Реальность 2012 года
Фото: Андрей Порубов |
Информация об этих планах фрагментарна, она разного качества, а сами планы лежат в диапазоне от туманных прожектов с неясными перспективами вроде «Белкомура» до уже запущенных заводов и цехов.
Чтобы получить более или менее однородную и пригодную для анализа картинку, мы собрали всю открытую информацию о проектах в промышленности Большого Урала (в терминах советского территориального планирования — Уральского экономического района). Кроме собственной базы знаний
Почему только в промышленности? Потому что она дает почти 50% ВРП региона против 30% в целом по стране. Бессмысленно говорить о развитии Ямала в ближайшее десятилетие в отрыве от планов Газпрома, как и о будущем Урала в отрыве от планов промышленных компаний — энергетических, металлургических, химических, нефтегазовых. Именно этот сектор обеспечил первую волну роста не только в уральской, но и во всей российской экономике после кризиса 1998 года. За ней с различным запаздыванием, как от брошенного в воду камня, пошли волны роста в секторе недвижимости, на потребительском рынке, в финансовой системе и т.д. Затухают эти волны или нет — вопрос открытый. Но гипотеза о том, что массовые инвестиции в промышленность вызовут сопоставимый цепной эффект и создадут основу по меньшей мере для сохранения темпов роста ВРП Урала на ближайшую пятилетку, на наш взгляд, не требует особых доказательств.
Анализ собранных данных говорит о том, что через пять лет предприниматели с высокой степенью вероятности окажутся в новой реальности. Осуществление уже запущенных проектов в металлургии, ТЭК, машиностроительном комплексе на территории Тюменской (без ХМАО и ЯНАО), Свердловской, Оренбургской, Челябинской областей приведет к массовому дефициту работников сначала строительных, а по мере запуска проектов — и других специальностей. Оценка (причем не только наша, но и профессиональных кадровиков) дает дефицит в полмиллиона человек, а это порядка 8% от общей численности занятых. Увеличение ВРП всего региона на 40%,
На пути к новой реальности будет как минимум несколько серьезных точек бифуркации: это выборы и последующие вероятные изменения в экономической политике; решения о начале строительства ключевых объектов энергетики; решения о запуске крупнейших объектов транспортной инфраструктуры.
Предпринимателей в этой новой реальности будут волновать совсем другие вопросы, нежели сегодня. Не где взять длинных и дешевых денег для строительства новых цехов и заводов, а как вписать уже реализованные проекты в дорогую инфраструктуру, куда, в какие страны перенести часть производств, как и откуда привлечь квалифицированных людей за любые деньги и повысить производительность их труда. Напряжения на рынке труда и миграционные потоки между территориями поставят перед местными властями вопросы не просто развития, а выживания отдельных городов и регионов.
Выиграют те компании, те территории, которые уже сегодня начнут готовить ответ на новые вызовы