Обер-либералы
24 сентября в Москве прошел всероссийский съезд партии «Союз правых сил». В повестке было два основных вопроса: выборы в гордуму Москвы и переизбрание федерального политсовета партии. СПС — крупнейшая организация на правом фланге партийной системы России, а ее председатель Никита Белых — наш земляк, родом из Перми. Мы решили побывать на съезде.
Буря и натиск
Никита Белых |
Первое: СПС — оппозиционная партия. Она и раньше была оппозиционной, но сохраняла лояльность по отношению к Владимиру Путину. «Президент долгое время пытался оставаться никаким: ни правым, ни левым. Теперь его политика становится левой, популистской. Кремль решил отбирать деньги у частной экономики России, на эти деньги подкупать избирателей и увеличивать государственную, а на самом деле — бюрократическую собственность», — охарактеризовал Белых отношение партии к «национальным проектам» Путина.
Второе: СПС нужны союзники. В числе таковых лидер СПС назвал «Яблоко», Республиканскую партию, «Наш выбор» и ряд других. «Единая Россия», по словам Белых, — партия самодержавная, обязана поддерживать левый курс президента, поэтому с ней никаких контактов быть не может. С партиями левого фланга СПС объединяться также не намерен из-за фундаментальных идеологических разногласий.
Третье: в 2007 году на выборах в Госдуму СПС нужно не менее 10 миллионов голосов. Для этого необходимо расширять социальную базу. В первую очередь за счет молодежи, затем — бизнеса. «Хотя социальная опора СПС определяется не родом занятий и не возрастом. Она характеризуется мировоззрением. Мы должны опираться на самостоятельных, свободных и ответственных людей», — отчеканил Белых.
Анатолий Чубайс |
За фасадом
Программная речь Белых демонстрирует солидарность в партии, однако в СПС существуют серьезные разногласия. Для демократической партии это нормально. Но в решающий момент противоречия могут послужить деструктивным фактором, ведущим к очередному фиаско.
Во-первых, СПС до сих пор остается «партией Садового кольца», несмотря на то, что лидером организации стал человек «из регионов». Незадолго до съезда Белых делился впечатлениями: «Очень многим нашим политикам надо поездить по стране, чтобы понять, что Москва — это не совсем Россия. Больше того, Москва — это совсем не Россия. Демократы должны были убедиться в этом на прошлых думских выборах, когда вели свои федеральные кампании. Вернее, они думали, что вели федеральные кампании, а на самом деле занимались выборами в Москве». Однако съезд показал: региональная политика руководства партии до сих пор носит декларативный характер. По мнению председателя Архангельского регионального отделения Дмитрия Таскаева, вся его личная головная боль сводится к выборам в органы местной власти, и вопросы коалиции с «Яблоком» в Москве его не интересуют. «Если вы по-другому не понимаете, то простите: плевать мы хотели на ваши коалиции. В 1812-м Кутузов отдал Москву, чтобы не потерять Россию. А нам, наверное, надо выбить глаз Никите Белых, чтобы он, как Кутузов, понял это», — сорвал аплодисменты Таскаев. (Мы, впрочем, не разделяем столь агрессивного пафоса: московская кампания — безусловно полезная площадка для отработки тактики реванша.)
Во-вторых, в СПС далеко не все поддерживают принципы, о которых говорил Белых. В партии есть люди, больше ориентированные на социальную проблематику. Делегат от Волгоградской области Николай Волков: «Мы говорим о вещах, которые люди слышать уже просто не могут, — о капитализме, о предпринимателях. Я сам предприниматель, и мне тяжело. После губернаторских выборов (в 2004 году Волков вышел во второй тур выборов главы Волгоградской области, составив конкуренцию действующему губернатору. — Ред.) у меня начались и прокурорские, и налоговые проверки. Но я сам решаю свои проблемы. Меня не надо защищать. У нас миллионы людей, которым нечего есть, у которых нет работы. Вот за кого мы должны переживать и бороться».
Иван Стариков |
В-третьих, в партии не выработана единая позиция по поводу методов политической борьбы. В СПС есть группа, состоящая преимущественно из представителей московского бомонда, которая непременно хотела бы «оранжевой» революции. «В стране создалась чекистская олигархия, которая будет держаться за власть до последнего, потому что иначе окажется в „Матросской тишине“», — подчеркнул член федерального политсовета СПС и активный участник переворота на Украине Борис Немцов. Ему аккомпанировала приглашенная на съезд Валерия Новодворская: «Перед СПС лежит историческая задача: бороться, как говорится, с „кровавым“ путинским режимом, но не добороться до того, чтобы к власти пришли очередные большевики, национал-большевики, коммунисты, акээмовцы, чтобы не таскать для них каштаны из огня, как это когда-то уже получилось с кадетами». А вот в регионах никто не жаждет революции. Пыл Немцова охладил депутат Госдумы от Свердловской области Антон Баков: «Борис Ефимович, мне всегда нравилось, как вы выступали. Но когда я услышал об антинародном чекистском режиме, который будет сидеть в тюрьме, это мне напомнило выступление Зюганова десятилетней давности — про банду Ельцина, которую надо отдать под суд. К счастью, сегодня вы не под судом. И я надеюсь, что работники нынешней власти тоже не окажутся под судом. Я хотел бы, чтобы мы эту тему закрыли раз и навсегда». Да и Никита Белых в речи заметил: «Мы не должны делать в России „оранжевую“ революцию».
Борис Немцов |
Наконец, ряд партийцев убежден, что Анатолий Чубайс и Егор Гайдар монополизировали процесс принятия решений. Об этом с трибуны съезда заявил исполнительный директор Московского городского отделения СПС Владлен Максимов: «В партии наблюдается отход от реальной политики к манипулятивным технологиям. Мы критикуем злые шаги правительства, поддерживаем добрые и по ключевым вопросам советуемся с администрацией президента». В довершение он озвучил интригу собрания: «Я не сомневаюсь, что одна из задач нынешнего съезда — „снос“ члена федерального политсовета Ивана Старикова по заказу президента за роль в деле Ходорковского». Стариков — инициатор выдвижения Михаила Ходорковского кандидатом в депутаты Госдумы по 201-му Университетскому одномандатному округу Москвы. Анатолий Чубайс отреагировал, назвав обвинения Максимова враньем.
А в остальном — все хорошо
Съезд, который Никита Белых назвал «судьбоносным», увенчался решением вопроса об объединении с «Яблоком» на выборах в Мосгордуму, которые пройдут 4 декабря (поэтому собранием российского масштаба интересовались исключительно столичные СМИ). Переизбран политсовет, состоящий из 25 членов. Он обновился на восемь человек, появились новые люди из регионов, в том числе с Урала — председатель Оренбургского регионального отделения партии Олег Наумов. Но наиболее влиятельные позиции в политсовете остались за москвичами. Владлен Максимов во всеуслышание предложил руководству партии формировать состав политсовета по квотам: от каждого федерального округа (их в России семь) по два человека. Таким образом, в политсовет автоматически проходили 14 регионалов. В зале предложению аплодировали, но руководство партии его игнорировало. Иван Стариков, к слову, сохранил позиции.
Валерия Новодворская |
Советуем им в угаре внутрипартийных дрязг не забыть об исторической либерально-патриотической функции. «Главными государственниками в нашей стране должны быть либералы. Именно они были создателями современной России, — писал не так давно в тех же „Известиях“ завотделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов . — Однако они пошли по иному пути, избрав интеллигентское „отщепенчество“. <…> Между тем либералы — единственная сила в стране, которая в перспективе могла бы совместить патриотизм со свободой». От себя добавим: патриотизм этот должен иметь региональный окрас, опираться на региональную проблематику.