Актуальные книги
ПсихологияСам себе детектор
Экман Пол. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. СПб: Издательство ПИТЕР, 2010. С. 304.
В 2008 году на американские (а чуть позже - на российские) телеэкраны вышел сериал «Теория лжи», в котором британский актер Тим Рот играет харизматичного доктора Кэла Лайтмана, разоблачающего разнообразную ложь сугубо научными методами. Лишь раз просмотрев запись с речью человека, внимательный телепрофессор с изяществом Шерлока Холмса подмечает мельчайшие признаки лжи - скрытые жесты, выражения губ, изменение в тоне голоса. Цели героя, впрочем, не столько научные, сколько прагматические: различные правительственные агентства и частные клиенты готовы выложить кругленькие суммы, чтобы вывести на чистую воду преступников или партнеров по бизнесу.
Немногие знают, что у Лайтмана есть реальный прототип - профессор Калифорнийского университета Пол Экман, занимающийся ложью исключительно в научных целях. Еще будучи студентом, он пытался доказать, что по невербальным признакам можно определить эмоциональное состояние человека: академическая психология в то время отвергала подобные предположения. Совместно с преподавателем он провел эксперимент, в ходе которого профессор хамил студенткам, стараясь вызвать у них гнев. Их попросили максимально скрывать свои чувства. Просматривая записи, Экман заметил у одной из них неосознанный (студентка все отрицала) грубый жест - положив руку на колено, она непроизвольно выпрямила средний палец. Занявшись проблемами невербальных признаков эмоций (и впоследствии - лжи) вплотную, он создал целую систему оценки подобных сигналов.
В отличие от героя Тима Рота, в детектива Экман не играет. Впрочем, охотно консультирует и обучает сотрудников спецслужб, а также пишет книги, помогающие всем желающим разобраться в психологии лжецов. Или правильно лгать - все зависит от ваших целей.
«Психология лжи», первая книга Экмана, вышедшая на русском языке, не только посвящена общим принципам поведения врунов, но и содержит множество ценных советов для тех, кто хотел бы научиться их разоблачать. Например, как показывают исследования автора, большинство людей пытается определить ложь исключительно по словам и голосу. Чаще всего это довольно сложно - опытные лжецы готовят свои речи, а любые ошибки можно выдать за оговорки. Тем не менее бывает полезно следить за тоном: во время лжи он часто повышается.
Но гораздо выгоднее наблюдать за пластикой и выражением лица. Часто лжец не контролирует невербальные эмблемы вроде упомянутого среднего пальца или движения плечами, при этом его иллюстрации (движения рук, сопровождающие речь) становятся более скованными. Многие думают, что ложь сопровождается манипуляциями - к примеру, почесыванием уха. Оказывается, связи здесь практически нет. Наконец, наиболее эффективная методика (прославившая Экмана) - контроль микровыражений лица, эмоций, которые занимают доли секунды. Научившись их распознавать (и книга в этом поможет), вы без труда сможете выявить ложь примерно в 80% случаев.
Аркадий Коновалов
Научпоп
Логика денег
Харфорд Тим. Экономист под прикрытием. М.: BestBusinessBooks, 2009. С. 264.
Как ни странно, достойной научно-популярной (с ударением на первую часть) литературы по экономике на русском языке выходит крайне мало. Видимо, одни читатели не склонны считать экономику наукой, другие полагают, что и без того прекрасно разбираются в предмете. Неплохо продаются «Фрикономика» Стивена Левитта и книги Малькольма Гладуэлла, но в целом даже одну полку изданий этого жанра собрать не удастся. Российских примеров и того меньше - вспоминаются разве что работы профессора ГУ-ВШЭ Игоря Липсица, рассчитанные в основном на школьников.
«Экономист под прикрытием» Тима Харфорда, молодого британского профессора экономики, колумниста Financial Times и ведущего программы на ВВС, - неплохая попытка объяснить основы экономической теории на повседневных примерах. Тот, кто слушал в университете курс микроэкономики, вряд ли найдет здесь что-то новое, но остальным будет полезно узнать о некоторых не совсем очевидных зависимостях экономической жизни, посмотреть, как научные модели работают в реальной практике и научиться отличать причину от следствия. Это не книга о том, как заработать миллион, - скорее о том, каким образом работают деньги.
Фактически структура «Экономиста» в чем-то повторяет традиционные учебники. Поначалу Харфорд останавливается на довольно простых вещах: объясняет, как соотношение спроса и предложения определяет стоимость чашки кофе в вокзальном кафе, почему соседние супермаркеты устанавливают разные цены на похожие товары, а попкорн в кинотеатрах такой дорогой.
Дальше становится интереснее: автор с одинаковой убедительностью доказывает, почему штрафы за загрязнение среды гораздо эффективнее борьбы в духе Greenpeace, что борьба с потогонными фабриками в Юго-Восточной Азии только ухудшает уровень жизни тамошних рабочих, по какой причине вы, купив подержанную машину, не будете ею довольны. Не слишком прозрачные научные термины вроде «ценовой дискриминации», «альтернативных издержек» и «морального риска» с легкостью превращаются в понятные примеры из окружающей нас действительности.
Самая, пожалуй, занимательная часть посвящена теории аукционов, точнее, проблемам их дизайна. С недавних пор экономисты-теоретики принимают активное участие в разработке правил продажи тех или иных государственных активов - к примеру, лицензий на частоты сотовой связи. В 1990 году правительство Новой Зеландии, заручившись поддержкой местных ученых, попыталось провести такие аукционы по так называемой системе Викри: все участники делают предложения в закрытых конвертах, после чего давший наибольшую ставку платит вторую по величине. Аукцион провалился: вторые ставки были слишком малы, и денег бюджет собрал немного. При этом в Великобритании при продаже 3G-частот экономисты предложили использовать простой открытый аукцион - и затея сработала. Торги принесли более 22 млрд фунтов и стали крупнейшими в современной истории. Вот она, экономическая теория прямого действия.
Аркадий Коновалов