Секрет от США
Зависимость отношений американского и российского бизнеса от внешнеполитической обстановки ослабеет, если у инвесторов из США будет больше информации о возможностях регионов и потенциале местных компанийОткрытость территорий, их желание рассказать о себе - залог успешного сотрудничества, считает посол США в РФ Джон Байерли. Глава дипмиссии, четыре месяца назад занявший этот пост, в октябре посетил Екатеринбург.
- Господин посол, с какой целью вы приехали в Екатеринбург?
- Я считаю важным как можно больше путешествовать по стране, чтобы лучше познакомиться с условиями жизни не только в Москве, но и в других крупных городах. Урало-Западносибирский регион, его столицы имеют особое значение. К тому же в Екатеринбурге расположено Генконсульство США.
- До того, как вы возглавили посольство США в РФ, вы представляли интересы Америки в Болгарии. Можно ли сравнивать эти страны, их отношения с США? Насколько сложнее работать в России?
- У каждой страны есть свои особенности. В Болгарии было приятно работать, эта страна хорошо мне известна. Но и в Россию я не впервые приехал: тридцать с лишним лет назад я начал изучать русский язык в Ленинградском госуниверситете. Так что Россия мне тоже знакома. И, конечно, дипломатические двухсторонние отношения США и России важны не только для наших народов, но и для всего мира. Быть послом США в России - это не только честь, это большой вызов. И я очень рад, что я здесь.
Грузинский синдром
- Вы возглавили дипломатическую миссию в непростой период отношений между Россией и США прежде всего из-за ситуации в Грузии. Как в Вашингтоне оценивают причины конфликта?- Я занимаюсь отношениями между США и Россией, в свое время Советским Союзом, более тридцати лет и видел немало кризисных ситуаций. Очень важно свести к минимуму расхождения, сделать все возможное, чтобы разногласия не повлияли на ту сферу отношений, где у нас сильное партнерство. То, что случилось на Кавказе, затрудняет задачу дипломата в выстраивании отношений между странами, но не делает ее менее важной. Наоборот, надо больше работать, чтобы найти общий язык, понять точку зрения российских партнеров. Конечно, не во всем мы будем друг с другом соглашаться, такие моменты неизбежны. Но при этом риторика не должна быть острой, это облегчит поиск решения в трудных ситуациях.
- Отношение США к объявлению Южной Осетии и Абхазии независимыми государствами не изменилось?
- Мы считаем, что это было ошибочное решение, к сожалению. И не раз заявляли об этом из Вашингтона. Нужно пойти по пути долгосрочного урегулирования вопроса по статусу этих регионов. Мы полностью поддерживаем территориальную целостность Грузии и считаем, что одностороннее признание независимости двух территорий усложняет, а не облегчает процесс. Надо больше встречаться, говорить, как это старались сделать на открытии переговоров по вопросам безопасности в Закавказье вчера (15 октября. - Ред.) в Женеве.
- Как сильно конфликт между Грузией и Россией повлиял на отношения американского и российского бизнеса?
- На прошлой неделе я был в Вашингтоне в Торгово-промышленной палате. Встретился со многими представителями бизнеса. И каждый меня спросил о перспективах в России после войны с Грузией. Любая война, просто понимание того, что была война, несмотря на то, как она началась, с чем это было связано, повлияет на готовность инвесторов пойти на риск. Потому что каждая инвестиция несет в себе определенную степень риска. Такова реакция на конфликт.
- По вашему мнению, как ситуация будет развиваться? И что, например, американская сторона может предпринять для того, чтобы эти вопросы урегулировать?
- Это зависит не только от американской стороны. Евросоюз тоже очень заинтересован в том, чтобы российские войска, которые остались на территории Южной Осетии и Абхазии, были выведены на линию, предшествующую началу конфликта 7 - 8 августа. И мы, и Евросоюз хотели бы видеть больше международных наблюдателей на территории Абхазии и Южной Осетии.
Чего хотят инвесторы
- Насколько грамотно, на ваш взгляд, Россия реагирует на финансовый кризис?- Решить такие проблемы в изоляции от других стран невозможно, ведь это глобальный кризис. И то, что была объявлена встреча глав государств большой восьмерки в скором будущем, показывает - самые крупные международные институции и организации уже решили, что кризис может быть преодолен только путем совместных действий.- Как на Урале и в Западной Сибири развиваются отношения между региональным и американским бизнесом? Что необходимо предпринять, чтобы эти связи стали более плодотворными?
- Это один из крупных экономически важных российских регионов. Все знают, что здесь огромные нефтегазовые запасы. Но американским инвесторам также хорошо известно, что здесь работают металлургическая, машиностроительная и научно-техническая отрасли, высококвалифицированный персонал, крупные университеты. Это очень привлекательный регион. Уральские крупнейшие промышленные предприятия уже наладили контакты с американскими партнерами. Но нам хотелось бы расширить эту базу, чтобы больше американских компаний были проинформированы о местных преимуществах.- Вам уже удалось встретиться с кем-либо из представителей региональной власти?
- Я только что приехал. Предстоит встреча с губернатором Эдуардом Росселем, мэром Аркадием Чернецким. Для меня это очень важно. Чтобы помогать бизнесу, надо установить хорошие отношения с местными администрациями и промышленными ассоциациями. Известно, что в сентябре на Урал из Москвы приезжала делегация американской Торгово-промышленной палаты.
Самое главное, что был хороший доступ к информации. Надо, чтобы весь регион активно пропагандировал достижения и инвестиционные возможности, чтобы информация о ведении бизнеса, налоговой системе была доступна, в том числе посредством интернета. Я позволю себе маленькую долю критики: сайты у вас зачастую могут быть более профессионально развиты. В то же время американские компании высоко оценивают интеллектуальный потенциал российских специалистов. Один пример. Американская высокотехнологичная компания Emerson Electric на базе фирмы «Метран» в Челябинской области организовала производство газо- и нефтеанализаторов и счетчиков. Теперь компании совместно производят эти устройства, создали инженерный центр, который разрабатывает новые виды аппаратуры, и начали продавать эти устройства по всему миру. Это хороший пример российско-американского сотрудничества.
- Какой из российских регионов предлагает наиболее оптимальные условия для прихода иностранного капитала?
- Я бы сказал, что Свердловская область, вообще весь Урало-Западносибирский регион. Возьмем для примера компанию Boeing, которая давно сотрудничает с ВСМПО-Ависма. И это не только деловое сотрудничество, связи перешли в стадию партнерства и совместных разработок новых видов материалов. Мы также слышим положительные отзывы о Ленинградской области, где работают крупные американские фирмы Ford International, General Motors. Эти регионы «подкупили» инвесторов открытостью и прозрачной налоговой политикой.
Долой барьеры
- Как вы оцениваете развитие малого бизнеса в России. В чем отличия от американского малого бизнеса?- Малый бизнес - это сила американской экономики. Я думаю, что 60 - 70% экономики США состоит из малых и средних предприятий. Они создают 70% ВВП. В России не знаю точно долю, но меньше. Почему? Потому что для предпринимателей в вашей стране существует много административных барьеров: чтобы открыть бизнес, нужно столько анкет заполнить. Это перебюрократизация процесса. Причем крупный бизнес всегда сможет переступить эти барьеры, а у среднего или малого таких возможностей нет.
- Какие еще города России планируете посетить?
- Я уже побывал в Санкт-Петербурге. И, наверное, после Екатеринбурга, может быть, до Рождества, поеду во Владивосток, где тоже у нас есть генконсульство. Интересно посмотреть на экономические условия, перспективы региона для американского бизнеса.
- А как вы оцениваете работу екатеринбургского консульства?
- На пятерку. Хотя генеральный консул в Екатеринбурге Тимоти Сэндаски возглавляет дипмиссию только два месяца, он уже успел побывать в Челябинске, Пермском крае, Тюменской области. В 2009 году исполнится пятнадцать лет присутствия нашего консульства в Екатеринбурге. Тим уже готовит широкий, масштабный календарь событий, мероприятий, выставок, концертов. Мы хотим отпраздновать этот юбилей как следует.
- Есть ли у вас информация по количеству выданных виз в РФ?
- Статистика интересна: за последний год выдача американских виз в России увеличилась на 22%. Летом мы выдали свыше 32 тыс. виз для молодых россиян, чтобы они могли поработать и попутешествовать в Америке. Екатеринбург по количеству виз для студентов занимает второе место после Москвы.
Посол США Джон Байерли
Назначен президентом Джорджем Бушем 13 мая 2008 года и утвержден Сенатом 27 июня 2008 года. Кадровый сотрудник в высшем звене дипломатического корпуса в ранге советника-посланника. После прихода на работу в Государственный департамент в 1983 году занимал политические должности и работал за рубежом, специализировался на вопросах отношений США со странами Центральной и Восточной Европы, СССР и Россией.
Дважды назначался на работу в посольство США в Москве, в том числе в качестве заместителя посла. Последняя перед новым назначением должность - посол в Болгарии (2005 - 2008). В числе других должностей за рубежом - советник по политическим и экономическим вопросам в посольстве США в Чехии и член делегации США на переговорах в Вене по обычным вооруженным силам в Европе. В Вашингтоне исполнял обязанности специального советника государственного секретаря по новым независимым государствам (республикам бывшего СССР) и директора по делам России, Украины и Евразии в Совете национальной безопасности. Служил в аппарате государственных секретарей Джорджа Шульца и Джеймса Бейкера, а в качестве стипендиата Пирсона был советником по внешней политике при сенаторе Поле Саймоне.
Уроженец города Маскигон (штат Мичиган), получил степень бакалавра с отличием в Университете Гранд-Валли в штате Мичиган и степень магистра с отличием в Национальном военном колледже, где он позже читал лекции по вопросам национальной безопасности в качестве приглашенного преподавателя. Владеет болгарским, немецким, русским, французским и чешским языками. Женат на Джоселин Грин, являющейся сотрудницей дипломатического корпуса, у них две дочери: Элисон и Кэролайн.