Раздача советского наследия
Мировая конъюнктура заставляет даже самые устойчивые компании пересматривать статьи расходов. УГМК приняла решение реформировать социальную деятельностьВ ближайшие три года холдинг планирует передать на баланс муниципалитетов и вывести на аутсорсинг половину всех объектов соцкультбыта. Директор по общим вопросам УГМК Владимир Белоглазов заявляет, что таким способом можно повысить эффективность работы социальных объектов и вывести их на самоокупаемость.
- Владимир Алексеевич, два года назад в интервью журналу «Эксперт-Урал» вы говорили, что УГМК содержит более 80 различных соцобъектов. Кроме того, приводили сведения, что на всю соцполитику в течение года было потрачено почти 2 млрд рублей. Что изменилось за это время?
- Объектов прибавилось, увеличились и расходы. В 2007 году мы потратили 3,6 млрд рублей. Помимо их содержания сюда входят медицинское обслуживание работников, спортивные и культурные мероприятия, финансирование различных социальных программ, так называемые услуги для трудящихся, то есть весь блок, связанный с социальным обеспечением наших кадров, плюс благотворительность. Непосредственно на содержание соцобъектов в 2007 году направили около 600 млн рублей. В этом году потратим чуть больше. Но перед собой ставим цель снизить затраты. - Сокращение расходов на соцсферу связано с падением цен на цинк и риском падения цен на медь? Или существуют другие объективные причины?- У наших конкурентов в Европе и США, у основных мировых производителей на рынке цветных металлов нет такой социальной нагрузки, которая есть у нас. И нам необходимо минимизировать расходы, которые связаны с содержанием непрофильных активов. Потому что никто не может сказать, сколько будет стоить медь в 2010 - 2012 годах. Когда-то цены находились на уровне 1,3 - 1,8 тыс. долларов за тонну, сейчас зафиксированы на уровне выше 7 тыс. долларов. Но в мире объемы производства наращиваются, и мы ожидаем падения цен. Чтобы мы могли себя устойчиво чувствовать в бизнесе, приходится думать о снижении издержек.
Мы прекрасно понимаем, что нельзя здесь рубить с плеча. В городах, где расположены наши заводы, проживает от 50 до 100 тыс. человек. Если компания перестанет помогать в содержании социальной сферы, то ее просто там не будет. Мы полностью отдаем себе в этом отчет, и ничего сбрасывать или обнулять не собираемся.
- Какие конкретно объекты УГМК намерена передать сторонним структурам?
- Дворцы культуры, стадионы, спортивные комплексы будут выведены за рамки компании. Сегодня на балансе холдинга находится более сотни объектов. За три года их число сократится вдвое. На полном финансировании УГМК в масштабах страны останется порядка 50 структур. Уточню: ни одного объекта продавать не собираемся. Будем использовать разные схемы. Что-то передавать на баланс муниципалитетам, что-то выводить на аутсорсинг.
В программе расписан каждый объект, и для того, чтобы он смог работать самостоятельно, мы проведем предварительную подготовку: закончим реконструкцию, где это надо, оснастим необходимым оборудованием. Понятно, что если профилакторий не имеет достаточного набора медицинских услуг, то в рынке он не выживет.
- Как планируете страховаться от рисков некачественного управления объектами соцсферы, которые намерены передать сторонним организациям?
- Одно из условий наших переговоров с местными властями и частными компаниями - сохранение профиля объектов. Во дворце культуры не должно быть ресторана, торгового центра или чего-то подобного. Надеемся, что, работая на свободном рынке, учреждения социальной сферы справятся с бизнес-задачей выйти на самоокупаемость. Но еще раз повторю, мы продолжим поддерживать и курировать все эти объекты.
- Какова судьба тех объектов, которые вы только строите или собираетесь запустить в эксплуатацию?
- Строятся несколько крупных сооружений в Свердловской области и Башкирии. Работа там будет закончена. В Верхней Пышме на стадии фундамента находится Ледовый дворец, в ближайшие полтора-два года он будет запущен в эксплуатацию. Мы начали строить еще один крытый каток в городе Сибай (Башкирия). Вложимся, закончим все работы и передадим здания на баланс муниципалитетов. А затем за счет фигурного катания, всевозможных секций, проката эти объекты смогут зарабатывать на свое содержание. Проблем возникнуть не должно.
- В течение какого периода планируете провести реформу? Насколько собираетесь сократить расходы по содержанию социальной сферы?
- В 2008 году на содержание соцобъектов направим порядка 760 млн рублей.
В 2011 году расходы составят около 400 млн рублей. Это так называемый «умеренный» сценарий. Программа расписана на три года, одна часть объектов нуждается в реконструкции, вторая - готовится к выводу за рамки компании, некоторые в 2009 году начнут работать самостоятельно.
Мы шли к этому планомерно. Несколько лет назад сформулировали задачу повысить доходность объектов социальной сферы. Конкретно по каждому объекту составили программу, посмотрели, кто, сколько зарабатывает, наметили план увеличения прибыли. Руководители тех же дворцов культуры получили рекомендации о постепенном наращивании доходной части. И мы видим, что положительная динамика есть.