По законам экономики

По законам экономики Марат БиматовПолитика поддержки малого бизнеса в Пермском крае отличается от общепринятой отказом от протекционизма, созданием равных условий для предпринимателей и организацией для них новых рыночных ниш

8 октября на заседании круглого стола, организованном журналом «Эксперт-Урал», министр развития предпринимательства и торговли Пермского края Марат Биматов представил деловому обществу Урала новую региональную антикризисную концепцию поддержки малого предпринимательства, которая заработала в этом году. Ее основные положения отличаются от сложившейся практики в других субъектах на Урале. Эта практика, напомним, предполагает облегчение доступа малых предприятий к банковским кредитам, финансирование повышения грамотности начинающих бизнесменов и предоставление преференций отдельным типам предприятий или отраслей.

Тезисы, изложенные Маратом Биматовым, вызвали бурную дискуссию (см. «Да, но», «Э-У» № 40 от 19.10.09). Мы пригласили Марата Рамилевича для более подробного рассказа о политике пермских властей в сфере поддержки малого бизнеса.

Определиться с принципами

- Что подвигло власти Пермского края к изменениям?

- Ну хотя бы тот факт, что каждый пятый работающий в промышленном крае занят в малом бизнесе. Это 14,8 тысячи малых предприятий и 82 тысячи индивидуальных предпринимателей. Конечно, как и во всех других субъектах федерации, у нас создана соответствующая инфраструктура: Пермский центр развития предпринимательства, муниципальные фонды. Но бюджет способен оказать поддержку только сотой, а может, тысячной доле предпринимателей. Остальные, к сожалению, получить ее не смогут. Именно поэтому мы пришли к пониманию того, что политику надо менять в корне: не перераспределять средства туда-сюда, а создавать условия для появления нового бизнеса.

Изначально надо определиться с принципами. Первый - равные для всех условия. Если мы помогаем одному предпринимателю, который, допустим, занимается торговлей, где вероятность того, что благодаря нашей поддержке он не получит преимущества, которые приведут к гибели трех-четырех других? Второй - конкурентное развитие, отказ от протекционистских мер. Мы решили, что не будем лоббировать интересы наших предпринимателей в ущерб инорегионалам, не будем создавать местным парниковые условия. Третий, самый главный принцип - открытие новых ниш для малого бизнеса.

За счет чего сегодня живет малый бизнес? За счет продажи услуг населению, которое, получив зарплату на крупных предприятиях, идет за услугой в парикмахерскую, в магазин. Когда экономика сворачивается, крупный бизнес снижает затраты, увольняет людей, соответственно количество денег у населения уменьшается. Спрос падает - малые предприятия разоряются. Мы поняли, что поддерживать этот сектор на стадии спада экономики за счет прежних методов крайне неэффективно.

Режим он-лайн

- Но это же объективная ситуация. Может ли здесь помочь местная власть?

- Может. Во-первых, надо использовать возможности, предоставленные регионам федеральным центром. В этом году он обязал не только государственные органы, но и муниципалитеты размещать среди субъектов малого бизнеса от 10 до 20% заказа. Раньше малое предприятие имело право участвовать в тендере, если стоимость заказа была меньше 2 млн рублей, сейчас планка поднята до 15 млн рублей. Это означает, что малый бизнес получит доступ к более крупным госзаказам. В 2008 году на территории Пермского края сумма государственного и муниципального заказа составляла 50 млрд рублей. Нетрудно подсчитать, что малый и средний бизнес может претендовать на 5 - 10 миллиардов из этих средств. И мы эту работу начали активно проводить. Если в начале года в структуре госзаказа на малый бизнес приходилось 3%, то в последнее время месячный объем заказов превышает 10%.

Во-вторых, то самое создание новых ниш. Сегодня на территории края более 2 тыс. государственных и муниципальных учреждений. Вот он - потенциальный рынок, который позволит малому бизнесу в условиях сжатия не конкурировать друг с другом, а открывать новые возможности. Для этого надо просто передать бизнесу часть услуг, например техническое обслуживание и эксплуатацию зданий. Мы сейчас запустили пилотный проект по клинингу: передаем функции уборки школ предпринимателям. Мы убеждены, что предприниматель, заинтересованный в конечном результате, организует процесс эффективнее, чем чиновник. Сейчас в каждой школе, условно говоря, работает один электрик, три сантехника, пять уборщиц. А предприниматель сможет организовать работу так, чтобы один электрик обслуживал пять школ. То есть бюджет получит экономию, а бизнес - рынок. В этом году мы планируем за счет этого проекта создать 400 новых рабочих мест, в 2010-м - 850, в 2011-м - 1400. Также у нас в области реализован проект создания частной скорой помощи: уже работают 25 бригад. Другая ниша - частные врачи общей практики и частные клиники, число которых мы рассчитываем увеличить. И наконец, проект «школьные спортивные сертификаты». Он позволит людям, имеющим педагогический опыт, не торговать на рынке, а зарабатывать своей профессией. Для этого в школах создаются дополнительные секции, куда ученики ходят по выбору - по системе талонов. Чем больше талонов у преподавателя, тем выше его доход: приработок может достигать 30 - 35 тыс. рублей в месяц.

- Но хорошо, если убирать школу придет человек, имеющий опыт предпринимательской деятельности. А что делать новичку, уволенному с завода?
У него ни денег, ни практики...

- Вот поэтому мы и поменяли направления государственной поддержки. В ее основе - опять же три принципа: информирование, помощь, защита. Что делается для их реализации? Мы запустили уникальный, с моей точки зрения, для России портал «Правительство для бизнеса» g2b.perm.ru). Кроме общей информации о том, как создать бизнес, там есть интернет-приемная. Каждый предприниматель может задать вопрос чиновнику любого уровня, и тот обязан ответить на него в течение трех дней. Это жесткая установка губернатора. Если чиновник не отвечает, вопрос поднимается на уровень выше. То есть если я как министр не ответил, модератор автоматически отправляет письмо заместителю председателя правительства, если и тот нарушил сроки, письмо поступает председателю правительства, а затем губернатору со всеми вытекающими последствиями. Каждый день сайт посещают в среднем около 500 человек плюс более 1500 просмотров, и каждую неделю мы получаем 20 - 30 новых актуальных вопросов.

Второй принцип - финансовая помощь человеку, который хочет открыть свое дело. Ее мы оказываем через предоставление субсидий до 80% от стоимости бизнес-проекта. Претендовать на субсидии могут опять же врачи общей практики, ремесленники, военнослужащие в отставке, безработные. Мы понимаем, что в какой-то мере это социальная поддержка, но если в течение 2010 года 30% людей, получивших субсидию, останутся в бизнесе, мы добились результата.

И наконец, защита предпринимателей реализована через проект «Скорая помощь бизнесу», задача которого - снизить административное давление.

Поможем конкурентам

- Многие виды услуг в системе образования и здравоохранения лицензированы, и на этом этапе у бизнеса возникает много проблем, а уж у новичков тем более. Как вы их решаете?

- На реализацию политики поддержки малого предпринимательства заточено не одно наше министерство, а все правительство. Например, вывод на рынок врачей общей практики ведет министерство здравоохранения, а мы являемся, по сути, консультантами со стороны бизнеса.

- Марат Рамилевич, во многих субъектах значительная часть средств идет на финансовую поддержку бизнеса через банки: предоставление поручительств, субсидирование ставок. Вы совсем отказались от этой формы?

- Да почему же? У нас по-прежнему работает Пермский центр развития предпринимательства, имеющий соглашения с 11 банками. На сегодня объем фонда поручительства превышает 150 млн рублей, что позволяет (с учетом того, что поручительство выдается не на всю сумму) обеспечить кредиты бизнесу на сумму свыше 500 млн рублей. Но в этом году кредиты получили чуть более 40 предпринимателей на сумму менее 200 млн рублей. Много ли это в масштабах всего края, судите сами. К тому же вы понимаете, что такое поручительство. Его выдают тогда, когда банк не уверен в предпринимателе, потому что у него нет залогов. То есть когда государство выступает поручителем, оно, по сути, берет этот риск на себя. С нашей точки зрения, есть бизнес банков, и есть бизнес предпринимателя, и они должны между собой договориться.

Поэтому мы считаем, что финансовую помощь через взаимодействие с банками надо рассматривать в комплексе, включая поручительства, сопровождение при получении кредитов в банке, консультации и т.д. Если мы хотим помочь бизнесу выжить за счет получения государственного заказа, то помощь должна быть всесторонняя. Мы же понимаем, что предпринимателю иногда не хватает оборотных средств. Поэтому совместно с Западно-Уральским Банком Сбербанка России мы внедрили проект «Госзаказ», в рамках которого банк при необходимости кредитует предпринимателя, выигравшего госзаказ, на сумму до 70% от размера контракта.

- А почему правительство края не воспользовалось правом снижения ставки, применяемой при упрощенной системе налогообложения, как это сделали многие субъекты?

- Если бы мы снизили ставку с 15 до 5% для всех субъектов малого предпринимательства, то оказали бы медвежью услугу тем, кто платит 6% с оборота. Поэтому мы для себя определили, что поддержим только бизнес, который сегодня вынужден конкурировать с государством, а именно тех, кто работает в системе образования и здравоохранения. Если бывший врач находит в себе силы назваться врачом общей практики и готов конкурировать с муниципальной клиникой, то мы должны обязательно помочь ему с конкуренцией. То же в системе образования. Именно для этих категорий мы и поддержали инициативу по снижению налогового бремени. Сегодня законопроект на рассмотрении депутатов Законодательного собрания.


Материалы по теме

По ветру

Любим — не любим

Некорректный коэффициент

Точки роста

Тянет в Европу

Расти большой