Машиностроение: чужие среди своих
Александр Баландин |
— Еще три года назад она носила эпизодический характер — небольшие локальные проекты приобретения оборудования. Крупные программы были невозможны: долгосрочные кредиты отсутствовали, а ставки по краткосрочным были слишком высоки. Кроме того, сказывались недостаточно устойчивый спрос на конечную продукцию и общая нестабильность экономики: мы не могли планировать деятельность на перспективу. Одним из наиболее удачных проектов того периода стал проект технического оснащения участка по производству лопаток паровых, газовых и авиационных турбин. Проект стоил порядка 1 млн долларов: 300 тысяч — кредит Уралвнешторгбанка, остальное — лизинг западных компаний.
Сегодня рынок стабилизировался, обозначились основные тенденции его развития, поэтому мы можем планировать на период пятисеми и даже десяти лет. В настоящее время реализуем проект стоимостью 7 млн евро, направленный на развитие производства вспомогательного инструмента. Он рассчитан на четыре года, но уже сегодня за счет технического переоснащения и развития производства объем продукции увеличился вдвое.
— Вы и теперь привлекаете средства западных компаний?
— Да, мы попрежнему реализуем проекты с использованием лизинговых схем зарубежных кредитных организаций. Причина проста: российские банковские структуры (и государственные, и частные), как правило, предоставляют заемные средства на маленькие сроки (до года) и под высокий процент (16 — 18% годовых). Это короткие и дорогие кредиты. Но специфика машиностроения в том, что окупаемость проектов здесь значительно ниже, чем в богатых сырьевых отраслях, торговле или игорном бизнесе. А потому оно нуждается в заемных средствах на длительный период (до 5 — 7 лет) под невысокий (4 — 6% годовых) процент, то есть в длинных и дешевых кредитах. За рубежом такие кредиты предоставляются банковскими структурами в рамках реализации целевых отраслевых программ. Российское банковское сообщество за редким и приятным исключением демонстрирует несговорчивость.
— Но ведь в России тоже есть отраслевые программы…
— Конечно. В свое время принята государственная программа реформирования и развития станкоинструментальной и инструментальной промышленности России до 2005 года. Но, как и многие другие подобные, она осталась благим намерением, не подкрепленным практическими шагами.