Заселенный недострой

Заселенный недострой

Зеленый недостройВ рамках третьей волны торгов 27 — 29 ноября РАО «ЕЭС России» намерено продать пакеты акций 12 энергосбытовых компаний, из них на Урале — Пермской. Итоги первых двух волн неутешительны: в конце мая планировалось продать восемь компаний, однако аукционы состоялись только по семи (в частности Свердловэнергосбыту), в августе нового собственника обрели вообще лишь четыре компании из 11.
В том числе в Удмуртии и Коми РАО не смогло реализовать свои доли. Проданные же активы разошлись по стартовым ценам. В итоге энергохолдинг смог выручить на второй волне только 1,28 млрд рублей, а рассчитывал на 4,36 миллиарда.

Одна из причин слабого интереса инвесторов — в том, что рынок для успешного бизнеса не обустроен, полагает председатель правления Независимого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Андрей Пивоваров. За первое полугодие-2007 процент убыточных сбытов вырос с 18 до 38. Другая причина — завышенная стоимость пакетов акций на фоне значительных проблем и рисков энергосбытового бизнеса. Есть опасения, что часть энергосбытовых компаний энергохолдинга до ликвидации РАО в середине 2008 года продана не будет.
Сектор энергосбытовых компаний похож на недостроенный дом, в который уже понаехало жильцов, хотя жить в нем невозможно. У поселившихся куча проблем, но выход один: ждать, когда дом доделают. Каковы тенденции развития рынка и факторы, на них влияющие? В какой контекст войдет энергосбытовой бизнес в 2008 году? Каков прогноз «жизни сбытов после РАО»? Мы предложили уральским игрокам высказать свои точки зрения.

Ждите либерализации

Генеральный директор группы компаний «ТЭНКОМ» (Тюмень) Андрей Снисаренко говорит, что сбытовой сектор — сейчас один из наиболее рискованных в электроэнергетике. Риски прежде всего связаны с законодательной неурегулированностью. Но есть две мощные предпосылки для развития этого бизнеса. Первая — рост спроса и цен на электроэнергию. Так, в Тюменской области потребность в энергоресурсах увеличилась за год на 9%, что вызвано развитием нефтегазодобычи, реализацией национальных проектов — жилищного и агро, подъемом местной промышленности. Вторая — завершение либерализации российского рынка электроэнергии к 2011 году. Как только регулирование тарифов на электроэнергию выйдет из-под контроля государства и будет ликвидировано перекрестное субсидирование, энергосбытовой бизнес получит новый толчок к развитию.

Вторая волна аукционов по продаже сбытов провалилась, по мнению Снисаренко, по причине низкого интереса к ним инвесторов. Их отпугивает отсутствие правил проведения конкурсов на статус гарантирующего поставщика (ГП), которых рынок давно ждет. Не секрет, что основная стоимость энергосбытовых компаний определяется именно наличием у них такого статуса. Это своеобразный инструмент компенсации перекрестного субсидирования в электроэнергетике. За электроэнергию в России со времен социализма предприятия платят больше, чем население, и в одних регионах — больше, чем в других. Такую схему и называют перекрестным субсидированием. В рамках реформы энергетики тарифы для бизнеса и жителей уже повышаются разными темпами, а Мин-промэнерго приступило к распределению средств, выделенных из госбюджета, на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования. Но пока оно существует, и статус ГП для энергосбытовых компаний, обязанных обслуживать население, бюджетников и сельхозпроизводителей, то есть льготные группы потребителей, позволяет получить компенсацию выпадающих доходов.

Указывают и на другие причины аукционных неудач энергохолдинга: РАО пытается продать заведомо слабые компании, опасаясь, что в будущем, вне плеча госмонополии, они не выдержат конкуренции с независимыми поставщиками. «Мне кажется, — говорит Андрей Снисаренко, — что в 2008 году статус-кво крупных и сильных энергосбытовых компаний сохранится, в том числе и с выделенными из РАО не произойдет ничего революционного».
В том, что не стоит ожидать скорых перемен на рынке, уверен и генеральный директор Свердловэнергосбыта Борис Бокарев. Причины таковы. Энергосбытовая компания как ГП покупает электроэнергию для всех потребителей региона на двух рынках — оптовом и розничном. Оптовый формируется больше пяти лет и на нем все четко выстроено. А розничный — сырой, только начал строиться в формате, заданном с 1 сентября прошлого года, здесь много неурегулированных вопросов: как проводить конкурс, как потребителю от одной компании перейти к другой и т.д. Постепенно, регламент за регламентом, он будет дорабатываться. Борис Бокарев надеется, что мы придем к цивилизованному розничному рынку, но не в 2008-м, а года через три.

Первый заместитель генерального директора Пермэнергосбыта Дмитрий Орлов главным фактором, определяющим сегодня ситуацию на рынке, считает либерализацию: «Все больше электроэнергии мы покупаем на оптовом рынке в секторе нерегулируемых цен. Это связано с тем, что потребление энергии растет, и объема, купленного на розничном рынке по тарифу, не хватает. Приходится докупать на оптовом в свободном секторе. По нормативам РАО, в 2007 году он составляет всего 10%. Но по факту покупка доходит до 15 — 18%, и эти 5 — 8%, которые выросли сверх наших ожиданий, мы вынуждены приобретать уже в нерегулируемом секторе, где цены высоки. Когда мы формировали баланс на 2007 год, не могли учесть такого роста потребления электроэнергии в крае».

Увеличением объемов, которые приходится покупать по нерегулируемой цене на оптовом рынке, обеспокоены и независимые игроки. Три месяца подряд закупки у Свердловэнергосбыта как ГП в нерегулируемом секторе, так называемые “нереги”, составляют для потребителей области значительную долю. В сентябре потребитель платил 35 копеек сверх тарифа за кВт/час. В октябре дельта может составить уже 45 копеек — почти треть тарифа. Свердловэнергосбыт, транслируя цены с оптового рынка на розничный, перекладывает эти переплаты на крупные
промышленные предприятия, которые потребляют мощности свыше 750 КВт.
Ну а на кого еще, если население защищено тарифами? Среди вероятных причин игроки указывают неточный прогноз и рост энергопотребления.

Еще одна тенденция. Поскольку электроэнергия будет дорожать на розничном рынке, крупные промышленные Итоги продаж первой и второй очередей энергосбытовых компанийпотребители, например предприятия СУАЛА (БАЗ и СУБР), намерены сами выходить на оптовый, минуя ГП. Расширение свободного сектора оптового рынка с 1 января 2008 года до 20%, а с июля до 30% серьезно их мотивирует. Не желая переплачивать ГП за «нереги», эти потребители (например УГМК) создают и свои сбытовые компании. Соответственно, объемы, которые им продавал Свердловэнергосбыт, у него из полезного отпуска электроэнергии выпадают. С уходом этих компаний он потеряет четверть потребления. Если переплаты останутся, он будет вынужден распределять их уже не на 100% клиентов, а на 75%. Вырастет давление на малый бизнес, прогнозируют участники рынка. Магазин или закусочная за техприсоединение 17,5 кВт мощности в этом году заплатила, допустим, 175 тыс. рублей. Плюс электроэнергия подорожала с августа на 30 — 40%. РЭК объявляла, что рост тарифов для потребителей составит 7 — 9%. Но он имел в виду только регулируемые тарифы. А вместе с нерегулируемым сектором рост будет 20% в среднем по году. О каком развитии малого бизнеса может идти речь в такой ситуации?

У Бориса Бокарева другая точка зрения по поводу переплат: «Свердловэнергосбыт, обретя в мае нового собственника, начинает использовать технологии, которые наработаны в КЭС-Холдинге, лучше планировать. Это обернется для потребителей меньшими ценами на покупку энергии на рынке. За второе полугодие за счет более аккуратного планирования мы сэкономили 50 млн рублей для наших потребителей (кроме населения)». Заместитель генерального директора ОАО «Челябэнергосбыт» Андрей Красиков поясняет: «По задумке авторов реформы, основной принцип ценообразования состоит в трансляции цен с оптового рынка на розничный. Однако разработка и принятие нормативной базы для розничного рынка отстают от опта. Правила оптового рынка сейчас работают на руку генерирующим компаниям, которые завышают цены без какого-либо риска для себя. Только опасение не продать уже произведенный товар может заставить их изменить подход к заявлению цен на торгах».

Другая проблема, по Красикову, — отсутствие систем автоматизированного учета электроэнергии: они слишком дороги для большинства участников рынка.
В результате Челябэнергосбыт как оптовый покупатель и поставщик электроэнергии в розницу несет серьезные финансовые риски: оплачивает на оптовом рынке отклонения по мощности, не имея законных оснований в виде правовых документов, позволяющих осуществлять трансляцию этих отклонений с опта на розницу. Андрей Красиков уверен, что реальная конкуренция в сбытовом бизнесе возможна лишь при увеличении доли либерализации до 30 — 40%.

Главным событием, которого с нетерпением ожидают сбыты, Дмитрий Орлов считает запуск рынка мощности с 1 января 2008 года, где появятся конкурентные механизмы торговли (в 2006 — 2007 годах торговля мощностью шла только по тарифам). Этот рынок будет состоять из краткосрочных и долгосрочных договоров. По краткосрочным мощность можно будет купить на аукционе в декабре на 2008 и 2009 годы. Долгосрочные с 2010 года позволят законтрактовать мощность на 12 лет. Это очень важный момент, уверен и Борис Бокарев: он внесет недостающую ясность в долгосрочные цены, даст игрокам ориентир, понимание того, как будет расти рынок. Следом появится рынок вторичных инструментов: трех- и шестимесячных, годовых и пятилетних фьючерсов, контрактов и так далее. Сбыты предполагают, что новые механизмы торговли оптимизируют и их деятельность. На розничном рынке определять характер работы и тенденции в 2008 году будет более гибкий двуставочный тариф на передачу электроэнергии.

РАО уходит, монополия остается

Но запуск рынка мощности, нормативные и тарифные риски — все это лишь детали главной картины сектора энергосбытовых компаний. Эта картина называется: сохранение монополии, деформирующей рынок. Да, госмонополия — РАО — уходит, уступая место рынку, продает свои доли в сбытовых компаниях. Но освободившиеся позиции занимают другие крупные структуры. Цель реформы — создание конкурентного поля — не достигнута.
Вот как выглядит ситуация в регионах. 92% розничного рынка электроэнергии, потребляемой в Свердловской области, держит ГП Свердловэнергосбыт. Компания приобретает на рынке электроэнергию в том числе и для остальных шести ГП второго уровня (перепродавцов). Помимо них в области занимаются энергоснабжением еще 12 независимых энергосбытовых компаний. 23 мая КЭС-Холдинг приобрел у РАО «ЕЭС России» 49% акций ОАО «Свердловэнергосбыт». С учетом ранее имевшегося пакета акций он стал владельцем около 79% акций Свердловэнергосбыта.

Ближайшие три года, полагают игроки, говорить о том, что рынок энергосбытовых компаний в России может быть конкурентным, рано. Чем же они занимаются? Ведут жесткую неценовую борьбу, перетягивают друг у друга крупных промышленных потребителей лучшим сервисом. «Конкурируют» за лояльность РЭКа. Наличие конкурентного поля в Свердловской области все-таки ощущается в силу того, что у компаний, при всем монополизме Свердловэнергосбыта, есть свои зоны влияния: например, у Екатеринбургской электросетевой — Екатеринбург. Примерно та же картина на других территориях.

«За год с момента старта рынка нельзя перейти из состояния монопольного в состояние конкурентное, — говорит Борис Бокарев, — сейчас рынок только нарабатывает понимание, каким ему быть». Он не отрицает: на рынке мощностей позиция Свердловэнергосбыта сильна благодаря тому, что теперь это дочерняя компания КЭС-Холдинга, который имеет контроль в генерации (уже куплена ТГК-5, планируется к покупке ТГК-9). Таким образом, КЭС выступает на оптовом рынке не только покупателем, но и продавцом. А мы уже говорили, что правила оптового рынка пока работают на руку генерирующим компаниям. Если сейчас 90% успеха на оптовом рынке составляет точность планирования потребления, то со следующего года эта точность будет важным моментом лишь в краткосрочном плане. Но именно умение составить долгосрочные контракты, связать генерацию с потребителем, позволит сформировать конкурентную позицию и на оптовом рынке. У КЭС-Холдинга она есть априори.
Сейчас у РАО 49% акций Пермэнергосбыта. В конце ноября они будут проданы. Наиболее вероятный покупатель — тот же КЭС-Холдинг, у него уже есть пакет в 33%. Приобретение акций энергосбытовых компаний — цель КЭС-Холдинга, который выстраивает долговременную комплексную стратегию развития бизнеса в сфере реализации электроэнергии. КЭС-Холдинг в Пермском крае представлен так широко, как ни одна энергетическая компания. Пермэнергосбыт занимает там 85% рынка. Таким образом, на рынке сбытовых компаний Свердловской области и Пермского края ближайшие три года будут сильны монопольные позиции КЭС-Холдинга. Правда, в 2008 году эта доля сократится до 70%: Лукойл может начать работать самостоятельно на оптовом рынке, а Свердловская железная дорога покупает электроэнергию у Русэнергосбыта. (Это корпоративное решение: все российские железные дороги будут покупать электроэнергию у Русэнергосбыта.)

У независимых игроков серьезный инструмент конкурентной борьбы пока только один — вывод крупных промышленных предприятий на оптовый рынок. Так как у них большие объемы производства, они стремятся выходить туда сами. Крупные потребители ориентируется в первую очередь на цены. Чтобы заполучить этих клиентов, нужна определенная стратегия. Этим предприятиям требуется помощь в установке систем учета, которые позволят оптимизировать потребление, чтобы рассчитываться по фактической мощности, а не по планированной.
Но сбытам приходится работать и с мелкими предприятиями, малым бизнесом. Модель поведения этого потребителя на рынке иная: передоверять все вопросы покупки энергосбытовой компании. Ему нужен просто качественный сервис. Именно уровень сервиса на розничном рынке и искусство ценовых прогнозов на оптовом будут давать игрокам конкурентные преимущества. Конкуренция на рынке, как и прогнозировалось, будет неценовая.

А серьезная борьба начнется только после ухода РАО. Будут биться между собой за потребителей уже не только монстры ГП с небольшими независимыми, но и монополии с монополиями — в лице новых хозяев, которым будут проданы «дочки» энергохолдинга. А разводящего в лице РАО уже не будет



Материалы по теме

Сбыт не приходит один

Игра в разгаре — правил нет

Соглашение между РАО ЕЭС России и Курганской областью подписано

Энергетики определились с планами

Меткомбинатам не хватает энергии

Еще можно договариваться