Мимо кассы
|
Фото: Андрей Порубов |
Железный офис
Анализ оборота через банкоматы необходимо проводить с учетом сезонного фактора. Дело в том, что в декабре, перед новогодними праздниками, заработная плата, как правило, выплачивается досрочно, кроме того, начисляются годовые премии, в результате объем снятия денег увеличивается на 40 — 50%. Соответственно, в январе он снижается, а затем поступательно растет в течение года. Поэтому уместно сравнивать динамику показателей не на начало, а на середину года.
Итак, из 99 уральских банков банкоматы имеют 69. Оборот средств через них с июня 2006-го по июнь 2007-го вырос на 41%, за два предыдущих периода года — на 117%. Через банкоматы проходит от 50 до 95% транзакций снятия наличных. Для банков затраты на проведение операций через банкоматы ниже, чем через пункты выдачи наличных (ПВН) в офисах, поэтому многие даже вводят комиссии за проведение этих операций через кассовые терминалы, стимулируя таким образом клиентов чаще подходить к «железным офисам». «В дальнейшем банкоматы будут все больше вытеснять оперкассы и кассовые узлы: это значительно экономит издержки», — прогнозирует начальник управления банковских карт УРСА Банка Андрей Пилипец.
Но чтобы вытеснить ПВН, банкам необходимо иметь достаточное количество банкоматов. В число 30 крупнейших держателей банкоматных сетей попали банки всех регионов Урала за исключением Курганской области. Лидируют свердловские — их 13, тюменских — 7, челябинских — 5.
Основной конкурент местным банкам — Сбербанк. По количеству банкоматов он занимает первое место во всех регионах, правда, в отличие от самостоятельных банков, 60 — 70% его аппаратов расположены в малых городах области. Возможно, именно поэтому рост оборотов в банкоматах Сбербанка значительно выше: конкуренция в провинции меньше. Лишь небольшое число инорегиональных банков может сравниться по количеству банкоматов с местными. В Свердловской области сеть свыше 30 банкоматов (кроме Сбербанка) имеют только семь инорегионалов, в Челябинской — два. Несколько лет назад банки пытались решить проблему недостатка инфраструктуры через объединение сетей, предоставляя возможность клиентам снимать наличные без комиссий в банкоматах партнеров. Однако такой опыт широкого распространения не получил. «Объединенные сети решают для банка задачу обеспечения выдачи наличных клиентам. Полноценный сервис клиент может получить только в своем банкомате, и это вынуждает банки вкладывать средства в развитие собственной сети даже при наличии партнеров», — объясняет начальник управления розничного бизнеса банка «Северная казна» Павел Ефремов. Начальник отдела розничного бизнеса
Банкоматы с устройствами приема денежных средств имеют всего пять банков:
Единственный показатель, который пока не радует банкиров, — объем расчетов с помощью карт за услуги и товары
Дополнительные материалы:
Карт-бюджет
— Владимир Игнатьевич, можно ли говорить о том, что рынок банковских карт в России перешел от количественного к качественному росту?
— Думаю, рано. Да, эмиссия карт в России уже измеряется миллионами, и это хорошо. Карточка стала удобным «отделением» в кошельке, где лежат деньги. Но не более. Обратите внимание, сколько человек в супермаркетах достают карту, чтобы расплатиться за покупки. Единицы. Те, кто бывает в развитых странах, знают, что там продавцы, мягко говоря, не приветствуют наличный расчет. А это и есть качественные характеристики рынка.
— Что может подтолкнуть рынок?
— В конце 90-х в Свердловской области по инициативе Уральского банковского союза при поддержке Главного управления Центрального банка по Свердловской области и областного правительства была разработана программа развития безналичных расчетов с помощью пластиковых карт. Во многом благодаря ей крупные предприятия региона начали выплачивать заработную плату сотрудникам на карты. Вслед за ними на такой способ расчетов с персоналом перешел средний бизнес. Однако для того, чтобы была создана критическая масса держателей карточек, необходимо добиваться их распространения среди работников бюджетной сферы — самого массового слоя трудящихся. Вот тогда у торговых предприятий появится заинтересованность в постановке специальных терминалов. В этом году действие программы заканчивается, и мы должны вместе поработать над задачей внедрения карт в бюджетную сферу.
— Как вы оцениваете уровень проникновения карты в сектор массовых платежей населения?
— В первое время сегмент развивался очень хорошо. Но появление терминальных устройств для оплаты сотовой связи погасило интерес населения к банкоматам: по статистике, наибольшая доля расчетов через банкоматы производилась именно за сотовую связь.
— Это отразилось
— Нет, конечно. Банки продолжают инвестировать в направление серьезные средства, потому что это позволит серьезно сократить затраты на обслуживание физических лиц. При этом они увеличивают объемы закупки банкоматов с функцией принятия наличных, что необходимо для создания инфраструктуры погашения кредитов. У нас, например, сегодня более 200 банкоматов, но мы понимаем, что на объем эмиссии в 400 тыс. карт этого все равно недостаточно.