Актуальные книги

Актуальные книги Экономическая психология

Кто твой друг

Акерлоф Джордж, Крэнтон Рейчел. Экономика идентичности. Как наши идеалы и социальные нормы определяют, кем мы работаем, сколько зарабатываем и насколько несчастны. М.: Карьера Пресс, 2010. С. 224.

Экономика идентичностиМы уже писали о последней книге нобелевского лауреата Джорджа Акерлофа «Spititus Animalis», в которой он совместно с Робертом Шиллером пытался объяснить возникновение мирового экономического кризиса иррациональным поведением людей, слабо описываемым современными макроэкономическими моделями (см. «Животное начало», «Э-У» № 16 от 26.04.10). Недавно на русском языке вышла еще более свежая его популярная работа «Экономика идентичности», на этот раз в соавторстве с профессором университета Дюка Рейчел Крэнтон, бывшей аспиранткой Акерлофа.

«Экономика идентичности» - короткое популярное изложение концепции, придуманной Акерлофом и Крэнтон около десяти лет назад и первоначально описанной в статье «Economics and Identity» в крупном научном журнале Quarterly Journal of Economics и некоторых других работах. Смысл идеи довольно прост: авторы вводят в стандартные экономические модели, описывающие, к примеру, взаимодействие принципала и агента (менеджера и наемного работника), «идентичность», то есть самоопределение принадлежности человека к одной из социальных групп или классов. Самые простые примеры - пол, раса и национальность. Есть и экономические приложения: к примеру, если человек считает себя частью компании и разделяет ее интересы - в терминологии авторов он «инсайдер», если не разделяет и думает только о себе - «аутсайдер». Если черный ходит в школу с пистолетом и хамит учителю в лицо - он аутсайдер, пытается быть как белый отличник - инсайдер. Разумеется, своя социальная группа будет считать такого «нетипичного» афроамериканца аутсайдером.

Акерлоф вводит идентичность в так называемую функцию полезности агента: она описывает, какие цели ставит перед собой человек и какими факторами определяется их достижение. Но в популярном изложении авторы делают это весьма нечетко: без математики модель выходит достаточно голословной, базируется на вполне очевидных посылках и не объявляет каких-либо удивительных результатов. В конечном счете Акерлоф и Крэнтон пытаются показать, что социальные нормы влияют на поведение и благосостояние людей, но поскольку логика рассуждений нарочито упрощена, из их рассуждений трудно извлечь какие-либо полезные уроки.

Так что мораль почти тривиальна: для достижения целей группы ее член должен разделять общие ценности. В качестве примера авторы приводят новобранцев американской военной академии Вест-Пойнт: всех начинающих обучение лишают индивидуальности, учат беспрекословно подчиняться приказам и фактически навязывают чувство долга перед страной и в конечном счете осознание своей идентичности как солдата. В бизнесе трудно добиться такой преданности делу. Но в других сферах некоторые идеи могут найти применение. К примеру, в школе, где построение коллективной идентичности способно принести определенные успехи. Рассуждения на эту тему Акерлоф и Крэнтон стараются подкреплять примерами количественных исследований.

Аркадий Коновалов

История

Поверить алгеброй историю

Турчин Петр. Историческая динамика. На пути к теоретической истории. М.: Карьера ЛКИ, 2010. С. 368.

Историческая динамикаПрофессор экологии университета Коннектикута Петр Турчин, более тридцати лет работающий в США, в основном известен своими работами по динамике популяций: на его счету несколько статей в крупнейших научных журналах Science и Nature (см. «Эксперт» № 42 от 27.10.08). Как исследователь знаменитого Института Санта-Фе он занимается и междисциплинарными проблемами, к примеру работает в области исторической динамики - клиодинамики. К этой сравнительно юной дисциплине большинство ученых (как историков, так и математиков) относятся с подозрением: пока никакие попытки описать математическими формулами исторические законы себя не оправдали (достаточно вспомнить печально известную «новую хронологию» Фоменко - Носовского).

«Историческая динамика» - единственная переведенная на русский язык книга Турчина и одна из наиболее спорных. Это своего рода научно-популярный обзор современных теорий, объясняющих динамику возникновения, развития и падения государств, формирования социальных групп и распространения идей, - не лишенный математических выкладок, но вполне доступный любому читателю. При этом автор не пытается анализировать современные процессы, затрагивая только развитие аграрных обществ до 1900 года н.э.

Почему возникают и рушатся империи? Турчин предлагает несколько объяснений. Наиболее простое: завоевание новых территорий увеличивает политическую силу, власть и богатство стран, но в конечном итоге экспансия приводит к возникновению издержек в обеспечении «тыла». Если империя превышает определенный размер, то ее падение неизбежно: это показывают как математические и компьютерные модели, так и реальные исторические данные.

Более сложная идея - существование так называемой асабии. Это понятие было предложено арабским мыслителем ибн Халдуном еще в средние века; означает оно способность группы к коллективному действию, или «чувство группы». Чем более сплочен этнос, тем сильнее его асабия, и Турчин выдвигает гипотезу о том, что асабия сильнее скорее в приграничных, чем центральных районах империй. Это приводит к ослаблению центра и усилению окраин, поэтому зачастую из приграничных регионов крупных стран возникали новые этнические государства. Турчин применяет свою модель к анализу динамики европейских территорий первого и второго тысячелетий н.э. и обнаруживает, что прогнозы довольно часто подтверждаются эмпирическими данными. Впрочем, автор сам признает, что соответствие далеко не идеальное.

Другая модель - теория этнокинетики (религиозной и лингвистической симуляции) - пытается описать динамику обращения этносов в ислам, христианство и мормонство. Турчину удалось с весьма высокой точностью «предсказать» реальную историческую статистику с помощью довольно простой математики. Наконец, автор выдвигает гипотезу о том, что разрушение государств в истории часто связано с сильным ростом населения, и показывает, что для аграрных государств существуют достаточно ярко выраженные структурно-демографические циклы.

Аркадий Коновалов

Материалы по теме

Под прессом

Не в кайф

Как пионер

Меню для России

Всем — спасибо

Слова, слова, слова