Без шансов на реванш

Без шансов на реванш Борьба за власть в Екатеринбурге не завершилась с выборами градоначальника: политические центры бьются за пост сити-менеджера. Региональная команда пытается отыграться за поражение в мэрской гонке, не имея рычагов влияния на процесс принятия решений

Комиссия по отбору кандидатов на должность главы администрации Екатеринбурга огласила 16 октября итоги конкурса. Из десяти допущенных претендентов гордуме для назначения рекомендован нынешний сити-менеджер Александр Якоб (на этом посту с декабря 2010 года). Трех кандидатов — заместителя председателя комитета по благоустройству мэрии Егора Свалова, генерального директора Уральского электронного завода Виктора Улитина и главу компании «Зеленый лист» (разработка и производство пищевых подсластителей) Алексея Бюлера — комиссия рекомендовала для включения в кадровый резерв. Остальные шесть соискателей «к назначению не рекомендованы». При этом решение комиссии не обязывает депутатов (они выберут сити-менеджера 22 октября) утверждать Якоба, они могут остановить выбор на любой из десяти фамилий. 

Эксперты считают, что конкурент у действующего главы один — лидер свердловских эсеров, депутат Госдумы Александр Бурков (на выборах мэра занял третье место). Это единственный претендент, по которому решение членами конкурсной комиссии принято заочно. Он прислал телеграмму, в которой сообщил, что не сможет предстать перед комиссией, так как заболел и остается в Москве лечиться. При этом председатель комиссии (он же мэр Екатеринбурга) Евгений Ройзман отметил, что Бурков в телеграмме назвал его по отчеству не Вадимовичем, а Владимировичем. Как губернатора Евгения Куйвашева. «По Фрейду», — пошутил Ройзман. Другие девять кандидатов прошли собеседование на знание законодательства и наличие профессиональных навыков.

Ожидалось, что Александр Бурков до последнего этапа не дойдет (трех соискателей исключили при проверке предоставленных ими сведений). Еще до первого заседания комиссии ее секретарь Илья Захаров (он же глава горизбиркома) заявил, что Бурков предъявил неполный пакет документов:

— Гражданин, поступающий на муниципальную службу, должен предоставить свидетельство, что он военнообязанный. При этом Бурков указал, что он лейтенант. Сейчас мы разбираемся, какой он лейтенант и как это подтверждается его документами. В случае если необходимого документа не окажется, — комиссия будет вынуждена отстранить кандидата.

Однако 10 октября комиссия хоть и рекомендовала своему председателю Ройзману обратиться в правоохранительные органы с заявлением о подлоге документов кандидатом Бурковым (что тот и сделал 14 октября), она все же допустила Буркова к конкурсу. Под подлогом подразумевается вброс недостающих документов в кабинет организационно-правового управления. Причем эти документы якобы случайно сам Бурков и его помощники обнаружили на подоконнике. Эсер заявил, что если бы их не нашли, у комиссии была бы возможность исключить его из конкурса по формальным основаниям, а так есть шанс побороться. Впрочем, эксперты считают, что справедливоросса в любом случае допустили бы до второго этапа, чтобы не вызвать новую волну оппозиционных настроений. В своем блоге Бурков называет выборы сити-менеджера безальтернативными и ставит перед собой цель сместить нынешнюю команду управленцев.

Почему за пост хозяйственника идет столь ожесточенная борьба и кто займет это место?

Игроки те же, условия другие

Двуглавая система управления Екатеринбургом будет существовать до 2018 года. Такое решение принято в мае этого года на общественных слушаниях (см. «Игра в одного» , «Э-У» № 21 от 27.05.2013). По нынешней схеме, мэр (председатель гордумы) осуществляет только представительские функции — отвечает за работу местного парламента, проводит деловые встречи и т.д. Роль главы администрации исключительно хозяйственная: ЖКХ, дороги, транспорт и пр. По сути, мэр формирует бюджет, а наемный управленец отвечает за его расходование. Сити-менеджер и его команда будут иметь доступ к деньгам, выделенным из федерального и регионального бюджетов на подготовку города к двум масштабным событиям: ЧМ по футболу в 2018 году и Экспо-2020 (решение о месте проведения будет принято в ноябре этого года).

— Эти два мероприятия значительно подогревают обстановку вокруг конкурса на должность наемного управленца, — считает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. — Именно поэтому в процессе согласования кандидатов, собственно, как и в выборах мэра, участвуют не только местные, но и федеральные элиты. Однако теперь команда губернатора, недооценившая на выборах мэра поведение протестного электората, сделала ставку на Буркова. Вероятно, если бы она также поступила в период избирательной кампании, главой города был бы другой человек. Вопрос в том, уместна ли эта схема сегодня — Бурков все-таки политик, а не хозяйственник. Да и возможности влиять на выбор сити-менеджера у регионалов ограниченные. 

Основной рычаг влияния на выбор главы администрации — конкурсная комиссия. По закону, она на две трети формируется из представителей органа местного самоуправления и на одну треть — региональным парламентом по представлению губернатора. Поэтому из девяти человек шесть представляют мэрию и гордуму и только три — областную власть.

По мнению Павла Салина, такой расклад сократил шансы областной элиты на реванш:

— Но окончательное решение принимает не комиссия, а депутаты. У оппозиции до 22 октября есть время, чтобы убедить сомневающихся отдать голос за Буркова.

Кто за кого, не разберешь

Сегодня расстановка политических сил в гордуме выглядит несколько странно. По итогам выборов единороссы получили 21 мандат из 36-ти, «Гражданская платформа» — три, «Справедливая Россия» — семь, по два — КПРФ и Российская партия пенсионеров за справедливость, одно депутатское кресло досталось ЛДПР. По сути, у оппозиции 15 голосов — этого достаточно, чтобы проводить собственные решения. Но согласия между депутатами нет. Например, в бойкотировании первого заседания представительного органа участвовали эсеры и «пенсионеры», а «Гражданская платформа» (от нее избирался Ройзман) не только отказалась срывать совещание, но и активно призывала коллег-оппозиционеров занять рабочие места. При этом в зал заседаний не пришло и несколько единороссов (см. «Начали со скандала» , «Э-У» № 39 от 30.09.2013). По мнению экспертов, истинная причина демарша СР — выторговать пост сити-менеджера для своего лидера. Такая же путаница и по отношению оппозиционеров к основным кандидатам на должность главы администрации. «Гражданская платформа» заявила о поддержке Якоба (креатура мэрии), СР и «пенсионеры» — о поддержке Буркова. За кого будет голосовать ЕР?

По словам директора Института системных политических исследований и гуманитарных проектов (Екатеринбург) Анатолия Гагарина, есть единороссы, ориентированные на обладминистрацию, а есть те, кому ближе мэрия:

— Непонятно, почему партия не имеет единого мнения по кандидатам. Более того, один из депутатов, избранных от ЕР, открыто заявляет, что к политической организации не имеет отношения. Таких надо исключать (партийное руководство в Москве говорит, что раскола нет. — Ред.). Некоторым избирателям непонятна и позиция Ройзмана, он как один из оппозиционеров вроде бы должен поддерживать Буркова, а не сегодняшнего сити-менеджера.

Активно муссируются слухи, что к победе мэра якобы приложил руку заместитель главы администрации города Владимир Тунгусов (многие эксперты считают, что благодаря Тунгусову ЕР победила в 15 из 18 одномандатных округов, а также что он имеет влияние на одномандатников. — Ред.), а теперь Ройзман поддерживает его креатуру. Как бы там ни было, при нынешнем раскладе больше шансов победить у Якоба. Но даже если оппозиция проиграет в этой битве, она заработает политические очки, продемонстрирует умение противостоять сложившейся системе. Это важно, ведь с избранием сити-менеджера политическая жизнь не заканчивается. Да и Бурков, вокруг которого оппозиция консолидировалась, наращивает капитал, который пригодится на выборах.

В пользу этой точки зрения говорит судебное разбирательство между депутатскими группами: Ленинский суд Екатеринбурга недавно отказался удовлетворить иск парламентариев-оппозиционеров о признании заседания гордумы, где Ройзман был утвержден мэром, незаконным из-за отсутствия кворума. Сейчас это решение оспаривается в областном суде. Кроме того, оппозиция в союзе с единороссами, которые представляют интересы региональной власти, отвоевала самую важную комиссию в гордуме — по бюджету и экономической политике. Это самая многочисленная комиссия — 17 депутатов: в нее вошли основные деятели оппозиции Олег Хабибуллин, Александр Караваев и Евгений Боровик.

Вариантов много, исход один

Шансов у Якоба больше, чем у Буркова. Кроме решения комиссии и заявления Ройзмана, что у Якоба нет конкурентов, в пользу нынешнего главы говорит его почти трехлетний опыт работы на этом месте. Плюс работа в должности вице-мэра, главы Верх-Исетского района. В его поддержку высказались несколько общественных институтов — от областного Союза промышленников и предпринимателей до Центра татарской и башкирской культуры «Мирас».

У Буркова козыри тоже имеются. В частности депутаты, лояльные эсеру, могут настоять на проведении повторного заседания комиссии. Повод есть — отсутствие на нем Буркова. Это позволит оттянуть время и попытаться договориться с теми парламентариями, которые сейчас поддерживают Якоба. Другой вариант — сорвать заседание: для принятия решения необходимо 19 голосов, столько нет ни у оппозиции, ни у их конкурентов.

— Однако все эти варианты кардинально ситуацию не поменяют, — считает Павел Салин. — Обратите внимание, решение комиссии было принято единогласно, то есть за Якоба проголосовали и представители губернатора. Скорее всего, договоренность между городом, регионом и федеральным центром уже достигнута.

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Новый первый

Прирезали

Постарайтесь получить удовольствие

Интересное кино

Страховка от нюансов