики.

Силовиков не показывали


— С какими партиями в думе уже появились разногласия?

— Во-первых, возникли разногласия с «Единой Россией» по поводу распределения мест в комитетах. Мы хотели получить два места в комитете по социальной политике, получили только одно. «Единороссы» уперлись и ни за что не уступили. Теперь они получили полный контроль во всех комитетах.

Второе разногласие, опять же с ними, касается бюджета 2007 года. Мы поддерживаем законопроект депутата Григория Перского из партии «Народная воля» об установлении областной надбавки к пенсии для самых незащищенных пенсионеров: инвалидов, детей (по случаю потери кормильца). Цена вопроса 1,3 млрд рублей в год. Она сопоставима с профицитом бюджета. Нам без разницы, кто выдвинул этот законопроект. Если бы его инициировала «Единая Россия», мы бы также его поддержали. Но «Единая Россия» скорее препятствует.

Затем нас не устраивает ситуация, когда профицит бюджета расходуется без согласования с депутатами. Нас просто ставят перед фактом: профицитные деньги уже потрачены — примите закон. Это нарушает Бюджетный кодекс. Есть подозрение, что областное правительство намеренно занижает доходы, чтобы иметь возможность бесконтрольно распоряжаться профицитом бюджета, который достигает 10% от его общей суммы. Это примерно 8 млрд рублей. Для нас это принципиально.

— Можно сказать, что сегодня меняется характер оппозиции в областной думе? Раньше он был основан на противостоянии групп депутатов, лояльных мэру Екатеринбурга и губернатору. Теперь как?

— Характер меняется. И это не особенность нашей думы. В стране вообще меняется политическая система, партии становятся крупными и самостоятельными, менее зависимыми от исполнительной власти, региональной бюрократии. Я бы отметил еще такой фактор. По спискам «Единой России» на этот раз прошли молодые люди. Например, Дмитрий Нисковских и Владимир Русинов. Когда мы с ними общаемся в кулуарах, оказывается, они вполне трезво мыслят, у них своя позиция. Конечно, партийная дисциплина обязывает их голосовать, как голосует вся фракция. Но если ты не согласен по большинству вопросов со своей партией, может, стоит подумать о выходе из нее? Впрочем, во фракции ты обязан остаться, иначе потеряешь депутатский мандат.

Так вот, характер оппозиционности в думе действительно меняется. Я, например, как руководитель фракции все принципиальные действия в думе согласовываю с центральным партийным руководством, а не с кем-то из региональных чиновников. Наша задача — продвигать интересы партии. Поэтому теперь спор в думе будет идти не на уровне местечковых корпоративных интересов, а на уровне идеологических принципов.

— Можно ли в таком случае утверждать, что не региональные элиты будут влиять на центральное партийное руководство, а наоборот?

— Я бы не сказал, что сейчас влияние региональной бюрократии сильно. Она должна понять: в ближайшие год-полтора начнется кардинальная ротация элит. Так, как сегодня, не будет никогда. И связано это как раз с изменениями в партийнополитической системе. «Партией власти» теперь будет не та, у которой административный ресурс, потому что у них все схвачено, за все заплачено, и с этим ничего нельзя поделать. Теперь партия власти — та, которая набирает большинство голосов на выборах. Но при этом несет всю полноту ответственности за социально-экономическое развитие региона, предлагает президенту кандидатуру на должность главы субъекта РФ. А в спину ей будет дышать ее ближайший конкурент и постоянно угрожать ее доминированию в думе. Такая конфигурация не даст первой впасть в бездумное и подконтрольное региональной бюрократии состояние и распоряжаться бюджетом, как та захочет.

И хорошо, что разделение элит на идеологической основе произошло в стране именно так, без крови и революций, как это у нас раньше бывало.

— До выборов в Госдуму остается год, до очередных выборов в облдуму — полтора. Сумеете слить электорат Партии пенсионеров, Партии жизни и «Родины» в единый? Мне кажется, на выборах в облдуму за «пенсионеров» голосовали социально незащищенные слои и жители сельской местности. За «Жизнь» — средний класс, жители Екатеринбурга и ряда крупных городов.

— Это действительно проблема: как сделать так, чтобы избиратели, ранее голосовавшие за эти партии, снова увидели в «Справедливой России» свою партию. Безусловно, часть электората мы потеряем. Но один из механизмов его сохранения может быть такой. Например, Партия пенсионеров стала общественной организацией. Она называется «Российские пенсионеры», ее возглавляет известная киноактриса Римма Маркова. И когда будут проходить выборы, бывшие партии будут агитировать голосовать за «Справедливую Россию». Возможно, таким образом мы сможем сохранить электорат всех трех партий. Ну и потом не забывайте, что в названии новой партии сохранились ключевые слова от трех прежних «Справедливая Россия — Родина, пенсионеры, жизнь».

— Последний вопрос. Мы сидим-гадаем, кто из властных группировок в Москве стоит за созданием «Справедливой России». Нам кажется, это силовой блок. Что думаете по этому поводу?

— Если честно, никак не могу прокомментировать этот тезис. Нам на съезде никто силовиков не показывал. Могу лишь сказать, что за созданием «Справедливой России» стоит Сергей Миронов. Но, возможно, есть доля истины в ваших словах. Еще во время избирательной кампании ходили слухи, что, возможно, нынешний президент России после окончания своих полномочий возглавит одну из крупных партий. Это либо «Единая Россия», либо «Справедливая Россия». Мы рады будем увидеть во главе нашей партии Владимира Путина. А он бывший силовик.

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Новый первый

Прирезали

Постарайтесь получить удовольствие

Интересное кино

Страховка от нюансов