Не случилось бы чего

До конца 2011 года муниципальные выборы находились на задворках политической жизни. Их результаты редко были информационными поводами федерального значения и привлекали СМИ, почти не становились предметом пристального анализа. Исключения - нечастые победы представителей оппозиции и независимых кандидатов в средних и малых городах.
Вернуть интерес избирателя к местным кампаниям позволит более яркая конкурентная борьба партий на этом уровне. Условия созданы появлением муниципального фильтра - кандидату в губернаторы надо заручиться поддержкой местных депутатов. Но с конкуренцией проблемы. С одной стороны, оппозиционные партии за некоторым исключением испытывают серьезный дефицит сильных кандидатов, ресурсов, эффективных технологий агитации. С другой - партия власти перестраховывается. Отсюда и адмресурс, причем без всяких на то оснований: реальных оппозиционеров либо снимают с дистанции, не позволяя собрать нужное число подписей, либо вопреки закону не допускают встреч кандидатов с избирателями. Плюс различные методы фальсификации. Так что на бумаге оппозиция уравняла с властью свои возможности, а по факту - нет. В прошедшей гонке 14 октября муниципальный фильтр привел к тому, что эсер допущен к выборам лишь в одном из пяти регионов, где избирались губернаторы, несистемной оппозиции не было вовсе, а представители КПРФ не выставили кандидатов в двух регионах.
Все это, однако, не отменяет того факта, что муниципалитет получил возможность принимать решения в важных политических вопросах. Чем самостоятельнее эти решения, тем выше статус органов местного самоуправления.