Не в кайф

Не в кайф

Не в кайф26 октября Кировский районный суд Екатеринбурга признал типографию «Уральский рабочий» виновной в пропаганде наркотиков. Предметом судебных разбирательств стали книги «Культура времен апокалипсиса» (московское издательство «Ультра.Культура») и «Клубная культура» (екатеринбургское издательство «УФактория»). Суд признал типографию виновной в нарушении 13го пункта шестой статьи КоАП РФ «Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств…» и наложил штраф в размере 450 МРОТ (около 90 тыс. рублей). Это уже второе решение суда: после первого была подана кассационная жалоба. Руководство типографии не теряет надежды и отправило в областной суд вторую кассацию.

Начальник юридического отдела «Уральского рабочего» Нина Богова недоумевает, почему к ответственности привлекают типографию: «Ни российское законодательство, ни договор между издательствами и типографией не предусматривает, что последняя обязана отвечать за содержание книг». К слову, в 2004 году «Уральский рабочий» и «УФактория» уже привлекались к административной ответственности по аналогичной статье за книгу «Марихуана — запретное лекарство».

Катись, колесо

Остатки тиража арестованных изданий еще в июне были изъяты со склада типографии специалистами Управления федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) по Свердловской области. Пресссекретарь областного суда Свердловской области Галина Субботина сообщила, что книги возврату не подлежат, их судьбой будет распоряжаться Госнаркоконтроль. Представители последнего отказываются от комментариев до вступления в силу решения суда.

В пресс-релизе управления ФСКН сказано: «В результате психологической экспертизы <…> установлено, что книги формируют высокий интерес и положительное отношение к употреблению психоактивных веществ и наркотиков». Экспертом со стороны обвинения выступил доктор психологических наук, профессор, членкорреспондент РАН Виктор Слободчиков.

С подачи издательства «УФактория» сотрудниками Уральского государственного университета проведена лингвистическая экспертиза книг. Заведующий кафедрой русской литературы XX века филологического факультета профессор Леонид Быков, декан факультета журналистики, доцент, кандидат филологических наук Борис Лозовский и доцент кафедры клинической психологии психологического факультета Сергей Киселев пришли к выводу: ничего крамольного в книгах нет. «Пропагандой можно назвать информацию, которая распространяется с целью привить какие-либо установки, привычки, а по решению суда получается, что любая опубликованная информация — это пропаганда. Книга “Клубная культура” — хорошее социологическое исследование субкультуры, и усматривать в ней установки на прием наркотиков глупо», — уверен Борис Лозовский.

В чем косяк

Факты заставляют признать: тема наркотиков, как и сами книги, — только повод. Во-первых, обе фигурирующие в судебных разбирательствах книги появились на магазинных полках давнымдавно: «Клубная культура» — в 2004м, «Культура времен апокалипсиса» — в 2005м. Почему крамолу обнаружили только сейчас? Во-вторых, как рассказал директор издательства «УФактория», бывший директор типографии «Уральский рабочий» Александр Бисеров, «типография выступала ответчиком в суде уже дважды, хотя в ее обязанности не входит проверка издаваемых текстов.

А по издательству первый суд будет только 3 ноября». Если бы речь шла о пропаганде — первыми отвечали бы издательства.

Втретьих, «пропаганда» выявлена только в Екатеринбурге. Как сообщил «Э-У» редактор издательства «Ультра.Культура» Владимир Харитонов, «книги можно спокойно купить в любом московском книжном магазине». Наконец, вместо того, чтобы не допустить читателя к крамольной книге (что было бы в русле логики правоохранительных органов), Госнаркоконтроль сделал ей хорошую рекламу. Суммарный тираж обеих книг составил 6 тыс. экземпляров, к потребителю попало чуть более 4 тысяч: это немного. Однако после разразившегося скандала количество читателей, со слов Владимира Харитонова, возросло: электронный вариант книг можно найти в интернете. Форум читателей на сайте «УФактория» пестрел сообщениями следующего содержания: «Скачал, буду читать».

Какова истинная цель затеянных разбирательств? Версий высказывается множество. Нам самой вероятной представляется политическая. Немногочисленные издательства, специализирующиеся на социально острой публицистической литературе (фигуранты скандала, безусловно, входят в их число), имеют определенное влияние на умы. У них есть собственная позиция. Они не всегда ведут себя политкорректно по отношению к власти, вспомнить хотя бы нашумевший «Бизнес Путина» той же «Ультра.Культуры». Наверху высказали неудовольствие? Внизу торопятся проявить рвение.

Вполне вероятно, других издателей все это не коснется. Частному капиталу в России бывает достаточно показательной порки, чтобы у прочего бизнеса открылись наклонности к внутренней цензуре: издательства будут «фильтровать» репертуар, а типографии — перестанут связываться с неугодными.

В подготовке материала принимал участие Сергей Ермак

Дополнительные материалы:

«Уральский рабочий» — единственная на Урале типография, выпускающая книги в твердом переплете различных форматов, объемов и оформления. Работает с издательствами «Иностранка», «Академический проект», «УФактория», «Литур», «Захаров», «Республика», «Ультра.Культура» и др. Оказывает услуги печати 11 федеральных и 24 местных газет и журналов.

«У-Фактория» издает учебники, энциклопедии, классическую поэзию и прозу, психологическую литературу, детективы и фантастику. Один из лидеров в области издания современной прозы.

«Ультра.Культура» специализируется на публикации радикальной и альтернативной литературы. Самые известные книжные серии: «Overdrive» — радикальная художественная проза, «Nonfiction» — документальные исследования по острым вопросам современности, «ЖZЛ» — жизнеописания известных фигур контркультуры, «Klassenkampf» — левая публицистика.

«Если надо — уколюсь» (Сергей Михалков)

Предлагаем читателям самостоятельно сделать вывод о наличии «пропаганды наркотиков» в книгах «Клубная культура» и «Культура времен апокалипсиса»

Закон ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» дает такое определение: «Пропаганда наркотических средств — деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, а также на производство и распространение книжной продукции, продукции СМИ, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях».

Вот выдержки из опальных изданий, а также из классиков, к которым госнаркоконтроль никаких претензий не имеет:

…«Обычно в рассказах о кетаминовом опыте фигурируют видения и ощущения, сходные с классическими переживаниями, характерными для состояния, близкого к смерти: полет через туннель к чистому свету, обретение острого и страстного чувства близости к Богу, ангелам или демонам…»

«Культура времен апокалипсиса»

…«В мои ноги как будто вселяются бесы. Это LSD высвобождает кипучую энергию моего тела, и оно раскрепощается, становится податливым, чувственным и крепким. Можно наслаждаться ощущением пульсирующей внутри него энергии… Разрыв между мной и музыкой исчез. Я во власти дружелюбного демона, но не теряю контроль над собой. Более того, сейчас я — СверхФил, Фил в кубе…»

«Клубная культура»

…«Возможно, вы правы, Ватсон, и наркотики вредят здоровью. Но зато я открыл, что они удивительно стимулируют умственную деятельность и проясняют сознание. Так что их побочными эффектами можно пренебречь».

Артур Конан-Дойль, «Записки о Шерлоке Холмсе»

…«Вслед за этим начинается необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности. Абсолютно все неприятные ощущения прекращаются. Это высшая точка проявления духовной силы человека. И если б я не был испорчен медицинским образованием, я бы сказал, что нормально человек может работать только после укола морфия».

Михаил Булгаков, «Морфий»

Материалы по теме

Под прессом

Как пионер

Сетевой настрой

Меню для России

Всем — спасибо

Слова, слова, слова