Актуальные книги
Валлерстайн Иммануил. После либерализма: пер. с англ./Под ред. Б.Ю. Каргалицкого. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 256.
Нас ждет 50 лет хаоса
Нет ничего интереснее, чем разбирать по косточкам сделанный 15 лет назад прогноз развития мира на полстолетия вперед. Итак, наряду с сильным и относительно спокойным повышательным трендом, который должен присутствовать в мировой экономике в начавшейся фазе «А» длинного кондратьевского цикла 2000 - 2025 годов, ее ждет череда сильнейших потрясений... Россия к 2005 году добьется быстрого экономического развития и притока инвестиций... ЕС остановится в расширении и не включит страны Центральной и Восточной Европы... Россия будет тяготеть к Европе, а Китай - ко второму глобальному центру силы, причем к США в нем отойдет роль младшего партнера, а ведущую позицию займет Япония...
Справедливость по крайней мере первых двух прогнозов выдающегося американского социолога Иммануила Валлерстайна оценить уже можно. Но наибольший интерес в свете событий последнего года представляет его уверенность в том, что мир вступил в период величайшей неопределенности и потрясений, который продлится несколько десятилетий. Не будет повторения «славного тридцатилетия» быстрого экономического роста 1945 - 1970 годов, полного оптимизма и веры в будущее. Вместо этого мы получим несколько неприятных сюрпризов.
Во-первых, крах либеральной идеологии при отсутствии альтернативы. Стоит напомнить: на дворе середина 90-х, опирающийся на эту идеологию капитализм повсюду одержал победу, а Фрэнсис Фукуяма в своей знаменитой статье провозгласил «конец истории» и торжество либерализма. Последние 200 лет либеральная модель служила «морковкой» для обездоленных и потому опасных классов, давала надежду все большему числу их представителей на достижение идеалов свободы и равенства. Тем не менее Валлерстайн настаивает на скором крахе либерализма.
Во-вторых, трансформация мира из однополярного в биполярный с формированием двух уже названных центров: ЕС с одной стороны и Японии и США - с другой. Заметим, что оригинал Валлерстайн считает мир однополярным с 1945 года, причем центр его - США, а СССР исполнял лишь роль «субимпериалистического» агента с выделенной ялтинскими соглашениями поляной, на которой играл как хотел, но за пределы которой не «высовывался». И в этом биполярном мире произойдет резкое снижение договороспособности основных центров силы.
В-третьих, будет нарастать хаос на периферии мира - глобальном Юге, вызванный ослаблением центра миросистемы, крахом основной идеологии и нарастанием демографических противоречий.
С новыми и все более успешными по мере ослабления США попытками «а'ля Бисмарк» (объединить под своей властью несколько стран Юга и создать мощного военного соперника странам Севера - то, что попытался, но не сумел сделать Саддам Хусейн); «а'ля Хомейни» (изолироваться от грабящего твой народ капиталистического мира); возрастанием вероятности региональных ядерных конфликтов.
Помимо хорошей интеллектуальной разминки, книга предлагает неожиданную точку зрения на многие события и удивительно точно сбывающиеся на этом фоне прогнозы.
Докинз Ричард. Бог как иллюзия. М.: Издательство КоЛибри, 2008. С. 560.
Почти не уверена
«Кто был раньше: Адам или динозавры?» - как бы вы ответили на этот вопрос, заданный ребенком? Ричард Докинз отвечает недвусмысленно: динозавры. Затем добавляет, что в процессе эволюции из динозавров после долгой цепи мутаций появились люди, которые не могли не выдумать себе религию и Адама в том числе. Именно «не могли не выдумать» - в битве мировоззрений «креационистов» и «эволюционистов» автор вовсе не собирается отрицать религиозные воззрения как равного соперника. Основная идея книги: религия - логичное следствие эволюционного процесса, но следствие побочное и негативное.
Выживание человека зависит от накопленного предыдущими поколениями опыта и передачи его детям для обеспечения их защиты и благополучия. Поэтому больший шанс будет у того ребенка, мозг которого автоматически подчиняется правилу: беспрекословно верь старшему. Проблема в том, что фразы из уст взрослого «не купайся в кишащей крокодилами реке» и «принеси в полнолуние жертву» воспринимаются ребенком как одинаково важные. Следование первому совету - это прямое (положительное) проявление эволюционного процесса, следование второму совету, очевидно, не имеет собственной ценности, а является побочным продуктом важного для выживания феномена.
К чему могут привести побочные следствия эволюции, автор иллюстрирует известным примером про мотылька и пламя. Нервная система насекомого приспособлена для выработки временных правил поведения примерно так: держать курс так, чтобы луч света попадал в глаз под углом 30 градусов. Но такая система навигации работает исправно, если источник света единственный и находится на значительном удалении. На протяжении многих тысячелетий и на огромных пространствах правило работало эффективно, однако появление искусственных источников света указало на наличие побочных эффектов выработанной эволюцией поведенческой модели - «самосожжение» мотыльков все наблюдали не раз.
Автор, несомненно, фанат своей темы. Признанный английский этолог и биолог-эволюционист, а также убежденный атеист и гуманист, он с рвением пускается в полемику, стремясь доказать едва ли не то, что религия - корень всех зол. Докинз, имитируя в своей книге жаркий спор, детально разбирает исторические аргументы «за» и «против» давнего противостояния, обильно приправляя их собственными едкими замечаниями. Очевидным промежуточным выводом глубокого экскурса в историю креационистского мировоззрения становится предположение, что большинство высказывающихся сегодня против теории эволюции не знакомы должным образом даже с историей религии.
Основной же вывод автора отсылает к рационалистам XVII века: во все времена религия пыталась объяснить наше существование и историю Вселенной, но в наши дни ее решительно превзошла наука, сумевшая объяснить и саму религию.
P.S. По версии Reader's Digest, Ричард Докинз признан автором 2006 года. Отзыв на книгу журнала The Economist - «Everyone should read it» («Каждому следовало бы это прочитать»).