Какая у них мотивация
Коррупционную среду в органах власти порождает отсутствие финансовой заинтересованности чиновника в результатах своей работы.«Эксперт-Урал» продолжает цикл публикаций о причинах коррупции и способах ее преодоления. Нам интересны мнения людей, не только небезразличных к этому явлению, но и активно ему препятствующих. На страницах журнала уже высказывались депутат Екатеринбургской гордумы Леонид Волков (см. «Голубые воришки», «Э-У» № 24 от 21.06.10) и руководитель департамента инвестполитики и господдержки малого предпринимательства Тюменской области Вадим Шумков (см. «Камнем в зеркало», «Э-У» № 28 от 19.07.10). Третий герой - мэр города Березовский Вячеслав Брозовский, известный как госуправленец нового типа, человек из бизнеса.
...Договориться с градоначальником о встрече было невозможно: Брозовский почти круглосуточно находился на Шиловском торфянике, где бушевал пожар - из 87 гектаров огнем оказалось охвачено более 50. Потеряв надежду застать мэра в кабинете, я отправился на передовую. Полчаса по разбитым дорогам и опашкам - и я в окружении пожарных, добровольцев и спецтехники. Огнеборцы совещаются возле большой палатки, которая служит и столовой, и спальней, и штабом для экстренных заседаний. Из дымки периодически выплывают новые фигуры, бросают несколько фраз о состоянии дел и снова исчезают. Мимо проезжают вакуумные машины и цистерны с водой. Ликвидация возгорания - как война: идет по нескольким фронтам. Первая группировка, 16-й отряд федеральной противопожарной службы, отвечает за то, чтобы огонь не перекинулся на близлежащие поля. Вторая, в основном из добровольцев фонда «Город без наркотиков», защищает от пожара лес, рубит просеку (которая с легкой руки Брозовского уже получила имя главы фонда Евгения Ройзмана). Третья группа, инженерные службы, круглосуточно прокладывает трубы для воды, чтобы залить торфяники: это единственный способ локализовать возгорание. Хотя специалисты утверждают, что тушить торф бесполезно, очаг возгорания находится на глубине два метра и кислород ему не нужен: даже залитые участки дымят, просто менее интенсивно.
Брозовский показывает мне на квадроцикл:
- Садись.
- Так я про коррупцию приехал разговаривать...
- Сначала пожары посмотрим.
Не перетушить
Скачем по заболоченной местности: чтобы не свалиться в грязь, мне пришлось отказаться от намерения в одной руке держать диктофон - запросто на кочке вылетишь. Местами ямы достигают двух метров.
Я думал, трактором раскопали, а оказывается - торфяник выгорел. «Раскапывать нельзя, - кричит рулевой Брозовский. - Торф высохнет и опасность возгорания увеличится».
- А зачем вообще тушить торфяники, если они все равно будут гореть?
- Чтобы дым в Екатеринбург не ушел. Такую задачу Мишарин (губернатор Свердловской области. - Ред.) поставил. Мы никогда не тушили торфяные пожары, только локализовали. Губернатор говорит: «А теперь будем тушить, люди Екатеринбурга не должны дышать этой дрянью». Сейчас ветер дует в сторону Белоярского водохранилища, гарь туда относит. Но если направление сменится, смог на Кировский район города пойдет.
Квадроцикл месит комья земли, фыркает в лужах, подлетает на обожженных буграх и натыкается на огонь. Пламя прямо на глазах прорывается из земли. Мэр спрыгивает с транспортного средства и начинает топтать почву:
- Вот видишь, торф под землей нагревается и пожар вырывается наружу. Тут до леса рукой подать, если вспыхнет, не остановишь. Поэтому пришлось просеку рубить. Это люди Ройзмана делали. В первый день руки и лицо обжигали, опыта нет. А потом научились. Ну и бобры помогли, они тут запруду устроили.
Навстречу пожарный автомобиль. «За водой?» - спрашивает Брозовский. Водитель кивает.
- Устали мужики, двенадцатые сутки здесь. Гектаров 30 еще горит. Боремся, боремся, а он все равно дымит.
Дымит так, что через десять минут пребывания рядом с пожаром всерьез начинаешь думать, где бы добыть противогаз. Назад Брозовского везу уже я. Получается медленнее. Но зато мэру жестикулировать удобнее: он показывает туда, где обычно косят траву, а другого применения этим землям не найти, там пожаров не бывает. Моя привычка смотреть собеседнику в глаза едва не привела к ДТП: руль потащило вправо вместе с техникой. Наткнулись на трубу с водой.
- Мы тянем три плети по три километра, одна уже лужу наделала. Ну ты сам видел. Воду дала Новосвердловская ТЭЦ, подключились к их магистрали. Мы затопим этот торфяник. А весной сделаем так, чтобы здесь было болото. Водовод нам стоил 15 млн рублей.
- А всего сколько на ликвидацию пожара потратили? Сколько область возместит?
- Все резервные деньги, в том числе предусмотренные на установку пожарной сигнализации в школах, пришлось сконцентрировать на тушении возгораний. Есть договоренность, что правительство области нам поможет. Мы уже написали им письмо с цифрой в 17,4 млн рублей.
- Недавно в федеральных СМИ появились сообщения, что в некоторых регионах деньги, выделенные на ликвидацию ЧС, использовали для других нужд...
- Когда патриарх Кирилл сказал «и не вздумаете даже прикоснуться к этим деньгам!», я сразу понял: где-то, видимо, такие факты уже были.
- Вы контролируете расходование денег, которые направлены на борьбу с пожарами?
- Не надо дружбу путать с кошельком. Сегодня в ликвидации пожаров нам помогают дорожники, но это не значит, что мы без конкурса дадим им выполнить муниципальный заказ. Вообще, мне повезло с командой, я ее сам подбирал. Она смешанная - там есть бизнесмены и чиновники. Я в своих людях уверен на 100%. Они иногда свой карман открывают, чтобы решить общие проблемы. А такой человек никогда не возьмет чужие деньги.
Приручить чиновника
- То есть, думаете, у вас в аппарате коррупционеров нет?
- Уверен. У нас даже почвы для коррупции нет. В этот Новый год я вообще пошел на крайние меры: запретил приносить подарки для муниципальных служащих.
- Но это же традиция: компании несут чиновникам шампанское, конфеты, календари...
- Меня бизнес-сообщество тоже не поняло. Сказали: «Так принято, это в рамках законодательства, есть же взаимоотношения между бизнесом и чиновниками». Я ответил: «Это, может, и нормально, но если к служащему пришли знакомые, оставили подарки на сумму свыше 3 тыс. рублей, то по закону это будет считаться взяткой». А могут ведь и бутылку принести за 6 тыс. рублей. Есть личные отношения? Зовите праздновать Новый год домой и принимайте подарки там. Если это только рабочие связи, то ни одного пакета на столе моих подчиненных быть не должно.
- В том же законе о противодействии коррупции, который устанавливает максимальную стоимость презента для чиновника, есть норма, обязывающая служащего рассказывать о фактах дачи взятки. В региональных органах власти появились специальные журналы, куда такие сведения заносятся. В Березовском завели что-то подобное?
- Давайте не будем играть в кошки-мышки. Сегодня винить людей, которые дают взятки, не совсем корректно. В статистике по коррупционным делам в Березовском я, например, видел восемь дел по линии ГИБДД - и все возбуждены по факту дачи взятки. Создана система, при которой народ пытается решить вопрос с помощью денег, и другого пути не видит. А мы уголовные дела заводим. Не уверен, что это устранит проблему.
- Вам предлагали деньги?
- Мне часто делают такие предложения.
- Какие суммы называют?
- По-разному. Как правило, предлагают в десятки раз меньше, чем реально стоит решение важной для них проблемы. Обычно это земельные вопросы.
- Какова ваша реакция?
- Обычно я заканчиваю разговор. Они сразу извиняются: «Вы не поняли...».
- Так уж все должны быть наслышаны о вашей честности, а они все несут и несут...
- Не несут, только предлагают. Я делю коррупцию на два вида - взяточничество и договоренность. Договоренность - более понятный механизм, лоббирование интересов, это хотя бы экономику развивает. Взяточничества не приемлю совсем, оно меня раздражает. Если есть подозрения, что человек начал брать взятки, я заканчиваю с ним работать.
Подтолкнуть к соблазнам
- Как эту практику прекратить?
- Природу коррупции в России я объясняю отсутствием мотивации у чиновника. Страхом какой-то ответственности мы толком ничего не добились. У чиновника должна быть мотивация на развитие. Если принес миллиардные прибыли для страны, региона, муниципалитета, то должен миллионные доходы иметь. А сегодня получается, чем хуже работает чиновник, тем больше ему несут.
- Что вы конкретно предлагаете?
- Давайте возьмем клерка, который занимается земельными вопросами. Если он обработает пятьсот постановлений в год, то получит, к примеру, зарплату в 25 тыс. рублей. Но если обработает тысячу постановлений - 50 тысяч не получит. Нам надо разрывать этот круг, надо ориентировать людей на конкретный результат. А этого не позволяют сегодняшние правила игры.
- Так что, зарплату поднимать?
- Зарплату нужно увеличивать обязательно. Иначе привлечь грамотного специалиста на службу будет крайне сложно. Для меня стало одним из больших открытий то, что в мэрии работают молодые люди за гораздо меньшие деньги, чем они могли бы получать в бизнесе. Какая у них мотивация? Муниципальная пенсия - не канает, до нее еще работать и работать. Средний уровень зарплаты в муниципалитетах низкий. Мы изначально подвергаем их коррупционному соблазну. Я - обеспеченный человек. А если на мое место придет менее состоятельный мэр? Он будет управлять огромными земельными ресурсами, согласительными подписями и будет получать 60 тыс. рублей. В этом изначально заложен тупиковый путь. Не надо говорить, что все взяточники, надо выбирать честных людей. А такие есть. Процентов 80 - нормальные адекватные служащие.
- У населения менее позитивные представления о государственных и муниципальных служащих, имидж чиновника нужно восстанавливать...
- Над имиджем чиновника надо работать. Сегодня даже студенты, которые заканчивают факультет государственного муниципального управления, говорят, что если государство их не оценит, то они сами заработают себе на жизнь. Это нездорово.
Как мы будем строить будущее с такими настроениями? В вопросах имиджа надо ориентироваться на Европу, где чиновником быть почетно. А я смотрю свой форум и удивляюсь людям, которые мне пишут: «Вот человек пришел к вам, дал взятку и получил земельный участок». Этого не было никогда, но молва-то пошла. Стараются «доброжелатели».
Детектор на рекомендацию
- Европарламент не так давно предложил свои рекомендации для России, чтобы победить коррупцию. Можно воспользоваться опытом других стран...
- В Европе, Азии очень много верных решений, но у нас нет таких возможностей, в том числе финансовых. Идеальный вариант - формировать касту «правильных чиновников», проверять кандидатов на места в госслужбе с помощью детектора лжи. Для меня как работодателя это был бы лучший вариант. Но у нас даже психологических тестов нет для будущих служащих. Мы берем человека благодаря диплому, рекомендациям, которые дают люди, которые с ним работали.
- У вас есть собственный опыт, зовите людей из бизнеса. По крайней мере, на руководящие должности...
- Мне тоже так казалось. Но когда человек приходит из бизнеса, ему как-то надо сменить мотивацию. Вот я ушел из бизнеса и прекрасно понимаю, что моя компания страдает без лидера. И в ближайшее время я мечтаю вернуться в бизнес, потому что бизнес - это мое. В мэрии дивидендов не будет. Зачем тогда он сюда придет? Взятки таким не нужны. Максимум - он может лоббировать интересы каких-то групп. Мне кажется, в деле «как бизнесмен может стать идеальным чиновником» прямого рецепта нет.
- А будет ли идеальным чиновником сити-менеджер? В пользу смены традиционной схемы избрания градоначальника путем прямых выборов называют подконтрольность управленца городским депутатам, которые его и выбирают...
- Не вижу здесь никакой панацеи от коррупции. Все будет зависеть от личности и команды. Каким образом будет избираться глава администрации в этом случае, неважно. Сити-менеджер будет решать те же вопросы, что и избранный мэр - земля, ЖКХ. В принципе я мог после выборной кампании начать брать со всех деньги, и четыре года никто бы ничего не смог со мной сделать, кроме правоохранительных органов. Здесь - то же.
- Силовики месяц назад проводили обыски в администрации Березовского. С чем это связано?
- Организация, обслуживающая электрические сети на территории Березовского, предоставляла для зачета в счет арендной платы документы о выполнении ремонтных работ - реконструировали сети, трансформаторы ремонтировали. Но часть из заявленных работ не осуществлялась. Возбудили уголовное дело. Не знаю, что они будут делать, состава преступления вроде нет.
Беcконтактное общение
- В прошлом году на мэрию Березовского тоже нападки были. Мол, возбуждено больше 20 уголовных дел. Потом оказалось, что только одно...
- Действительно одно: заведующая детским садом взяла 40 тыс. рублей за устройство ребенка по поддельной справке. За нее горой встали коллектив и родители. Говорили, что эти деньги пошли бы на ремонт детского учреждения. Факт коррупции был, я не спорю, но кто виноват, что недофинансирование детских садов довело этого человека до поиска новых финансовых схем? Как коррумпировать чиновника? Нужно найти его проблемы и предложить их решить.
- То есть лучше вообще ограничить контакт чиновника с бизнесом?
- Он и не должен с ним контактировать. Например, я свел к минимуму общение мэрии и бизнеса в земельных вопросах. Есть муниципальная сервисная компания, которая занимается оформлением участков. Есть электронный документооборот. У нас работает принцип единого окна для предпринимателей. Не важно, кто ты и сколько зарабатываешь, важно, чтобы у тебя документы были в порядке. Если личного контакта нет, не будет и взятки, не компьютеру же ее предлагать.
- Мотивация, имидж коррупцию сгладят, но не остановят...
- Наведение порядка нужно начать с введения и ужесточения законодательства.
- Ну расстреливать все равно не будут.
- К сожалению, нет. А может, и надо.