Не трогать до 2016 года
В Тюмени энергетики вкладывают в модернизацию городских теплосетей частные инвестиции и надеются их вернуть, если регулятор не будет забирать сэкономленноеПрограмма развития коммунальной инфраструктуры Тюмени на 2012 - 2016 годы принята правительством Тюменской области, администрацией города и ОАО «Уральская теплосетевая компания» (УТСК, дочернее общество ОАО «Фортум»). Решение зрело долго и анонсируется как серьезный реформаторский шаг. Планируется поднять пропускную способность магистральных тепловых сетей: реконструкция теплотрасс с увеличением их диаметра позволит подключать новых потребителей с учетом перспектив застройки города - объем присоединяемой тепловой нагрузки вырастет почти на треть к нынешнему. Модернизация оборудования насосных станций и наладка режимов теплопотребления повысит надежность: аварийность обещают сократить на 40% и более, тепловые потери - на треть, удельный расход электроэнергии при транспортировке теплоносителя - на 4%. Создание эффективной системы теплоснабжения подразумевает также экологическую безопасность.
Общая сумма инвестиций - 1,9 млрд рублей. Источниками финансирования программы названы тарифные отчисления - 400 млн рублей, собственные вложения ОАО «УТСК» - полмиллиарда рублей, средства бюджета Тюменской области - еще около миллиарда. Использование тарифных платежей рассчитано исходя из прогноза министерства экономического развития РФ. При этом утверждается, что реализация программы не повлечет резких изменений тарифа на тепло (до 2016 года прогнозируется в коридоре 8 - 11% относительно базового в 2012 году).
Реализовывать инвестиционную программу будет ОАО «УТСК» - крупнейший участник теплоэнергетического рынка Тюменской области, обеспечивающий централизованным теплом до 96% потребителей областного центра. Парвиз Абдушукуров, заместитель генерального директора по операционной деятельности - главный инженер ОАО «Фортум», вице-президент по тепловому бизнесу, выделяет три задачи, которые предстоит решить в ходе реализации программы: развитие города, реконструкцию инфраструктуры, повышение надежности теплоснабжения.
От чего хотят уйти
- Парвиз Фарходович, какова сегодня ситуация с теплоснабжением Тюмени?
- Сложная. Тюмень - на втором месте после лидера по аварийности на тепловых сетях Екатеринбурга: по официальной статистике, в Тюмени происходит около 2500 повреждений в год. Сравните: в Челябинске - 300. Областные и городские власти видят проблемы и целенаправленно решают их. Но сегодня нет главного - разработанной, прошедшей общественные слушания и утвержденной Минэнерго РФ схемы теплоснабжения, какую 190-й федеральный закон предписывает иметь каждому муниципалитету. Наличие такой схемы даст понимание: как развивать городскую инфраструктуру теплоснабжения, какую под нее закладывать инвестиционную программу. Пока такой документ отсутствует, одна сторона говорит: у меня завтра здесь будет город-сад, другая возражает: ничего у вас не получится - нет необходимых коммуникаций, третья пугает ростом тарифа на тепло. И дело стоит. Каждый видит только свою сторону проблемы. В Тюмени к разработке такой схемы теплоснабжения мы приступили - в рамках соглашения, подписанного администрацией города и руководством компании.
- Как появилась инвестиционная программа?
- Мы долго искали консенсус с администрацией области и города. Все понимают, что надо незамедлительно действовать: город активно строится, нужно обеспечивать подключение к централизованному теплоснабжению новых кварталов, при этом сохранить баланс и улучшить качество подачи тепла в ряде проблемных районов города. Важен был первый шаг навстречу. Слава богу, мы договорились, что, когда и из каких средств делать. Удалось найти компромиссное и законное решение по источникам финансирования. Документ позволяет сторонам понимать, как развивать теплоснабжение в течение ближайших четырех лет, пока не будет разработана и официально утверждена долгосрочная схема. Мы начали проектирование по всем объектам будущего года, которые попали в инвестпрограмму.
Основная масса повреждений происходит на сетях, которые отслужили нормативный срок или близки к этому. Поэтому вопросы надежности именно на ветхих сетях стоят наиболее остро. Мы выделили такие сети. Я сейчас говорю только о магистральных сетях. Внутриквартальные- это отдельная песня, вернее, плач горожан. Из тех самых 2500 аварий до 95% приходится на внутриквартальные и распределительные сети. Но жителю без разницы, какая труба рвется - частная или муниципальная, по какой причине у него нет тепла или горячей воды. Винить он будет всех подряд. Поэтому, в моем понимании, лучше, когда у сетевого комплекса города есть единый ответственный хозяйствующий субъект, одна организация, а услуга по теплоснабжению для потребителей осуществляется по принципу одного окна.
- Что будет учитывать схема теплоснабжения Тюмени и когда она появится?
- Совместно с городом мы планируем иметь перспективную схему теплоснабжения к концу следующего года. Для ее разработки в отдельном распоряжении правительства, вступившем в силу в апреле нынешнего года, существует целый набор критериев. Сейчас заключен договор с ВНИПИ-Энергопромом (Москва) - это базовый институт в разработке подобных схем. Для городов с населением более 500 тыс. человек схема утверждается в Минэнерго РФ. Чтобы избежать хаоса и действовать методично, надо определить радиус эффективного теплоснабжения с учетом удаленности потребителя от источника теплогенерации. Разработчики должны учесть перспективы застройки и развития, вопросы надежности, просчитать варианты строительства и подключения участков теплосети к ТЭЦ или альтернативному источнику и выбрать наиболее целесообразные и экономичные. Этот документ разрабатывается на 15 лет. А ближайшие задачи обозначены в принятой инвестпрограмме, ибо стоять на месте в ожидании решений город не может. Все, что мы будем делать в ближайшие четыре года, привяжется к долгосрочной схеме теплоснабжения и органично в нее впишется. Все мероприятия согласовали с городом и областью.
- Какие приоритеты вам надо обеспечить?
- Позволить городу развиваться и закрыть вопрос надежности - это первый шаг. Второй - снизить потери, аварийность в распредсетях. За счет этого должно вырасти и качество услуг. Каждое повреждение трубы - это тонны горячей воды, бесцельно вылитые на землю. Нормативные потери теплоносителя - 0,0025 от объема тепловой сети, но по факту они значительно выше. Сейчас нам нужно приложить максимум усилий и сделать качественный шаг в сегменте магистральных сетей, расшить все участки и обеспечить развитие строительства города. Теплосети уже существенно его сдерживают, что порождает конфликты с застройщиками.
Как заработать на тепле
- Что обеспечит возврат инвестиций?
- Наши обязательства в рамках принятой программы, подтвержденные соглашением с правительством области, - около 500 млн рублей. Вложения дадут пролонгированный эффект в виде сокращения потерь теплоносителя и ухода от неэффективных затрат по содержанию магистральных сетей в долгосрочной перспективе.
Кроме того, мы подготовили программу энергосбережения, она сейчас на утверждении в департаменте тарифной и ценовой политики Тюменской области. В части возврата этих инвестиций наша позиция такова: компания просит органы власти и регулирования зафиксировать ситуацию такой, какова она на сегодня. Мы готовы вкладывать в магистральные теплосети дополнительные деньги, но при этом просим власти не менять установленные правила и не трогать нас до 2016 года. Следите за нашими действиями и получаемым эффектом по приборам учета тепла - теперь они есть, благодаря внедренной в Тюмени программе автоматизированной системы коммерческого учета тепловой энергии.
- Не трогать в каком смысле?
- Сегодняшнее законодательство в сфере теплоснабжения построено по принципу «затраты плюс»: если у тебя появился один лишний рубль, который не предусмотрен регулятором, на следующий период регулирования его вырежут. Эта система не стимулирует организацию что-то улучшать, она стимулирует ничего не делать: сколько ты доказал затрат, столько тебе дают. Это совершенно нерыночная система. Мы все посчитали и предложили оставлять нам достигнутые эффекты экономии до момента окупаемости инвестиций, направляемых на энергосбережение. Надеемся, что эти предложения будут услышаны, и власти пойдут навстречу.
- За счет чего планируете достигать эффективности теплоснабжения?
- За счет внедрения новых технологий и оптимизации процессов. Например, мы применяем так называемые трубы высокой заводской готовности, одетые в защитную оболочку. После монтажа такая труба вообще не подвержена воздействию внешних факторов, в полтора раза снижаются тепловые потери, в разы - повреждаемость сети. Труба не гниет и, по идее, должна пролежать в земле не менее 30 лет, не требуя замены. Еще один плюс - под изоляцией заложена система диагностики, которая позволит нам в случае повреждения трубы с точностью до метра определить место повреждения. К тому же в сетях мы применяем только шаровую арматуру, которая не требует обслуживания, а на насосных станциях устанавливаем насосы с частотным регулированием, что на 15 - 20% снижает электропотребление.
- Тарифная часть в инвестициях вас не смущает? Не приведет ли политика сдерживания к тому, что тарифы на тепло будут ниже экономически обоснованного уровня и не обеспечат возврат инвестиций?
- В Тюмени у УТСК разногласия с местным тарифорегулирующим органом на сумму около 330 млн рублей: орган ценообразования установил региональный тариф на тепловую энергию, а мы как регулируемая организация видим, что наши затраты выше. Названную сумму при таких ставках в 2011 году мы потеряли.
И воспользовались своим правом выйти к арбитру - Федеральной службе по тарифам. Наши аргументы должны быть услышаны. Во всяком случае, мы подготовили для этого большую документальную базу.
- То есть тарифная часть в инвестициях - подводная мина?
- Не только в инвестициях. Все тарифное регулирование требует принципиальных изменений. У нас дается единый тариф на операционную и инвестиционную деятельность. Недавно приняты новые правила ценообразования в сфере теплоснабжения, в полном объеме закон вступит в силу в 2014 году. Надеемся, что появится законодательно обоснованная инвестиционная надбавка к тарифу. УТСК предложила пилотные проекты, чтобы обкатать новые правила в следующем году. Но это - отдельная большая тема.
- В какой мере мешает развитию сетей централизованного теплоснабжения котельнизация? У вас отбирают потребителей? Не приведет ли это к значительному росту тарифов?
- Таким путем двинулись многие застройщики, которые по тем или иным причинам приняли решение строить локальные котельные. В итоге это оборачивается проблемой для жителей и администрации города, так как стоимость тепла от таких источников заметно выше. Условно говоря, если мы сожжем 100 кубов газа в котельной, то выработаем 6 Гкал тепловой энергии. А при комбинированной выработке на ТЭЦ с использованием того же объема газа получим около 5 Гкал тепловой энергии и 2 МВт электрической. То есть сжигая одно и то же количество газа, вырабатываем большее количество продукта. К тому же тепловая энергия, вырабатываемая на эффективных источниках когенерации, стоит гораздо дешевле. Поэтому когда застройщик идет по пути котельнизации и экономит на капитальных затратах, подключении к теплотрассе, он порождает проблемы для потребителей. Жители всего города - не только нового дома или квартала - получая очередную котельную, одновременно получают и рост цены на тепло. Потому что более высокая стоимость продукта каждой новой котельной будет добавлена к тарифу на централизованное теплоснабжение, который по определению ниже. В конце концов получается, что большая часть жителей дотирует неэффективную выработку тепла на котельных в новых кварталах и доплачивает разницу из своего кармана. А строители микрорайон построили, свою прибыль сняли и ушли. Полагаем, что только развитие централизованного теплоснабжения избавит потребителей от этого бремени дополнительных платежей.
- На показателях энергоэффективности теплоснабжения отражается перекрестное субсидирование производства тепла за счет электроэнергии и мощности?
- Безусловно. Перекрестка - большая проблема, которая, честно говоря, экономику достала. Она подразделяется на три блока. Первый: перекрестное субсидирование между тепловой и электрической энергией при их комбинированной выработке - когенерации. Второй - перекрестное субсидирование между разными группами потребителей, когда одну и ту же тепловую энергию из одной и той же трубы промышленным потребителям и населению продают по разным ценам. И третий - перекрестка, связанная с замешиванием тарифа между источником когенерации и котельными, о чем я рассказал выше. Эти три блока вопросов нужно решать в стране совместными усилиями. Но пока нет видимого поступательного движения и внятных результатов.
Сохраняется схема, при которой за счет более эффективного производителя и потребителя содержатся менее эффективные. При таких условиях зачем шевелиться и что-то делать, если что бы ни делалось, все равно эффекта не получится? Зачем нужно модернизировать энергетику и строить эффективные когенерационные источники, снижать себестоимость выработки, если эффект все равно замешается в общем тарифе? Законодательство сегодня построено так, что оно демотивирует наиболее эффективных участников рынка теплоснабжения и теплопотребления.
Партнер проекта: |