Окончательное «может быть»
Губернатор Прикамья Виктор Басаргин выступил с рационализаторской инициативой — слить в один проект два варианта организации нового помещения для Пермской художественной галереи. Разработанный швейцарским бюро проект нового здания, по его мнению, стоит переформатировать в проект реконструкции Речного вокзала, который и станет новым пристанищем для галереи. Пока ответом на губернаторское предложение стало удивленное молчание.Поясним. С 1932 года Пермская галерея находится в здании бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора. С середины первой декады 2000-х Русская православная церковь (РПЦ) требовала вернуть собор: в августе 2010 года в нем даже провели несколько служб.
В декабре 2011 года решением Росимущества здание собора передали в собственность Пермского епархиального управления РПЦ, а с галереей заключили договор безвозмездного пользования на пять лет (см. «Художественная церковь» , «Э-У» № 49 от 12.12.2011). Затем власти Прикамья обещали освободить собор к концу 2015 года. Сначала предполагалось, что для галереи будет построено новое здание: после череды конкурсов (первый был проведен еще в 2008 году) в начале 2012 года правительство региона (еще в бытность губернатором Олега Чиркунова) подписало контракт с архитектурным бюро Петера Цумтора (Швейцария). Сотрудничество с Цумтором продолжало и новое руководство Прикамья: в декабре 2012 года уже под руководством губернатора Басаргина состоялось обсуждение проекта швейцарского бюро, были внесены корректировки и определены направления будущей работы. После очередного совещания весной 2013 года правительство и бюро условились, что эскизный проект здания будут обсуждать в ноябре нынешнего года. В середине лета 2013 года Цумтор сообщил, что готов презентовать готовый проект заказчикам и ждет дальнейших инструкций от пермских властей.
Однако после двух лет плотного обсуждения проекта со швейцарским бюро осенью 2013 года губернатор Прикамья заявил, что отказывается от строительства нового здания, обосновав это тем, что на него получены отрицательные экспертные заключения. Басаргин пояснил: проект Цумтора дорог, не подразумевает помещений под архивы и мастерские, а реконструкция Речного вокзала даст галерее вдвое больше площади за вдвое меньшие деньги (менее миллиарда против почти 2 млрд рублей). Сейчас на Речном вокзале располагается пермский Музей современного искусства PERMM, по решению губернатора теперь будет вынужден обустраивать себе новое обиталище в бывшем трамвайном депо.
С проектом реконструкции Речного вокзала история отдельная: при Чиркунове им занималось московское архитектурное бюро «Проект Меганом», рассчитывая, что здание будет развиваться под нужды PERMM. Те работы «по знакомству» оплачивал тогдашний сенатор от Пермского края Сергей Гордеев. У нынешней губернской власти этой проектно-сметной документации нет, она обратилась в бюро с просьбой передать (бесплатно) материалы в правительство региона, но безуспешно. Более того, Гордеев потребовал возместить ему 90 млн рублей, потраченные на проектные работы. Тогда пермские чиновники решили составить новое техническое задание (уже под нужды Художественной галереи) и выделить из бюджета края на разработку нового проекта еще 50 млн рублей. Понимания, кто и когда будет готовить новый проект, ни у кого не было.
Теперь Басаргин предположил, что, наверное, для реконструкции здания Речного вокзала удастся переработать проект Цумтора, и предложил бюро предоставить новые эскизы к началу ноября. Между тем назначенная весной на начало ноября презентация работы швейцарского бюро не отменена. Состоится ли она, а если и состоится, то какой проект будет на ней представлен, не ясно. Бюро Цумтора комментариев относительно метаний пермского правительства не дает.