Меню для России

Меню для России

Когда на Московской международной книжной ярмарке-2003 было заявлено, что успешное и развивающееся издательство из Челябинска « Урал ЛТД» сворачивает деятельность, коллеги пришли выразить его директору Василию Курбацких соболезнования. Думали, не выдержал бизнесмен из провинции конкуренции со столичными монстрами. Однако вскоре узнали: вместо «Урал ЛТД» появилось новое имя — издательство « Аркаим», и планы у него еще более грандиозные, и амбиции уже не российского, а международного размаха.

Благодаря «Аркаиму» Челябинск заявил о себе как об экспортере нового типа — город продает миру не только металл, но и книги. «Аркаим» показал: наша страна может наконец стать мировым поставщиком идей, а не сырья и полуфабрикатов.

Василий Курбацких
Василий Курбацких

Без тщеславия

Проект, создавший имя челябинскому издательству, — 40-томная «Библиотека Флорентия Павленкова»: переизданная дореволюционная серия, напоминающая советскую «ЖЗЛ» (кстати, название «Жизнь замечательных людей» Горький позаимствовал как раз у Павленкова). Серия хорошо продавалась и стала, по версии журнала «Витрина читающей России», событием 1998 года. «Урал ЛТД» делал упор на книги для «высоколобых»: Рильке в переводах, Омар Хайям — стихи плюс культурологическое эссе. Серия «Биографические ландшафты», книги об Андрее Тарковском, Джоне Ленноне. «Фишка» была в том, что авторов издатели находили в Челябинске: ими становились энтузиасты, неоткрытые таланты или фанатичные поклонники, собравшие все возможное о своих кумирах.

На определенном этапе Василий Курбацких понял: делая только такие книги, выше достигнутого уровня бизнес не поднять. Стал думать о других направлениях, смотреть, что пользуется наибольшим спросом в мире. В итоге концепция издательства поменялась кардинально. Сегодняшняя деятельность «Аркаима» — это, во-первых, покупка лучших книжных моделей мировых издательств и выпуск их на русском языке, с содержанием и рисунками, соответствующими нашему менталитету, во-вторых, создание собственных кулинарных книг и книг-игрушек.

— Василий Августинович, как я понял, вы опираетесь на местные ресурсы, но активно используете и зарубежные достижения. Не обидно заимствовать?

 — Давайте разберемся. С одной стороны, понятно стремление быть оригинальным. С другой — важно ощущать реальность. Мне кажется, если бы мы, россияне, отодвинули в сторону тщеславие и самомнение, а делали хотя бы то, что в мире опробовано и признано эффективным, то многих проблем могли бы избежать и еще большего добиться. Зачем пытаться приделывать телеге пятое колесо? Чтобы потом гордиться, что оно — мое? А если нигде такие колеса не используют? Мне важно понимать, в какой точке развития пребывает мир, книжный в данном случае, и стремиться соответствовать его лучшим образцам.

— Вы уже много лет подряд принимаете участие в крупнейшей в мире книжной ярмарке во Франкфурте. Какая в этом польза?

 — Когда в 1994 году я приехал туда еще как экскурсант, то впервые увидел такое количество книг в одном месте. Колоссальное было впечатление. Ярмарка отражала огромные перспективы книжного бизнеса. А в 2004-м наш стенд уже находился в самом престижном павильоне, где разместились немецкие издательства. Мы стали первыми россиянами, которым это удалось. Ценность ярмарки во Франкфурте в том, что там сразу видно, где ты находишься. Мы, к примеру, убедились, что в России в категории кулинарных и нестандартных детских книг у нас уже нет конкурентов. Отсюда вывод: делай вещи, соответствующие по качеству мировому рынку.

Проверить, востребованы ли наши идеи, можно только одним способом — контрактами. Во Франкфурте составлено достаточное количество протоколов о намерениях и заключено несколько контрактов. Есть уверенность, что их будет много. Представители издательств Польши, Австралии, Великобритании, Германии, Южной Африки, США, Грузии, Чехии, Канады ткнули пальцем в книги, которые хотят купить, мы согласовали цены. Но мы не только начинаем продавать наши книги там. В скором времени открывается подразделение издательства «Аркаим» в Германии. Дочернее предприятие будет заниматься продажей наших книг в Европе и покупкой прав для нас, а также работать с авторами, художниками, то есть заниматься всем тем, чем мы занимаемся здесь, в России.

Без комплексов

Кулинарные книги относятся к числу наиболее востребованных во всем мире. Ноу-хау челябинцев — создание при издательстве кулинарной студии. Профессиональный повар изготавливает блюда по рецептам, их фотографируют, пробуют, а потом рецепты размещают в кулинарных книгах. Издания могут быть нетрадиционной формы. Например, серия «Сам себе повар» представляет собой красивые книжечки на вироспирали, хозяйки ставят их на стол как пирамиду: и удобно смотреть, и руками страницы не пачкаешь. Главный хит — серия «Миллион меню»: тоже на вироспирали, на одной стороне разворота — фото, на другой — рецепт.

Аналогичная ситуация с детскими книжками. Кое-что было подсмотрено за границей, причем честно куплено. Потом стали выдумывать свое. Появились книжки-игрушки, развивающие книжки. Например, «картинки на пружинке»: в собранном виде книжка похожа на портфельчик. Задача для ребенка — правильно сложить листы по цвету или по порядку цифр, результат — цельная картинка или фигурка. Книжки с окнами и дверцами, или с «вытягивающимся» из страниц рисунком, или с вырубкой, когда в вырезе картонной страницы обнаруживается, например, мех зверушки, о которой идет речь… Осваиваются новые материалы: книги делают уже не только из бумаги, но и полимеров, чтобы ребенок мог взять их с собой в ванну (книжки для купания). Третья часть продукции издательства — оригинальная, придуманная здесь. Не случайно главные критерии для сотрудников редакционно-издательского отдела «Аркаима» — креатив и быстрая обучаемость.

— Ваш проект интернет-портала «Миллион меню» скоро станет международным. Что это за история?

 — Сайт «Миллион меню» существует уже несколько лет, это один из самых популярных ресурсов по кулинарии в русском интернете. А вскоре он станет мультиязычным. Цель сайта — собрать миллион рецептов, если такое их количество вообще существует в мире. Сейчас собрано более 12 тысяч рецептов, из них 8,5 тысячи иллюстрированы и находятся в открытом доступе. Все блюда по этим рецептам изготовлены, опробованы и сфотографированы в студии нашего издательства. Но сайт все время в развитии. Сегодня это место, где можно общаться на кулинарные темы. Теперь мы хотим создать портал, который бы поддерживался на восьми основных мировых языках. На территории страны, где говорят на одном из этих языков, обозначается компания, которой мы продаем право быть владельцем всего контента на национальном языке. У этой компании в свою очередь есть обязательство поддерживать контент и пополнять коллекцию рецептов — нам же нужен миллион! Так мы создаем самый большой брэнд по кулинарной тематике.

— Самый большой русский брэнд?

 — Самый большой в мире! Я уже получил предложения от трех немецких компаний, которые готовы отвечать за немецкую часть сайта «Миллион меню». Мы выберем не просто ту компанию, которая больше заплатит, но которая стратегически заинтересована в нашем сотрудничестве.

— Знаете, Василий Августинович, во все это хочется верить, но до конца не получается. Все-таки Челябинск — город рабочий, не склонный к гедонизму. И вдруг выступает на мировую сцену с кулинарными проектами. Наверное, легче такие проекты осуществлять хотя бы из Москвы.

 — А какая разница? Сегодня Челябинск, по оценке московских специалистов, — город номер один по производству кулинарных книг. Мы единственное в стране издательство, которое выпускает книги европейского качества на местном материале: блюда в наших рецептах из российских продуктов. Если сегодня выступать на конкурсе кулинарной литературы, то я поеду бороться только за первое место в Европе. И я бы не назвал это феноменом. Для меня кулинарная тема была осознанным выбором в конкурентной борьбе с ведущими издателями России. Трудно спорить с московскими издателями по авторской книге. Чтобы делать конкурентоспособную продукцию и увеличивать бизнес в объемах, требовалось заняться чем-то иным.

Меня вдохновляет пример маленького баварского города Равенсбург. В нем всего-то 40 тысяч жителей. Тем не менее именно здесь находится «Отто Майер Равенсбюргер» — самое авторитетное детское издательство в Германии и самый крупный в Европе производитель игр. Оборот компании — около 280 млн евро. О чем это говорит? В любом городе может быть выбрана специализация, которая позволяет быть конкурентоспособным. Расположение не имеет решающего значения. Принципиально важно, чтобы в городе был интеллектуальный, технический и творческий потенциал, существовала «критическая культурная масса». В Челябинске она, ответственно говорю, есть. А если вспомнить, что мы живем в информационную эпоху, то провинциальные комплексы — абсолютный атавизм.

Без самолюбования

Книгоиздатель Василий Курбацких сейчас строит здание, которое станет достопримечательностью Челябинска. Изначально стояла сугубо производственная задача: разместить издательский центр и торговый дом. «Но мне захотелось сделать что-то необычное не только для себя, но и для города. Чтобы здание стало своеобразным символом Челябинска». В стиле гармонично сочетаются high-tech и природные мотивы. Название — «Аркаим-плаза» — тоже своего рода новация, уже в освоении местной мифологии.

— На таком фоне название издательства выглядит симптоматичным. Кстати, процесс изменения брэнда драматичен для любой компании. Как вы на это решились?

 — Прежнее название с конца 90-х стало объективно мешать: все-таки книгу с эмблемой «Урал» трудно продавать в других регионах России, от этого никуда не денешься. Мы были к тому времени по объемам выпуска книг первыми среди уральских издательств. Коллеги в Москве почему-то ассоциировали нас с Екатеринбургом. Меня это не радовало. Отсюда решение переименовать издательство, хотя ребрэндинг — это тяжело и дорого.

— Кроме «Аркаима» были варианты?

 — В Европе фирмы часто называются по имени владельца. И самое простое было назвать издательство «Василий Курбацких». В этом, кстати, есть преимущества. Во-первых, имя собственное рождает доверие у потребителя. Во-вторых, учитывая, что я в этом году выпущу около трех с половиной миллионов книг, меня вскоре уже знала бы вся Россия. А вдруг я надумал бы стать депутатом… Честно скажу, нелегко отказаться от мысли, что в течение года ты можешь стать известным всей России. Сейчас я понял, что поступил правильно. Назови я издательство «Василий Курбацких», то как бы не занялся самолюбованием. А у названия «Аркаим» совершенно иная энергетика и направленность: не на себя, а вовне. Аркаим — место, где зарождались новые идеи, откуда распространялся новый образ жизни. Для работников издательства имя «Аркаим» — стимул к новому мышлению.

— Вы сделали мощную рекламу самому месту, отдаете себе в этом отчет?

 — Разумеется, и для меня это очень важно. Про Аркаим я вспомнил, когда попал в знаменитый Стоунхендж в Англии. Я долго ехал и представлял себе нечто грандиозное. И вот я на месте, первая мысль: такая известность, а что смотреть? К этим камням даже подойти нельзя! Я купил открытки, значки, посчитал, сколько денег заплатил за входной билет и автобус. И подумал — ничего себе отпиарились: смотреть особо нечего, но как подано! Я понимал, что если назову издательство «Аркаим», то миллионы людей узнают об этом месте. Мне нравится, что я участвую в его продвижении. Понимаю, что ни одно государственное учреждение, тем более ученые, к сожалению, не в состоянии это сделать.

— Если обойтись без громких фраз, какой смысл для бизнесмена продвигать Аркаим?

 — Поскольку я живу на Урале, то хочу, чтобы здешняя жизнь была как можно богаче, лучше, краше, интереснее. Мне это выгодно — и в прямом, и в переносном смысле. Будет богаче и обеспеченнее, мне станет комфортнее жить. Аркаим же — важная часть проекта продвижения региона в целом. В каждом месте нужно искать черты, которые отличают его от других, делают интересным, привлекательным, заставляют приехать.

— Но у Челябинской области уже сложившийся имидж индустриального региона.

 — Я, разумеется, отдаю приоритетное место металлургической и машиностроительной отраслям. Благодаря им Челябинская область сегодня является регионом-донором и мощно выделяется в России. Но это же не все богатство, которое у нас есть. Что делает издательство? Производит идеи, облекаемые затем в форму книги. Идеи исходят от людей, значит, мы создаем среду для их реализации. Если хотите, возможность зарабатывать деньги людям с нетрадиционными для Челябинска профессиями. А это помимо прочего означает, что утечка мозгов из региона может стать меньше. Значит, больше талантливых и умных людей будут стараться сделать лучше и богаче место, где они живут.

Материалы по теме

Под прессом

Не в кайф

Как пионер

Сетевой настрой

Всем — спасибо

Слова, слова, слова