Искусственное дыхание

Производство станков в РоссииВместо устранения фундаментальных причин провала отечественного станкостроения российские власти намерены спасать остатки отрасли с помощью мировых иностранных игроков

В Свердловской области формально появился один из первых в стране станкостроительных кластеров, который объединил производителей станкоинструментального оборудования, реноваторов и научно-исследовательские учреждения. Средний Урал стал одним из четырех регионов, в которых российские власти увидели потенциал возрождения станкостроения и предприняли попытку наладить производство высокотехнологичного механообрабатывающего оборудования.

Кластерная инъекция

Отечественное станкостроение в глубоком кризисе. За последние десятилетия производство механообрабатывающих станков в России упало почти в 20 раз: в 1991 году на территории РСФСР было изготовлено 98,1 тыс. штук, а в 2012 году — 5,3 тысячи (по данным Минпромторга, 3,3 тыс. металлорежущих и 2 тыс. кузнечно-прессовых машин). При этом доля станков с числовым программным управлением снизилась с 30 до 10%. Падением производства воспользовались иностранные фирмы. Они завозят в страну втрое больше техники, чем выпускают отечественные предприятия. По данным ассоциации «Станкоинструмент», российские компании ежегодно закупают 12 — 16 тыс. металлорежущих и кузнечно-прессовых станков. В 2012 году объем потребления всех видов станочного оборудования составил примерно 3 млрд долларов (ежегодно растет на 10 — 15%), а объем производства внутри страны — всего 300 млн долларов.

Пока отечественное станкостроение теряло позиции, в отрасли накопилось отставание не только в технической, но и в организационно-управленческой сфере. В СССР большинство станкостроительных предприятий создавались как самодостаточные комплексы замкнутого цикла, с собственными литейным и металлообрабатывающим производствами, которые позволяли проводить обработку деталей широкого спектра. В современной России практически нет заводов, где при изготовлении станка затрачивается меньше 70% собственного труда. Расходы на содержание громоздкой структуры несравнимо выше, чем у европейских станкозаводов: там они чаще всего представляют собой небольшие предприятия, производящие необходимые комплектующие и связанные единой технологической цепочкой с другими станкозаводами и сборочным производством. По сути, тот самый станкостроительный кластер.

В начале 2013 года правительство РФ предприняло попытку создать первые станкокластеры в Свердловской, Ульяновской, Ростовской областях и республике Татарстан. При этом основной задачей формирования кластеров власти считают привлечение в регионы зарубежных станкоинструментальных фирм и подключение российских компаний в качестве производителей комплектующих. «Мы будем рекомендовать западным инвесторам вложить средства в эти четыре субъекта РФ, так как именно здесь сосредоточен основной потенциал отечественного станкостроения», — заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Для этого разработан комплекс стимулирующих мероприятий, которые будут реализованы через московский государственный технологический университет «Станкин». Объем выделенных из бюджета ресурсов — 6 млрд рублей. Они пойдут на софинансирование создания объектов инфраструктуры, предоставление субсидий на погашение процентных ставок по кредиту на техническое перевооружение и капитальное строительство предприятий. Правительство обещает также ввести льготные железнодорожные тарифы для транспортировки станков по стране.

В Свердловской области в состав базовых организаций кластера войдут производители оборудования — корпорация «Пумори-СИЗ», Kovosvit, TOS Varnsdorf (обе Чехия), Okuma (Япония), а также реноваторы — компании Униматик, Делкам-Урал. К ним присоединятся малые предприятия, предлагающие услуги модернизации отдельных единиц. Местные власти идею поддерживают. «Мы заинтересованы в создании на территории региона современного производства станков с ЧПУ, которые будут востребованы не только в области, но и во всей стране», — заявил заместитель председателя правительства Свердловской области Александр Петров.

На призыв откликнулось несколько иностранных компаний. Есть договоренность о реализации двух крупных инвестиционных проектов. Корпорация «Пумори-СИЗ» построит в Екатеринбурге станкоинструментальный комплекс (в его состав войдут два завода — станкостроительный и инструментальный). Проект будет реализован совместно с японской компанией Okuma. Новое производство планируется разместить на территории технопарка «Аверон». Объем инвестиций — 2 млрд рублей. Мощность сборки металлорежущих станков Okuma — 200 единиц в год. Второй проект — строительство станкосборочного предприятия чешской фирмы TOS Varnsdorf (объем инвестиций — 3 млрд рублей, мощность — до 70 металлорежущих станков в год).

Таблица. Крупнейшие производители металлобрабатывающих станков на территории Большого Урала в 2012 году

Компания Регион Профиль Выручка от реализации, млн рублей Количество произведенных станков, шт
Стерлитамакский станкостроительный завод
Башкирия Металлорежущие станки 463 893
Гидпропресс Оренбургская область Кузнечно-прессовое оборудование 200 40
Кувандыкский завод «Долина» Оренбургская область Кузнечно-прессовое оборудование 189 821
НПО «Ижмаш» (станкостроительное подразделение) Удмуртия Металлорежущие станки 57 80
Воткинский завод (станкостроительное подразделение) Удмуртия Металлорежущие станки нет данных 100
Алапаевский станкостроительный завод Свердловская область Металлорежущие станки нет данных        ок.50
Троицкий завод Челябинская область Электроэрозионные станки нет данных 25


Перспективы реализуемых инвестпроектов неоднозначны. Российские власти собираются перестроить схему организации отрасли: заменить громоздкие предприятия «советского типа» на комплекс современных заводов, представляющих собой множество отечественных производителей комплектующих, связанных единой технологической цепочкой со сборочным производством — иностранным станкозаводом. Однако на данном этапе сотрудничества реализовать эти планы невозможно: речь идет об отверточной сборке зарубежных станков внутри страны при минимальном участии российских компаний, тогда как для качественного прорыва необходимо развивать максимально локализованное производство.

К тому же существуют дополнительные риски. Генеральный директор Савеловского машиностроительного завода Петр Сазонов считает, что создание совместных предприятий придаст дополнительный импульс развитию отрасли, но не позволит перенести в Россию лучшие иностранные ноу-хау из-за так называемых «технологий двойного назначения». К ним отнесены все виды станков и многие комплектующие к ним, которые обеспечивают производство вооружений, космических и летательных аппаратов, судов и другой наукоемкой и стратегически важной продукции. Экспорт таких технологий строго регламентируется. Кроме того, невозможно привлечь иностранные станкозаводы для решения специальных задач в оборонных отраслях промышленности. Для этого понадобится допустить потенциального разработчика на закрытые предприятия и выдать ему техническое задание, которое может соприкасаться со сведениями, составляющими государственную тайну.

Игнорирование симптомов

По этим причинам, на наш взгляд, ставка государства исключительно на иностранных производителей ошибочна, предложенные меры не способны исправить катастрофическое положение отечественных станкозаводов. В России механообрабатывающие станки и инструмент производят около сотни предприятий (на территории Большого Урала расположены девять). По словам директора по связям с промышленностью и госструктурами ассоциации «Станкоинструмент» Николая Юденкова, практически все станкопроизводители находятся в состоянии банкротства. 

— Станкостроение — инвестиционно непривлекательный бизнес. Каждый станок состоит из тысячи деталей и сотни комплектующих. Поэтому главный риск — чрезмерная зависимость от поставщиков. Другая проблема — большой цикл производства. Изготовление одного серийного станка занимает порядка двух месяцев, а специального — от шести до двенадцати месяцев, — рассказывает директор производства станков НПО «Ижмаш» Виталий Городилов.

При таком цикле собственных ресурсов у предприятия не хватает, а банковские кредиты чрезвычайно дороги. Именно высокая долговая нагрузка стала причиной провала инвестпрограммы компании Ижмашстанко (ныне одно из подразделений НПО «Ижмаш»). В 2000 году предприятие произвело 890 металлорежущих станков, а в 2012 году — всего 80. Сейчас его судьба решается через консолидацию наиболее эффективной части активов в концерн «Калашников», который помимо стрелкового оружия продолжит развивать производство станков и инструмента.

8 августа 2012 года признан банкротом  Стерлитамакский станкостроительный завод — крупнейшее станкоинструментальное предприятие Большого Урала (основные потребители — Уфимское моторостроительное производственное объединение, НПК «Уралвагонзавод» и НПО «Сатурн»). В последние годы он выпускал до 25% всех российских металлорежущих станков, а в кризис 2008 года стал одним из пяти станкостроительных заводов, включенных в перечень системообразующих предприятий страны.

Российские производители оказались в сложной ситуации в силу ряда факторов. С одной стороны, они не всегда могут предложить машиностроительным предприятиям конкурентоспособное импортозамещающее оборудование в необходимом количестве по многим номенклатурным позициям. С другой — сталкиваются с невысоким внутренним спросом. Российским машиностроителям необходимо заменить до 700 тыс. станков. Доля устаревшего оборудования достигает 96 — 97%, около 75% станков старше 15 лет. Однако возможностей выполнить программы модернизации у компаний не хватает. По словам Николая Юденкова, с учетом текущего объема закупок обновление станочного парка не превышает 1% в год.  

На наш взгляд, для возрождения отрасли необходимо двигаться в двух направлениях. Первое — стимулировать спрос через административное давление. Примеры такого подхода есть. В 2011 году правительство запретило оборонным предприятиям закупать за счет бюджетных средств иностранные станки, если их аналоги производят в России. В июле 2013 года по инициативе премьера Дмитрия Медведева список «запрещенной» станкоинструментальной продукции расширился: за два года отечественные станкостроители освоили целый ряд новой производственной номенклатуры.  

Второе — устранять фундаментальные причины провала отрасли (подробней см. «Разделяй и работай» , «Э-У» № 26 от 01.07.2013). Прежде всего это высокая стоимость ресурсов для обновления фондов как самих станкостроителей, так и их потребителей, дестимулирующие налоговая и таможенная системы, недостаток НИОКР.

Материалы по теме

Мото по-европейски

Переработку — крестьянам

Дружба крепкая не расплавится

Кластер с австрийской начинкой

Больше денег для УВЗ

Старая песня