Реструктуризация желаний
Прошло то время, когда люди
образованные, обретя независимость от прежней, советской, власти,
свободу эту ценили превыше всего и к контактам с новой властью
не стремились, реализуя себя в индивидуальных жизненных проектах.
Сегодня, когда интеллектуалы все больше чувствуют ответственность
за то, что происходит в стране, эта свобода ощущается часто как
невостребованность. О том, как выстраивается диалог власти
и интеллектуальной элиты в других странах и можем ли мы воспользоваться
этим опытом, рассуждает доктор философских наук, декан факультета
искусствоведения и культурологии Уральского государственного
университета
Истоки культурных войн
Сергей Кропотов |
—
В американском обществе на разных стадиях, которые оно проходило
(аграрной, индустриальной и постиндустриальной), диалог выстраивался
Сегодняшняя Америка находится в очень
динамичном состоянии. То, что там происходит (вспомним, в частности,
недавние дебаты между Керри и Бушем), описывается важным термином,
который внедрился в американское интеллектуальное сообщество —
внутрикультурные войны. Это борьба не за экономические интересы, это
борьба разных культурных платформ. Америка середины XIX века, как
описывал ее
Американская администрация — что бы ни говорили о ней мы или многие американцы, ведя борьбу против Буша именно с позиций межкультурных войн, — тогда отреагировала мгновенно. Была сразу проведена диагностика (мы, к слову, не провели такую ни после одного из наших терактов), заявлено и позднее повторено: одна из главных причин поражения Америки перед новым вызовом терроризма — поражение воображения. Поэтому срочно, еще до расследования, до публикации доклада комиссии Конгресса Соединенных Штатов, буквально в считанные дни после 11 сентября, были срочно приглашены голливудские криэйтеры и посажены писать сценарии воображаемых атак (мы можем критиковать массовое американское кино, но делают его достаточно тонкие люди). Потому что есть специальные люди, которые отвечают за воображение, — интеллектуалы.
Доклад
комиссии Конгресса стал результатом тщательной аналитической работы
с экспертами, с представителями Конгресса: список фамилий опубликован
на титульном листе. Этот доклад у меня есть, думаю, не у меня одного,
поскольку его можно найти в интернете. Он включен в книгу размером
Она тщательно калькулирует все слабости, которые обнаружила американская система, и причины, которые позволили противникам воспользоваться этими слабостями. Бесполезно возмущаться противниками, — это не аналитика. Бесполезно обвинять прессу, как это было сделано после событий в Беслане, — это тоже не аналитика. Аналитика состоит в том, чтобы тщательно проанализировать. Что и сделали американские интеллектуалы, представители общества, и американские политики, как и везде, не идеальные. Но они сделали эту работу, сделали качественно. И снова сформулирована главная причина — поражение воображения. Целый раздел посвящен тому, как общество не сработало по части овладения воображением потенциального противника, в смысле его калькуляции и переработки, какие недостатки воображения оказались у американских менеджеров, которые и представить себе такого не могли.
Как возделывать мозги
— Качество интеллектуалов, потенциал их востребованности обществом зависит от образовательной системы страны. В чем различие российской и американской образовательных традиций?
— Российское образование, российский менеджмент в сущности остались в традициях XIX века, в традиции оппозиции романтиков, людей «вне системы» — с одной стороны, и людей практических, в систему встроенных, — с другой. Эта оппозиция рухнула, как все оппозиции XIX века. Американцы в последнее десятилетие уже понимают, что воображение капитализировано: его выращивают, воспитывают людей с воображением.
Недавно выступала
Особенность
американской системы в том, что менеджер, стоящий у вершин
государственной власти, может быть не столь высоко образованным,
но у него всегда есть эксперты — люди, которые знают тонкие технологии
манипулирования воображением. Подобные вещи отрабатываются в Японии:
один из секретов японского менеджмента и качества японских товаров
состоит в великолепно развитой со школы системе
— Жесткие расколы, характерные для обществ, находящихся в стадии реструктурирования, приводят к культурным войнам. Есть ли альтернатива?
—
Культурные войны — это попытка отстоять незыблемость и аксиоматичность
тех ценностей, которые изменение структуры общества в условиях
экономической постиндустриальной цивилизации ставит под вопрос. Вот
за эту незыблемость и бьются люди, как предпринимающие теракты в Чечне
или в Ираке, так и бомбящие иракцев такие же фундаменталисты
из консервативной части американской администрации. Естественно, диалог
переходит в другие — экстремальные формы. Те, кому это не нравится,
предлагают стратегию, которая называется «культурная политика», ставят
вопросы и пытаются расшатать то, что кажется незыблемым для первых.
С этой точки зрения получается, что представители культурной политики
оказываются агрессорами и покушаются на некие святыни, предположим,
русской духовности. Или чеченского единства. Или американских
ценностей. Не случайно Буш — представитель Техаса, американской
глубинки. Техасец в американских анекдотах — почти что чукча в русских;
Техас — это такой полиэтничный, очень отсталый штат, хотя там есть
и мощные островки современной экономики. Буш не победил в штатах
Таким образом, диалог в Америке между интеллектуалами и властью может на сегодняшний день приобретать форму культурных войн. Это не хорошо и не плохо, это констатация. К интеллектуалам прибегают, когда власти становится плохо. Во времена Рузвельта, например, к интеллектуалам обратились, когда понадобилось создать систему стратегий, выводящих страну из кризиса. Так обстоят дела во всех странах мира, в том числе и в России. Хотя в целом правящий класс Америки, конечно, гораздо более образован, чем наш.
Розы для крестьян Андалусии
— По каким критериям вы оцениваете уровень образованности американского и российского правящих классов?
—
По их желаниям в первую очередь, поскольку образование, как вы поняли,
правильно определяет, чего желать. По умению адекватно реагировать
на вызовы современности, по самой возможности представить и осознать
их именно как вызовы. О таком философе, как
Вернемся к расколам в обществе. В любых странах, где мы наблюдаем диалог с властью, есть свои расколы, свои проблемы. И где бы это ни происходило, власти обращаются к интеллектуалам для того, чтобы те выстраивали мифологии и за неимением реального общества — манипулятивные стратегии, инсценировки общества. Например, послефранкистская Испания 25 лет назад была очень отсталой страной, испанские крестьяне и сегодня живут немногим лучше, чем российские. Поэтому разрабатываются специальные технологии, чтобы эти люди не чувствовали себя изгоями: их возят в город, на туристические прогулки, позволяют хлебнуть городской жизни, им дарят цветы во время этих поездок, просто за то, что они крестьяне. Ибо жизнь крестьянина тяжела, будь то в Таборах (населенный пункт в Свердловской области. - Ред .) или в Андалусии. Есть много технологий, это только одна из них. Отчасти наши власти тоже их используют: они ведь свозили чеченских болельщиков в Москву. Расколы общества — испанского, американского, российского — очень сильны сегодня, и эти расколы нужно учиться снимать не только танками и бомбами, но и технологическими новациями, которыми располагают как раз интеллектуалы всех мастей и народов.
Между Москвой и Таборами
— Что можно сказать о таком диалоге в России? Есть он или нет?
— По моим наблюдениям, власти выбирают собеседников для диалога себе под стать. Попытаюсь объяснить. Войны, с которыми сталкиваются российские элиты, проводят своеобразный мониторинг, аудит — интеллектуальный, управленческий, стратегический — на предмет того, адекватны или неадекватны элиты тем вызовам, которые возникают в этих войнах. Когда сами элиты не делают такого аудита и обижаются на тех, кто его делает, они расшибают лоб во второй, в третий, в сто первый раз. И сегодняшняя фрустрация российского общества и властей говорит о том, что по большому счету мы не готовы к вызову, связанному с международным терроризмом.
А вызов этот возникает не только на окраинах империи. Власти считают, что наше будущее — есть наше прошлое. За неимением способности вообразить другое будущее они упорно вытаскивают все, что связано с имперским прошлым и говорят: ребята, теперь будет снова, как сто лет назад. Такого типа эксцессы, как теракты и культурные войны, — это современные формы проявления борьбы и протеста против неравенства.
Понятно, что консерваторы в Америке или, допустим, экстремисты здесь, в разных фундаменталистских движениях, сопротивляются тому, что происходит в центре. Они сопротивляются различию, образованному тем, что центр монопольно обладает современными технологиями, которые и не снились жителям пресловутых Таборов или техасской глубинки. А за счет владения этими технологиями и концентрации современных форм капитала центр получает определенные преимущества, привилегии, присваивает дополнительную стоимость. Разница в уровне жизни, ментальности и технологиях сегодня такова, что невозможно даже помыслить, что общего есть между Таборами или, допустим, горными районами Чечни — и Москвой. Москва живет в другой цивилизации. Большинство москвичей даже не знают, где Урал находится, они говорят: Сибирь. И процессы сопротивления, прежде чем вылиться в теракты и культурные войны, идут в головах людей. Недостатки и дефициты — в головах.
Западная
культура давно научилась работать с этими тонкими слоями, с причинами,
комплексами и бедами во внутреннем мире человека, с его субъективной
реакцией, расколотой и фрустрированной бесконечными изменениями.
Русские