Скважина в Европу
Кадровый потенциал и благоприятный инвестиционный климат — основные факторы привлекательности нефтегазового машиностроения юга Тюменской области. Противостоять экспансии международных компаний смогут только крупные игроки
Тюменские власти активно привлекают в регион иностранных инвесторов: компании в обмен на преференции создают новые рабочие места и обеспечивают бюджет дополнительными доходами. Но от ужесточения конкуренции могут пострадать местные производители нефтесервисного оборудования: они не обладают столь значительными ресурсами для развития производства и привлечения кадров.
Оборудование, предназначенное для добычи нефти и газа, — один из важных сегментов рынка нефтесервисных услуг: в него входит производство буровых установок, механизмов для цементирования скважин и нефтепромысловой техники. Аналитики обещают впечатляющую динамику российского рынка нефтегазового оборудования: компания Douglas Westwood оценила его общий объем в 451 млн долларов и спрогнозировала 30-процентный ежегодный прирост до 2011 года.
Сегмент буровых установок будет увеличиваться на 47% в год: это связано с высоким уровнем износа бурового оборудования нефтяных компаний. По словам аналитика «Банка Москвы» Владимира Веденеева, из 1,5 тыс. действующих установок более 40% работают уже свыше 15 лет, а это предельный срок эксплуатации. Поэтому до 2011 года нефтяным компаниям потребуется около 300 новых буровых, из них около 70 — в ближайшие два года.
Еще один фактор роста — выработка ресурса имеющихся скважин. Увеличение объемов разведочных работ должно привести к следующему скачку спроса на буровое и нефтепромысловое оборудование. Кроме того, появляются новые технологии бурения (например, горизонтальная выработка), требующие принципиально другой техники.
В этих условиях Тюменская область способна стать одним из крупнейших центров нефтесервисного машиностроения: она сочетает все ключевые предпосылки для роста отрасли. Главная — близость к основным рынкам сбыта, крупнейшим нефтегазоносным районам страны ХМАО и ЯНАО. Именно здесь расположены ведущие добывающие мощности потребителей нефтегазового оборудования: Роснефти, Газпрома, ТНК-ВР, ЛУКойла и Сургутнефтегаза. Эти компании осваивают крупные запасы углеводородов, и им нужно обновлять буровой парк. Они же все чаще вкладываются в разведку месторождений и приобретают новое оборудование.
Географический фактор особенно важен для иностранных компаний, производящих нефтегазовое оборудование: минимизируются их затраты на ввоз и транспортировку продукции. Кроме того, для них принципиально создание предприятий с российской регистрацией: больше шансов на выигрыш тендеров, поскольку нефтяные компании традиционно отдают предпочтение российским производителям. При этом с точки зрения размещения производственных мощностей Тюмень гораздо привлекательнее ХМАО или Свердловской области. Этому есть несколько основных причин.
Буром на Запад
Пожалуй, важнейшая из них — инвестиционная деятельность властей юга Тюменской области. Они активно привлекают крупные компании, в первую очередь международные. Стимулов несколько: содействие в реализации проекта, помощь в получении земельных участков и налоговые льготы. Схема работает: если еще пять лет назад в реестре перспективных инвестиционных проектов области был только один, относящийся к реальному сектору, то теперь их несколько десятков. В первую очередь это проекты в энергетической, строительной и лесоперерабатывающей отраслях. Но интерес к Тюмени уже проявили почти все крупнейшие мировые производители нефтегазового оборудования.
Первой в Тюмень пришла франко-американская компания Schlumberger. Иностранцев привлекли близость рынков сбыта и широкие рекрутинговые возможности. Кроме того, в феврале 2006 года Schlumberger заключила инвестсоглашение с властями региона: в обмен на налоговые льготы компания обязалась вложить средства в развитие научных и производственных проектов. «Мы ощущаем постоянную поддержку всех наших инвестиционных проектов. Это важно не только для нас, но и для других международных компаний: для них наша активность служит индикатором инвестиционной привлекательности региона», — говорит директор по связям с правительством и общественностью «Шлюмберже Россия» Глеб Овсянников.
На пустующих площадках ОАО «Тюменские моторостроители» открылось несколько заводов Schlumberger: электропогружных насосов, перфораторного оборудования, оборудования для интенсификации работы скважин. Сейчас на них работают несколько сотен человек, почти все — жители области. В общей сложности компания планирует вложить в тюменские проекты более 60 млн долларов. Не исключено, что существующие мощности расширят, а часть продукции тюменских заводов Schlumberger начнут экспортировать.
В начале 2007 года стало известно еще об одном проекте. Немецкая компания Bentec Drilling & Oilfield Systems строит в Тюмени завод буровых установок. Как отмечал управляющий директор компании Аренд Ледден, создание производства позволит не только географически приблизиться к потребителю, но и начать оказывать ряд дополнительных услуг. Инвестиции в проект составят более 630 млн рублей: производство должно быть запущено во втором квартале 2008 года. На заводе будут работать до 400 человек, причем, по соглашению с областными властями, 80% из них — граждане России. По словам генерального менеджера Bentec в Тюмени Юргена Людерса, местные власти со своей стороны помогли компании с получением производственных площадей. Вопрос о налоговых льготах для Bentec пока открыт.
Немцы планируют собирать на заводе 8 —12 установок HR5000 в год, причем поначалу большую часть комплектующих будут производить в Германии. В 2008 году на заводе сделают только две установки, в 2010 планируют собрать уже не меньше десяти. В Bentec надеются, что запуск тюменского проекта обеспечит половину заказов компании, оборот должен вырасти с 105 млн долларов в 2006 году до 300 миллионов в 2010-м. Сейчас в России не больше десятка установок HR5000, все в собственности независимых нефтесервисных компаний — KCA Deutag и «Буровая компания Евразия».
Российские нефтяники привыкли работать на отечественной технике. Большая часть ее сделана на «Уралмашзаводе» (Екатеринбург) компанией «Уралмаш — Буровое оборудование», которая входит в группу «Интегра» и остается крупнейшим на рынке игроком. Потребителю обслуживать установки одного производителя проще и дешевле.
Когда «Интегра» решила развернуть собственное производство буровых установок, было принято решение и о выпуске основных металлоконструкций, входящих в состав бурового станка. Поэтому в июле 2006 года «Интегра» приобрела имущество бывшего Тюменского судостроительного завода (ТСЗ), более 16 лет находившегося в глубоком кризисе. В создание производства комплектующих планируется инвестировать более 500 млн рублей.
Имущество ТСЗ было передано филиалу «Уралмаш — Буровое оборудование»: готовые установки собирают в Екатеринбурге, а в Тюмени делают металлоконструкции. По словам директора филиала Владимира Ермощенко, в 2007 году планируется выпустить более 2 тыс. тонн продукции (19 изделий, входящих в буровую установку), в следующем — уже до 6 тыс. тонн. «Интегра» активно модернизирует производство: на реконструкцию оборудования и заводской инфраструктуры уже потрачено более 200 млн рублей.
По-человечески понятно
Второй фактор привлекательности региона для нефтемаша: его человеческий капитал в условиях почти тотальной нехватки квалифицированных кадров в промышленности. Тюмень — исторически сложившийся крупнейший образовательный и технологический центр нефтегазового образования. По словам проректора по научно-инновационной работе Тюменского нефтегазового университета Николая Захарова, ТюмНГУ создает 60% рынка образовательных услуг в своей сфере. Поэтому именно Тюмень остается главной российской кузницей персонала для нефтяных и нефтесервисных компаний. Чтобы наиболее полно использовать кадровый потенциал, компании активно инвестируют в образовательные программы, поддерживают студентов и преподавателей вузов, создают собственные аудитории и лаборатории.
Яркий пример — сотрудничество с Тюменским нефтегазовым университетом. По словам Николая Захарова, вуз заключил несколько десятков договоров с нефтяными и машиностроительными компаниями, в том числе со Schlumberger и американским гигантом Halliburton. Последняя даже создала на базе ТюмНГУ учебный центр: здесь повышают квалификацию сотрудники компании. Подобные центры у Halliburton есть в США, Мексике, Египте и Индонезии. Центру, созданному в Тюмени, придали статус регионального по Европе и Евразии: здесь учатся не только россияне, но и шотландцы, норвежцы, бельгийцы. Пока это единственный проект Halliburton в Тюмени, но еще в 2006 году компания начала активно подыскивать в регионе подходящую производственную площадку.
Российские производители тоже заинтересованы в притоке свежих сил. «У нас есть договоры с четырьмя учебными заведениями, — рассказывает Владимир Ермощенко. — Руководство “Интегры” заключило договор с одним из технических колледжей: в прошлом году к нам пришли только семь специалистов из училищ, в этом, думаю, будет в два раза больше».
Как отмечает Николай Захаров, по финансовым возможностям международные компании значительно обгоняют российских производителей. Некоторые иностранные компании инвестируют в собственные учебные проекты. Так, Schlumberger строит под Тюменью Сибирский учебный центр: здесь будут готовить специалистов топливно-энергетического комплекса. Власти уже выделили компании земельный участок площадью 150 га: под учебные корпуса, жилые здания и даже под учебные скважины и буровые установки. В Schlumberger рассчитывают обучать до 2,5 тыс. человек в год. Пока у компании есть только собственная лаборатория в Тюменском государственном университете.
Раскачали
К чему приведет столкновение мощных производителей нефтегазового оборудования в одном регионе? По мнению аналитика ИК «Велес Капитал» Дмитрия Лютягина, «Интегра» — единственная отечественная компания, способная конкурировать с мировыми гигантами нефтемаша: «Многие российские предприятия не смогли переориентироваться на рыночные условия.
У них хорошая производственная база, но в нынешних условиях нужно наращивать мощности, выводить на рынок новые линейки продукции и адаптироваться к современным технологиям. А на это способны только крупные компании, консолидировавшие множество активов».
Тем не менее многие малые российские компании сохранят позиции: «Мы не рассматриваем иностранцев как конкурентов, — объясняет директор компании “Нефтепромысловое оборудование” (входит в холдинг “Тюменские моторостроители”) Андрей Векшин. — На рынке нефтегазового оборудования очень много сегментов, и у нас есть своя ниша: наше оборудования пользуется стабильным спросом со стороны нефтяных компаний».
Впрочем, малым компаниям сложно рассчитывать на серьезный успех. Как и на внимание со стороны властей Тюменской области. Согласно региональному законодательству, налоговые льготы получают только предприятия, вкладывающие в создание новых производств. Причем проект должен попасть в реестр приоритетных инвестиционных проектов области. В нефтегазовом машиностроении такими возможностями обладают, очевидно, только крупные международные компании и группа «Интегра». «Власти поддерживают проекты исходя из двух причин: создание новых рабочих мест и дополнительные налоги. Наши финансовые возможности пока не позволяют говорить о расширении производства», — рассказывает Андрей Векшин.
Поэтому наиболее активно развиваться будут международные игроки: с запуском производства буровых установок Bentec составит серьезную конкуренцию «Интегре». Несмотря на относительно высокую цену (15 млн долларов против
10 — 13 миллионов), немецкие установки технологичнее и современнее, поэтому спрос на них растет. Вполне возможно, что новыми проектами в Тюмени отметятся и Schlumberger с Halliburton: определенную роль в усилении конкуренции на региональном и российском рынках они непременно сыграют. Создание производств приведет к закономерному результату: Тюмень станет российским центром нефтегазового машиностроения