Проверка на состоятельность
В этом номере журнала мы даем результаты полугодовой работы над концепцией развития первой на Урале федеральной особой экономической зоны - «Титановая долина». Эта работа проделана силами большой группы специалистов «Эксперт-Урала», Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета, Центра качества строительства под руководством директора аналитического центра «Эксперт-Урал» Дмитрия Толмачева.За месяц с момента утверждения концепции Наблюдательным советом ОЭЗ уже произошло много событий: подготовлен проект планировки, откорректировавший базовые характеристики зоны, уточнены суммы расходов федерального и областного бюджетов. Многие параметры будут продолжать меняться по мере практической реализации проекта, как это происходило и в других ОЭЗ.
Однако глобальные возможности и риски вряд ли поменяются. С одной стороны, у региона открылось широкое окно возможностей: если в одном из крупнейших старопромышленных узлов Урала будет построен комплекс новых производств, связанных технологически с другими предприятиями, это даст импульс для той самой новой индустриализации Урала, о которой сейчас много говорят. Область получит прямой экономический эффект в виде новых квалифицированных рабочих мест и прироста ВРП, сформирует работающие институты и систему поддержки инвестиций, создаст success-story, облегчающую привлечение инвесторов в регион.
С другой стороны - риски. Самый очевидный связан с масштабом проекта: области еще не приходилось реализовывать проекты подобного масштаба и сложности. Это потребует высочайшего уровня координации действий региональных министерств, Корпорации развития, поставщиков ресурсов (газа, электроэнергии), властей Верхней Салды и окружающих городов. И это только первый уровень согласований. В отличие от Калужской области, нынешнего российского лидера по части строительства инвестиционной инфраструктуры, Свердловская область на порядок сложнее в управлении. Здесь целый ряд имеющих большой вес в принятии решений промышленных гигантов, чьи интересы нельзя игнорировать, намного выше потенциал гражданского общества, с которым нужно договариваться, сильные федеральные структуры, способные существенно облегчить процесс развития зоны, - федеральный университет, полпредство, финансовые институты, региональные центры естественных монополий с собственными планами развития. Согласование интересов этих стейкхолдеров - сложнейшая задача, несопоставимая с той, что решалась в небольшой Калужской области или жестко иерархичном Татарстане. Не стоит забывать, и чем заплатили за удовольствие развивать инвестиционную инфраструктуру на своей территории та же Калужская и Московская области - дефицитными бюджетами в самый тяжелый послекризисный период.
В каком-то смысле ОЭЗ станет самой серьезной за последние годы проверкой на эффективность экономической политики региона.