Право на право
Юридическому бизнесу Урала и Западной Сибири помогли банкроты, должники и государство. Благодаря им часть компаний смогла компенсировать потерю выручки от услуг, на которых она зарабатывала в период экономического роста.Eще в разгар кризиса мы попытались вычленить сегменты и отрасли, теряющие или, наоборот, приобретающие дополнительные возможности в условиях экономического спада. В числе последних чаще всего фигурировал юридический бизнес. Логика была такова: «В череде банкротств многие захотят оспорить свои права, а в таких ситуациях юристы нужны всегда». Задавшись целью подтвердить или опровергнуть эти предположения, АЦ «Эксперт-Урал» составил собственный - первый в регионе - рейтинг юридических компаний.
Как выяснилось, юридический бизнес крайне закрыт: чтобы сделать методику объективной, мы провели консультации с несколькими руководителями региональных юридических компаний, после чего разослали анкеты в адрес более чем 400 фирм, работающих на территории региона. Ответы получили только от 13. (Это не чисто уральская особенность: наши коллеги из рейтингового агентства «Эксперт РА», впервые предпринявшие попытку отранжировать российские компании в 2006 году, столкнулись ровно с такой же проблемой: из 300 адресатов ответили только 34.) Поэтому выборка дает лишь частичные ответы на интересующие нас вопросы: к примеру, невозможно подсчитать объем рынка юридических услуг. Однако общие тенденции все же видны.
Нашли замену
Совокупные доходы от предоставления юридических услуг компаний-участниц рейтинга в 2009 году чуть превысили 150 млн рублей: это всего на 1,6% меньше, чем в 2008 году. Сравните: суммарная выручка консалтинговых компаний региона по итогам 2009 года сократилась на 10%, оценочных компаний - на 13%. А единственный консультационный сегмент, который показывал рост по результатам рейтингов АЦ «Эксперт-Урал», это аудит (+9%). Если сравнивать первые шесть месяцев 2009 и 2010 годов, увидим: выручка юридических компаний держит константу - 61 млн рублей. Таким образом, данные рейтинга подтверждают: рынок юридических услуг пережил кризис с меньшими потерями, чем другие виды консалтинга. За счет чего?
Участники рейтинга называют несколько откровенно провальных юридических практик, до кризиса служивших драйверами: прежде всего рынок слияний и поглощений, споры в области земельных отношений, защита прав интеллектуальной собственности, а также юридическое сопровождение инвесторов.
Изменился формат отношений с заказчиками. Если раньше многие предприятия предпочитали заключать абонентский договор, тем самым обеспечивая юристам стабильный денежный поток, то в 2009 году клиенты стали чаще пользоваться разовыми услугами. Причем, как отмечает директор юридической компании «Аспект» Степан Матаев, «некоторые пытались решить юридические вопросы самостоятельно, а к нам приходили, когда пора было уже спасать ситуацию».
Негативные явления в экономике спровоцировали новый всплеск спроса на юридические услуги. «В тучные годы можно было позволить себе закрыть глаза на упущенную выгоду. В сложной экономической ситуации предприниматели начали считать каждую копейку и бороться за нее, и это обеспечило юридическим компаниям работу», - объясняет генеральный директор ЗАО «Ассоциация «Налоги России» Игорь Теущаков.
Выросло число обращений за защитой интересов предпринимателей в налоговых спорах. Директор ООО «Сибирская перспектива» Игорь Ширманов связывает это с усилением активности налоговых органов: в кризис им была поставлена задача наполнять бюджеты «любой ценой», и налоговики нередко предвзято относились к налогоплательщикам во время проверок, нарушая их права, что спровоцировало рост судебных разбирательств. Если гражданские дела или хозяйственные споры многие компании еще могут вести силами собственных юристов, то налоговые интересы отстоять в суде довольно сложно. «Подавляющее число дел в области налогового права касаются не самого факта правильности или неправильности исчисления налога, а того, насколько грамотно составлена документация. Именно это позволяет налоговому органу сомневаться в законности действия предпринимателя и оспаривать эту законность в суде. Чтобы противостоять этому, требуются специальные знания, которыми обладают как раз юристы специализированных компаний», - комментирует Игорь Теущаков.
Заместитель директора по экономике и финансам консалтинговой компании «Русское право» Анжелла Пономарева утверждает, что увеличилось количество заказов на ведение дел по банкротству предприятий, добровольной ликвидации юридических лиц, антикризисному управлению. И почти все участники рейтинга говорят о том, что в кризис удалось зарабатывать на ведении исковых производств в части взыскания задолженности. Степан Матаев: «Неплатежи стали обычной практикой, а обращение в суд - единственным способом получить оплату. В условиях, когда задолженность постоянно увеличивается, на реальное взыскание могут рассчитывать те, кто первыми подаст иск в суд, пока должник платежеспособен».
Спрос на некоторые виды юридических услуг спровоцирован государством. Речь прежде всего о законе об обязательной перерегистрации обществ с ограниченной ответственностью - он дал работу многим юристам. Другая набирающая популярность тема - кампания по борьбе с коррупцией: государственные учреждения при разработке документов стараются обезопасить себя от претензий со стороны контролирующих и надзорных органов и приглашают для консультаций юристов.
Руководители юридических компаний говорят, что снижение цен на их услуги, безусловно, произошло, однако в регионах оно не было катастрофичным. «В отличие от московских и западных коллег, региональные юридические фирмы в России и до кризиса не работали по заоблачным почасовым ставкам, не обслуживали крупный и международный бизнес в том объеме, чтобы почувствовать на финансовом положении влияние кризиса в бизнесе клиентов. Они работали преимущественно с малым и средним бизнесом и оказались более стабильны. Да, мы не получали сверхприбылей, но избежали и банкротств. Привычка диверсифицировать бизнес в формате full-service позволила нам удержаться на плаву: за счет одних практик, пользующихся сверхспросом в кризис, поддержать другие, не востребованные так, как в добрые времена», - обобщает директор по развитию компании «Интеллект-С» Анастасия Махнева.
Для любого вида интеллектуального бизнеса главным капиталом является персонал, поэтому мы просили в анкетах указать среднюю численность юристов, обеспечивающих предоставление юридических услуг, включая работающих по договору. Как выяснилось, ситуация не выглядит пессимистичной и здесь. Во-первых, во всех компаниях более 50% юристов работают дольше пяти лет, причем в пяти компаниях есть как минимум один кандидат или доктор юридических наук. Во-вторых, в кризис некоторые юридические фирмы вопреки общим тенденциям на сокращение численности персонала увеличили штат сотрудников: многие участники рейтинга в 2009 году приняли одного-двух новых специалистов. «Работы прибавилось, и в связи с этим мы расширили штат: в 2008 году работали пять юристов, а в 2009 - уже восемь. В октябре текущего года приняли еще двух специалистов», - подтверждает наблюдения директор группы компаний «Априори» Сергей Козлов.
Повторимся: данные для рейтинга согласились представить только наиболее стабильные в финансовом отношении юридические фирмы. Одна из основных причин отказа, которую мы чаще всего слышали от представителей юридического бизнеса, заключалась в том, что «особо хвастаться нечем». Поэтому положение определенной части компаний может не совпадать с общей оптимистичной картиной. Мало того, в ближайшем будущем мы скорее всего будем наблюдать банкротство самих юристов, не сумевших найти новые ниши. Вероятнее всего, снизится число узкоспециализированных компаний, которые зарабатывали исключительно на оказании услуг регистрации и ликвидации юридических лиц просто потому, что из-за спада в экономике желающих регистрироваться стало намного меньше. И это как раз пойдет на пользу тем, кто более-менее успешно пережил кризис: не исключено, что многолетняя проблема процветания демпинга и низкого качества услуг в отрасли начнет рассасываться сама собой.