Думай, глядя в мусорный бак

Думай, глядя в мусорный бак Сделать из мусора товар берутся малые предприниматели: они учатся адаптировать западные технологии работы с вторсырьем.

На днях на Кубани закончилась международная выставка, посвященная технологиям утилизации отходов. Самыми передовыми в стране она признала технологии переработки смешанного пластика, используемые арамильским ООО «Уралтермопласт» (Свердловская область). Уральцы получили контракты на поставки урн, скамеек и прочего оборудования для благоустройства курортных городов Краснодарского края. Их опытом заинтересовались в других регионах страны.

Андрей Сазонов- Я не перестаю изумляться каждый раз, глядя в мусорные баки: мы или очень богатые, или недоразвитые, - говорит директор Уралтермопласта Андрей Сазонов. - Просто деньги выбрасываем: колоссальное количество ресурсов, которые надо использовать повторно. Наша среда обитания покрывается отходами. Вороны размером с курицу стали символом зловонных городских предместий. В леса страшно зайти, берега водоемов отвращают кучами мусора. Рассуждаем о высоких технологиях, при этом не знаем решения элементарной задачи: что делать с использованной упаковкой. А ее становится все больше: продвигая товар, компании увеличивают степень его упакованности. Одно нам оправдание: с проблемой отходов в таких масштабах мы еще не сталкивались. Как и с «точкой невозврата» экологических рисков...

Рынок переработки отходов в Свердловской области пребывает в стадии зарождения. Главная нерешенная задача - региону надо научиться сортировать мусор, отделять твердые отходы от органики, чтобы заводы смогли переработать вторсырье (подробнее см. «Очистительная сила», «Э-У» № 21 от 31.05.10). Не дожидаясь, пока созреют глобальные решения, малое предприятие Уралтермопласт совместно с администрацией Арамиля прорабатывает экологический проект, суть и новизна которого - замкнуть в единую технологичную цепь эту компанию с местными предприятиями, занимающимися сбором и вывозом отходов, и совместно открыть сортировочную станцию.

Технологии решают все

- Андрей Андреевич, для чего нужен новый проект?

- Проект я предложил, потому что постоянно ищу сырье, а городок его закапывает. Прямо перед въездом в Арамиль со стороны екатеринбургского аэропорта Кольцово - свалка. До недавних пор свозили все отходы, в том числе пищевые. Где пищевка - там птицы: огромные стаи ворон создавали угрозу безопасности работы аэропорта. Прокуратура свалку запретила, отходы повезли на очистные сооружения, где происходит водоочистка, потому что... больше некуда. Там мусор перемешивают с илами, которые образуются после очистки: ускоряют процесс гниения. То, что получилось, вывозится-таки на свалку, но птиц уже не привлекает.

Собрались мы однажды в мэрии и решили замкнуть мусорные процессы в единую цепь. Закапывать придется меньше, если из отходов выбрать пластик - это 50% объемов мусора долой. На этот объем можно завозить чужой мусор за деньги. И бюджету хорошо, и городок решит вопрос, куда деть отходы, и я получу отсортированное сырье. Что из него делать - идей много.

Мы давно хотим расширяться, увеличивать мощности и виды переработки. Я уже не могу остановиться, специфика бизнеса такова: запустили одно оборудование, к нему нужно докупать другое, третье и так далее. Если проект не пойдет, нам придется завозить тюменский и челябинский мусор. Парадокс: в покрытую мусором Россию отходы завозят охотнее, чем собирают и сортируют отечественные. Одно челябинское предприятие, например, везет из Кореи отходы пластиковой бутылки. Посчитали: это самый экономически выгодный вариант. Хотя по улицам пройдите - бутылки кучами валяются.

- Что еще вам необходимо для расширения?

- В первую очередь площади. Сейчас арендуем цеха, а это как съем квартиры - собственник может тебя выкинуть когда угодно. В рамках проекта муниципалитет на 49 лет выделяет нам землю с правом выкупа. Меня такая аренда устраивает: не будет висеть камнем на шее кредит на покупку участка, отнимать деньги от развития. Второе - пора приобретать оборудование. На выставке в Мюнхене я мысленно насобирал себе линию миллионов на 10 - 20 евро. Но пока приходится соотносить планируемую мощность с количеством сырья и не сильно забегать вперед: приобретать оборудование постепенно, иначе будет простаивать.

- Какие идеи вы хотите реализовать, решив проблему сырья?

- Будем выпускать совершенно новые виды продукции. Перспективы изделий малой архитектуры из полимерного профиля таковы, что дух захватывает. Например, первыми в стране начнем делать газонные решетки. Они позволят в городах решить острую проблему с автомобилями, заезжающими на газоны. Ничего изобретать не надо: за рубежом решетки укладывают на газон. И трава сквозь них растет, и машины ездят. И грязи никакой. Так и в Китае, и в Европе: издали видишь свежую зелень, на которой дозволено парковаться. Подходишь ближе - а это решетка. Для застройщиков, которые занимаются благоустройством, это будет интересно.

Сфера употребления вторсырья практически неограничена. Все китайские куртки, кстати, пришли к нам полностью с помойки, на 100%.

- А пух?

- Имитация пуха, синтепон, прокладки в дверях автомобилей и прочее - это переработанная бутылка из пластика. Технологии решают все. В будущем нужно стремиться к тому, чтобы вообще ничего не выбрасывать, довести переработку мусора до 100%. У китайцев этот процесс уже отлажен. Они мусор собирают возле нашего Байкала, делают из него пуховики и нам же продают. Надо видеть, с каким рвением и какими объемами они баржами завозят отходы из других стран.

Уничтожаем отходы

- Что определяет ваш выбор новых продуктов?

- Я всегда исхожу из того, что меня бы заинтересовало, будь я потребителем. Уралтермопласт начинал с выпуска из вторсырья полиэтиленовых, в том числе термоусадочных, пленок небольшой ширины (1,5 - 3 метра) и изделий из них в качестве упаковки. Применяются везде: в химической, строительной, металлургической, лесоперерабатывающей, нефтехимической, резинотехнической, авиационной, косметической, сельскохозяйственной отраслях.

Затем мы, единственные в Уральском регионе, освоили производство широкоформатной полиэтиленовой пленки шириной до 8 метров в развороте и толщиной от 65 мкм до 0,500 мм. Она удобнее, меньше швов, позволяет упаковывать объемную и тяжелую промышленную продукцию на паллетах более экономичным и менее трудоемким способом. Используется при нефтегазовых разработках, ремонте нефтепроводов, гидроизоляции автомобильных и железнодорожных дорог, взлетно-посадочных полос. Делаем не только прозрачные, но и цветные пленки, с нанесением печати или рисунка, и перфорированные. Уловили, что на рынке усиливается спрос на пленку подешевле для укрытия, например, силосных ям или изоляции почвы возле нефтяных вышек, и стали ее выпускать. После возникла идея делать полипропиленовую ленту для упаковки коробок, газет-журналов, строительного материала, такого как кирпич на поддоне, тротуарная плитка, трубы.

В первые годы делали по 50 тонн пленки в месяц. С запуском широкого формата дошли до 100 тонн, сегодня производим 350 тонн всей продукции в месяц. Производство и потребление пленки стабильно. Это товар, известный на рынке. География поставок - от Владивостока до Москвы напрямую потребителям.

Но на рынке полиэтиленовых пленок стало довольно тесно. Поиск новых продуктовых ниш упирается в специфику пластика: на каждый его вид, а их больше 20, необходимо свое дорогое оборудование. Тогда у меня созрела мысль освоить технологию переработки смешанных пластиков. Бэушное оборудование нашел в Германии: за 100 тыс. евро купил станок, перерабатывающий сразу десять видов пластика (ящики, молочные бутылки, стаканчики из-под сметаны, йогурта, майонеза, одноразовую посуду, канистры из-под воды). И с 2009 года мы запустили новое производство - профиля из полимерных материалов. Аналогов в России нет. С одной стороны - уничтожаем отходы, решаем экологическую задачу, с другой - получаем отличный материал. Из него делаем всевозможные малые архитектурные формы: мебель для летних кафе, скамейки и урны для парков, детские городки, ограждения для автомобильных и железнодорожных путей. Можно использовать для благоустройства стадионов, садовых и приусадебных участков, животноводческих ферм, пирсов и понтонов. К моему удивлению, потребители материалом живо заинтересовались: его не надо красить, он не гниет, не оставляет заноз, долговечен, хорошо поддается обработке.

- А стоимость?

- Несколько дороже дерева, но смотря в каких изделиях. Скамейка парковая что из дерева, что из полимерного профиля - по 7 тыс. рублей. Забор выйдет дороже деревянного, но и долговечнее. Когда наш станок переедет на новые производственные площади, запустим его на полную мощность - 70 тонн полимерного профиля в месяц (сейчас выпускаем 30 тонн). Главную надежду возлагаем на муниципальные заказы. Образцы новой продукции Уралтермопласта уже стоят в парках Екатеринбурга, солидный заказ на детские площадки пришел из Тюмени. На рынке продукт всего год, с ним потребителей надо еще знакомить.

- Сколько времени отводите на его раскрутку?

- На следующий сезон, думаю, портфель заказов на профили заполним. К весне освоим выпуск газонных решеток. Уверен, они будут абсолютно востребованы муниципалитетами и частниками. Это аккуратно и красиво. Расширять выпуск и быстро продвигать полимерные профили меня заставляет суровая жизнь малого бизнеса. Я же не буду объяснять 150 рабочим: этот продукт новый, он не продается, и я пока не буду платить вам зарплату. Им это неинтересно.

- Где сейчас берете сырье?

- Сугубо личные договоренности в торговых центрах, на предприятиях, которые образуют отходы и продают их нам. Ряд руководителей уже понимают, что тысячи тонн макулатуры, пластика, металла нужно собирать и продавать. Те, с кем мы договариваемся, отдавая нам отходы за небольшую сумму или даром, уже в плюсе - они не платят за вывоз мусора. Но многие заключать договоры на поставку отходов напрямую переработчикам не хотят, предпочитают везти на свалки. Чтобы поставлять на завод, отходы надо сортировать, отделять пищевые остатки, самим предприятиям это делать хлопотно и затратно, «непрофильно». Да и никто пока не заставляет. Так что вторсырья на рынке тем небольшим компаниям, чей бизнес строится на его переработке (их в регионе порядка 30), не хватает. Игроки на рынке действуют на свой страх и риск: где что нашел, то и переработал. В Свердловскую область ежемесячно завозятся десятки тысяч тонн пленки, пластика, картона в виде упаковки и абсолютно все выбрасывается.

- Одни предприятия хотят избавиться от мусора, другие хотят его переработать, что мешает соединить их в одну схему?

- Нужны сортировочные заводы. Причем небольшой перерабатывающей компании дорогое импортное оборудование не потянуть, нет уверенности, что оно окупится и удастся загрузить мощности. Например, в Свердловской области Косулинский абразивный завод и завод сварочного оборудования под Первоуральском установили мощности по переработке 500 кг в час пластиковой бутылки, но не могут обеспечить их сырьем, хотя бутылки валяются повсюду. Чтобы оборудование работало сутки, надо 12 тонн.

Вывозить мусор может любая компания, купив пару мусоровозов. Но сортировку должна власть помогать организовывать. В принципе экология - забота государственная, заниматься вывозом и утилизацией мусора по закону должны муниципалитеты. Сейчас продвинутые чиновники дозрели до понимания, что вместо тупой утилизации отходы нужно сортировать и перерабатывать. Но это требует немалых вложений. А денег у периферийных муниципалитетов хронически нет. В Екатеринбурге вот только началась подготовка к строительству первого в городе завода по сортировке твердых бытовых отходов на средства муниципалитета. К 2015 году мощности предприятия заявлены на 200 тыс. тонн мусора. В идеале надо так организовывать: работает мусоросортировочный завод (даже не один), при нем - магазин вторичных ресурсов. Я поехал - купил пластик, а кто-то - алюминиевую банку, стеклобой, резину. Сегодня на все есть спрос.

Сами отсортируем

- Но вы решились-таки на собственную сортировочную линию?

- Да, сырье нам нужно сейчас. В рамках арамильского проекта ведем переговоры с немцами о приобретении в этом году части такой линии. Это будет первая поставка в Россию сортировочного оборудования.

- Кредит берете?

- Нет, не хотим. Поэтому берем часть линии на свои средства. Нужно убедиться - правильный ли мы шаг делаем, то ли выбрали. Взяв кредит и линию целиком, рискуем обнаружить со временем, что купили не то.

- Но у немцев это оборудование надежно работает?

- По этому поводу замечу: часто доводится присутствовать на совещаниях, где поднимается тема переработки мусора. И некоторые господа пальцы держат веером: о чем мы тут говорим, какие проблемы, сейчас позвоню в Америку или в Европу, я там видел суперзавод, нам такой же поставят. Однажды вправду поставили. Завода хватило на неделю. Потом он встал. Поставщики приехали, посмотрели и говорят: ребята, конечно, он ваши бетонные бордюры перерабатывать не будет, он рассчитан на более мелкую фракцию. Наш человек в квартире сделал ремонт и все остатки - кирпичи, куски обоев, отрезки металлических труб - в один мусорный бак выбросил. На Западе работает схема: производитель платит за утилизацию своих отходов, а тому, кто утилизировал, идет дотация. И население приучили рублем (никакой менталитет у них не особый) отправлять разный мусор по разным бакам. Кто разложил - за вывоз платит меньше. У нас население за вывоз платит единую сумму, которую утверждает РЭК, и ему фиолетово: он валит в один мусорный бак утюги и пироги. И вот тут проявляется специфика приобретения зарубежного оборудования: то, что у них работает, не факт, что будет работать у нас. Сырье по составу другое.

Поэтому осторожно делаем первый шаг - приобретаем часть для пробы, протестируем. Если дело пойдет, можно будет идти в банк за деньгами, к местным властям, чтобы они взяли на себя хотя бы оплату процентов. Причина нашей осторожности еще и в том, что у зарубежного оборудования, как у автомобиля, есть свои опции. Изначально не знаешь, какое именно заказать. И зарубежные поставщики не знают нашей мусорной действительности, что нам предложить.

На тот станок, что сейчас у нас работает по малым архитектурным формам, тоже кредит не брали. Я специально нашел дешевый бэушный: подсмотреть же не у кого, полимерный профиль мы выпускаем первые. Зачем отдавать 1,5 - 2 млн евро за новый: область пока не готова обеспечить меня сырьем, вдруг я буду простаивать? Банки это же в расчет не берут, когда проценты за кредиты требуют. Если дойдем до покупки нового, я уже точно буду знать, что мне надо, чтобы максимально эффективно использовать. Как показывает опыт, Западу лишь бы продать: берите, технология супер-пупер. Они не все до конца рассказывают, что сами с мусором делают. Все подряд, дескать, туда сыпь и получишь шоколад. А на практике выходит: нельзя все подряд. Когда их спрашиваешь: почему у меня как у вас не получается, ответ один - вы же россияне. Так что мы сами потихоньку дозреваем.

- Почему мы как малые дети в темном лесу? Разве на рынке нет спецов: что перерабатывать, что выпускать?

- Нет. Учебные заведения, которые готовят экологов и химиков-технологов, дают теорию, далекую от практики нашего рынка. Проблема переработки такого количества таких отходов исторически новая. И предмета в вузах нет. Не было такой нужды: десять полимеров с разными температурами плавления в одном котле смешивать. Ни в одном справочнике не написано, что делать, чтобы молекулы одного пластика дружно ужились с молекулами другого. Сами до всего додумываемся. Хотя я в прошлом учился по классу трубы - солист и дирижер оркестра.

- Как же вы оказались в мусорной теме?

- В лихие 90-е не только музыкантов, всех в бизнес повело. Возвращаться в консерваторию не имело смысла. Музыка - это как спорт: надо быть постоянно в форме или не быть. Но я и в госуниверситете на кафедре химии полимеров, где пытался узнать о том, чего в учебниках нет, умудрялся дискутировать с профессором.

- В Госдуме сейчас готовят закон, по которому производителей мусора обяжут платить за его утилизацию и переработку. Вам для развития производства он нужен?

- Если будет работать - да, это очень актуально. В Свердловской области тоже не первый год поднимают вопрос о законе, который запретит материалы, подлежащие вторичному использованию, вывозить на свалки. Это был бы значительный шаг вперед. Сейчас на базе Минприроды, Минпромышленности и ЖКХ создали рабочую группу, которая будет координировать усилия разных ведомств в теме переработки мусора, региону пора развивать ее технологически и организационно грамотно. Просто вбухать деньги в новые полигоны и завалить их мусором - глупо и несовременно.

Таблица. Отчет о прибыли и убытках ООО «Уралтермопласт», млн. рублей

Показатель 2007 2008 2009
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка от продажи (за минусом НДС, акцизов) 114, 7 126, 3 105
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 100, 7 107, 66 81
Валовая прибыль 14  18.7 24
Коммерческие расходы 0.34 0.29 0.86
Управленческие расходы 10.8 16, 37 19, 55
Прибыль (убыток) от продажи 2, 87 3.5
Операционные доходы и расходы
Проценты к уплате 0,005  0.085 0.032
Прочие доходы 0.243 0.09 0.54
Прочие операционные расходы 0.775 0.495 0.885
Прибыль (убыток) до налогообложения 2.34 1.5 3
Текущий налог на прибыль 0.525 0.307 0.624
Чистая прибыль 1.8 1.2 2.5
Источник: Спарк

 

Материалы по теме

Учиться не дышать

Зеленые человечки

СОБЫТИЯ - 2010

Нужна консолидация общества

Помощи не будет

Кризисный фильтр