Меню для России
Когда на Московской международной книжной
Благодаря «Аркаиму» Челябинск заявил о себе как об экспортере нового типа — город продает миру не только металл, но и книги. «Аркаим» показал: наша страна может наконец стать мировым поставщиком идей, а не сырья и полуфабрикатов.
Василий Курбацких |
Без тщеславия
Проект, создавший имя челябинскому издательству, — 40-томная «Библиотека Флорентия Павленкова»: переизданная дореволюционная серия, напоминающая советскую «ЖЗЛ» (кстати, название «Жизнь замечательных людей» Горький позаимствовал как раз у Павленкова). Серия хорошо продавалась и стала, по версии журнала «Витрина читающей России», событием 1998 года. «Урал ЛТД» делал упор на книги для «высоколобых»: Рильке в переводах, Омар Хайям — стихи плюс культурологическое эссе. Серия «Биографические ландшафты», книги об Андрее Тарковском, Джоне Ленноне. «Фишка» была в том, что авторов издатели находили в Челябинске: ими становились энтузиасты, неоткрытые таланты или фанатичные поклонники, собравшие все возможное о своих кумирах.
На определенном этапе
Василий Курбацких понял: делая только такие книги, выше достигнутого
уровня бизнес не поднять. Стал думать о других направлениях, смотреть,
что пользуется наибольшим спросом в мире. В итоге концепция
издательства поменялась кардинально. Сегодняшняя деятельность
«Аркаима» — это,
— Василий Августинович, как я понял, вы опираетесь на местные ресурсы, но активно используете и зарубежные достижения. Не обидно заимствовать?
— Давайте разберемся. С одной стороны, понятно стремление быть оригинальным. С другой — важно ощущать реальность. Мне кажется, если бы мы, россияне, отодвинули в сторону тщеславие и самомнение, а делали хотя бы то, что в мире опробовано и признано эффективным, то многих проблем могли бы избежать и еще большего добиться. Зачем пытаться приделывать телеге пятое колесо? Чтобы потом гордиться, что оно — мое? А если нигде такие колеса не используют? Мне важно понимать, в какой точке развития пребывает мир, книжный в данном случае, и стремиться соответствовать его лучшим образцам.
— Вы уже много лет подряд принимаете участие в крупнейшей в мире книжной ярмарке во Франкфурте. Какая в этом польза?
— Когда в 1994 году я приехал туда еще как экскурсант, то впервые увидел такое количество книг в одном месте. Колоссальное было впечатление. Ярмарка отражала огромные перспективы книжного бизнеса. А в 2004-м наш стенд уже находился в самом престижном павильоне, где разместились немецкие издательства. Мы стали первыми россиянами, которым это удалось. Ценность ярмарки во Франкфурте в том, что там сразу видно, где ты находишься. Мы, к примеру, убедились, что в России в категории кулинарных и нестандартных детских книг у нас уже нет конкурентов. Отсюда вывод: делай вещи, соответствующие по качеству мировому рынку.
Проверить, востребованы ли наши идеи, можно только одним способом — контрактами. Во Франкфурте составлено достаточное количество протоколов о намерениях и заключено несколько контрактов. Есть уверенность, что их будет много. Представители издательств Польши, Австралии, Великобритании, Германии, Южной Африки, США, Грузии, Чехии, Канады ткнули пальцем в книги, которые хотят купить, мы согласовали цены. Но мы не только начинаем продавать наши книги там. В скором времени открывается подразделение издательства «Аркаим» в Германии. Дочернее предприятие будет заниматься продажей наших книг в Европе и покупкой прав для нас, а также работать с авторами, художниками, то есть заниматься всем тем, чем мы занимаемся здесь, в России.
Без комплексов
Кулинарные книги относятся к числу наиболее востребованных во всем мире.
Аналогичная ситуация с детскими книжками.
— Ваш проект
— Сайт «Миллион меню» существует уже несколько лет, это один из самых популярных ресурсов по кулинарии в русском интернете. А вскоре он станет мультиязычным. Цель сайта — собрать миллион рецептов, если такое их количество вообще существует в мире. Сейчас собрано более 12 тысяч рецептов, из них 8,5 тысячи иллюстрированы и находятся в открытом доступе. Все блюда по этим рецептам изготовлены, опробованы и сфотографированы в студии нашего издательства. Но сайт все время в развитии. Сегодня это место, где можно общаться на кулинарные темы. Теперь мы хотим создать портал, который бы поддерживался на восьми основных мировых языках. На территории страны, где говорят на одном из этих языков, обозначается компания, которой мы продаем право быть владельцем всего контента на национальном языке. У этой компании в свою очередь есть обязательство поддерживать контент и пополнять коллекцию рецептов — нам же нужен миллион! Так мы создаем самый большой брэнд по кулинарной тематике.
— Самый большой русский брэнд?
— Самый большой в мире! Я уже получил предложения от трех немецких компаний, которые готовы отвечать за немецкую часть сайта «Миллион меню». Мы выберем не просто ту компанию, которая больше заплатит, но которая стратегически заинтересована в нашем сотрудничестве.
— Знаете, Василий Августинович, во все это хочется верить, но до конца не получается.
— А какая
разница? Сегодня Челябинск, по оценке московских специалистов, — город
номер один по производству кулинарных книг. Мы единственное в стране
издательство, которое выпускает книги европейского качества на местном
материале: блюда в наших рецептах из российских продуктов. Если сегодня
выступать на конкурсе кулинарной литературы, то я поеду бороться только
за первое место в Европе. И я бы не назвал это феноменом. Для меня
кулинарная тема была осознанным выбором в конкурентной борьбе
с ведущими издателями России. Трудно спорить с московскими издателями
по авторской книге. Чтобы делать конкурентоспособную продукцию
и увеличивать бизнес в объемах, требовалось заняться
Меня вдохновляет пример маленького баварского города Равенсбург. В нем
Без самолюбования
Книгоиздатель
Василий Курбацких сейчас строит здание, которое станет
достопримечательностью Челябинска. Изначально стояла сугубо
производственная задача: разместить издательский центр и торговый дом.
«Но мне захотелось сделать
— На таком фоне название издательства выглядит симптоматичным. Кстати, процесс изменения брэнда драматичен для любой компании. Как вы на это решились?
— Прежнее название с конца 90-х стало объективно мешать:
— Кроме «Аркаима» были варианты?
—
В Европе фирмы часто называются по имени владельца. И самое простое
было назвать издательство «Василий Курбацких». В этом, кстати, есть
преимущества.
— Вы сделали мощную рекламу самому месту, отдаете себе в этом отчет?
— Разумеется, и для меня это очень важно. Про Аркаим я вспомнил, когда попал в знаменитый Стоунхендж в Англии. Я долго ехал и представлял себе нечто грандиозное. И вот я на месте, первая мысль: такая известность, а что смотреть? К этим камням даже подойти нельзя! Я купил открытки, значки, посчитал, сколько денег заплатил за входной билет и автобус. И подумал — ничего себе отпиарились: смотреть особо нечего, но как подано! Я понимал, что если назову издательство «Аркаим», то миллионы людей узнают об этом месте. Мне нравится, что я участвую в его продвижении. Понимаю, что ни одно государственное учреждение, тем более ученые, к сожалению, не в состоянии это сделать.
— Если обойтись без громких фраз, какой смысл для бизнесмена продвигать Аркаим?
— Поскольку я живу на Урале, то хочу, чтобы здешняя жизнь была как можно богаче, лучше, краше, интереснее. Мне это выгодно — и в прямом, и в переносном смысле. Будет богаче и обеспеченнее, мне станет комфортнее жить. Аркаим же — важная часть проекта продвижения региона в целом. В каждом месте нужно искать черты, которые отличают его от других, делают интересным, привлекательным, заставляют приехать.
— Но у Челябинской области уже сложившийся имидж индустриального региона.
—
Я, разумеется, отдаю приоритетное место металлургической
и машиностроительной отраслям. Благодаря им Челябинская область сегодня
является