Тепла нет ни на грош
Ключевое событие, давшее старт нынешним большим энергетическим стройкам, — энергореформа, по которой с 2008 года в нашу энергетику пришло 45 млрд долларов инвестиций. Частные инвесторы взяли на себя обязательства по строительству новых мощностей — до того 20 лет в российскую энергетику не было инвестировано ничего, все проедалось. В целом за последние годы в РФ введено около6 тыс. МВт мощностей, это большие показатели. Наш энергостроительный комплекс задышал, машиностроительные предприятия стали оживать, российские и зарубежные партнеры начали получать заказы.
Оппоненты говорят, что энергореформа была неудачной. Но либерализованный рынок электроэнергии и мощности создан, новые электростанции появляются. Теперь для логичного продолжения нужно либерализовать рынок газа — и цена на газ упадет. Сейчас она растет на 15%, а на тепло — на 6%, эти ножницы делают производство тепла убыточным. Далее потребуется реформа тепла. Именно в ней видит дальнейшие ресурсы для развития когенерация — одновременное производство электрической и тепловой энергии. Сама по себе она позволяет более эффективно сжигать топливо, чем просто раздельное производство электроэнергии или тепла. Но для того, чтобы генераторы могли без убытков утилизировать тепло, нужно реформировать теплоснабжение. Энергетике нужен рынок тепла.
Производители энергии говорят: вопрос реформы тепла отработан на министерском уровне лучше, чем был отработан вопрос реформы электроэнергетики. Реформа тепла должна была случиться позавчера, ее нет до сих пор. Дело только в политической воле руководителей страны. В коммунальных платежках на тепло приходится уже 60%, а инвестиции в ЖКХ оцениваются в 9 трлн рублей — никакое государство это не потянет. Нужна и реформа ЖКХ, чтобы туда пришли частные инвесторы. Они готовы это сделать, нужны долгосрочные и понятные правила для вложений.
Кто тормозит рынок тепла? Схем теплоснабжения городов с населением выше 500 тысяч принято максимум шесть, но муниципалитеты не хотят. Потому что эти схемы сразу покажут преимущества когенерации перед строительством котельных, в котором заинтересованы большинство муниципий. Строят эти котельные аффилированные структуры, делать это довольно легко, газа сжигается много. Высокий тариф котельных замешивается на более низкий тариф ТЭЦ, при этом его не очень видно, но в итоге ТЭЦ умирают, а котельные растут.
Советский Союз в свое время показал миру, что комбинированная выработка тепловой и электрической энергии, как и централизованное теплоснабжение, наиболее эффективны по использованию топлива для производителей и в итоге дешевле обходятся потребителю. Опыт этот взят на вооружение странами Запада. В Дании, например, 90% теплоснабжения централизовано и запрещено строить котельные.
Реформа тепла идет очень трудно потому, что у тепла нет хозяина. У реформы электроэнергии был хозяин — РАО, у Чубайса была политическая воля. Ответственность за тепло размазана между Минэнерго, Минрегионразвития, Минэкономразвития, ФСТ, регионами, а в итоге — дитя без глазу. Реформа назрела, без нее впереди лавинообразное нарастание аварий и цифр в платежках для населения.
Рынки электроэнергии и тепла связаны. Одна и та же электростанция вырабатывает и тепло, и электроэнергию. Здесь очень важны правильное тарифообразование и модель, работающая на привлечение инвестиций.
Новая модель теплоснабжения, разрабатываемая Минэнерго РФ и согласованная уже почти со всеми участниками рынка, будет основываться на методе так называемой альтернативной котельной, сообщил глава министерства Александр Новак. Модель предполагает введение единой теплоснабжающей организации, которая поможет оптимизировать расходы в рамках муниципальных образований и таким образом обеспечить эффективность компаний, вырабатывающих тепло. Обсудить новую модель с правительством и президентом и принять ее министерство рассчитывает до конца года.