Освещенные газом
Энергетики смогут обеспечить будущие электростанции газом от независимых трейдеров, в том числе европейских. Вопрос только в том, насколько близок будет поставщик к Газпрому или к новым энергообъектамНа уральский рынок газа для энергетики пришла новая независимая компания - итальянский концерн Eni. В его планах - застолбить перспективное место: доля газа в топливном балансе станций постепенно растет, там отказываются от угля и заключают договоры с поставщиками газа, в том числе независимыми. Проблема только в одном - вопрос недискриминационного доступа к газовой трубе в России до сих пор не решен.
Европейцы наступают
Eni станет первой западной компанией, поставляющей газ для российской энергетики. Концерн подписал контракты на поставку в 2008 - 2009 годах 350 млн кубометров газа на электростанции ТГК-9 (под контролем КЭС-Холдинга) в Пермском крае. Продажей будет заниматься дочерняя компания ООО «Эни Энергия». Объем, который итальянцы намерены продать ТГК-9, очень незначителен, его хватило бы на год работы энергоблока мощностью около 300 МВт. Но для европейских газовиков пока важнее сама возможность работать на российском рынке.
По словам пресс-секретаря Eni Эрики Мандраффин, благодаря контракту с ТГК-9 концерн будет «последовательно реализовывать стратегию выхода на новые рынки (он уже работает во Франции, Германии, Бельгии и Великобритании)». Итальянцы смогут, изучив рынок изнутри, реализовать собственный газ с месторождений в Ямало-Ненецком АО, которые разрабатывает ООО «Северная энергия» (СП компаний Eni и Enel). Добыча здесь должна начаться в 2010 - 2011 годах и составить 18 млрд кубометров, а к 2016 году вырасти до 28 млрд кубометров. Пока же, по неофициальной информации, Eni будет закупать газ на внутреннем рынке России у независимых производителей. К 2011 году он таким образом рассчитывает продать в России 900 млн кубометров газа. С доставкой газа до потребителя проблем не будет: в концерне утверждают, что уже договорились с Газпромом.
Возможность поставок газа на российские электростанции волнует и Enel, который уже владеет газовыми электростанциями - Среднеуральской, Невинномысской и Конаковской (входят в ОГК-5). Доля газа в их топливном балансе - 97%. Но уже к 2012 - 2013 годам Enel намерен закрыть 50% этих потребностей собственным газом с месторождений, разрабатываемых «Северной энергией».
Интерес к российскому рынку газа со стороны европейских трейдеров понятен: он - второй по объемам потребления в мире после американского. Но пока кроме Eni никто из иностранных компаний, даже добывающих газ на территории России, за поставки сырья российским потребителям не брался. Главная причина - регулируемые и довольно низкие внутренние цены. Но в итальянском концерне рассчитывают, что политика постепенного увеличения цен на газ, проводимая правительством РФ, за 2011 - 2014 годы уравняет цены на него в Европе и на внутреннем рынке России (без учета затрат на транспортировку и экспортные пошлины). И тогда внутренний российский рынок может стать, по некоторым оценкам, даже более интересным, чем европейский.
Независимым у нас дорога
Перспективы для увеличения доли газа от независимых поставщиков в топливном балансе уральских энергетиков есть. По словам главы департамента продаж электрической и тепловой энергии ОГК-1 Владимира Палия, «еще одна независимая компания (Eni. - Ред.) получила доступ к газотранспортной системе, и это хороший знак для энергетиков». Их аппетиты растут, а лимита газа, поставляемого Газпромом по регулируемой цене, давно не хватает, отмечает аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. «Все, что идет сверх лимита, продается Газпромом по штрафным ценам, которые порой превышают лимитированные на 50 - 60%, - отмечает аналитик "Альфа-банка" Александр Корнилов. - Поэтому у энергетиков выбор: либо покупать сверхлимитный газ у Газпрома, либо на бирже "Межрегионгаз", где цены не самые привлекательные, либо у независимых поставщиков, цена у которых в среднем на 20% (максимум на 30%) превышает цену Газпрома, установленную Федеральной службой по тарифам».И большинство энергокомпаний идут по пути увеличения доли независимых поставщиков газа в топливном балансе. Так, более 70% газа, потребляемого станциями ОГК-2, продается независимыми поставщиками, среди которых львиная доля у ОАО «Сургутнефтегаз». Большой объем имеет и ОГК-1 (100% газа для Нижневартовской ГРЭС, 80% - для Верхнетагильской). Здесь поясняют: «Для компании, в топливном балансе которой почти 90% приходится на газ, очень важно получить возможность альтернативного газоснабжения от независимых поставщиков». Услугами таких независимых поставщиков, как «Новатэк» и «Итера», пользуются ОГК-2, ОГК-3 и ОГК-5.
Увеличивать долю независимых поставщиков в топливном балансе энергетики намерены также при строительстве новых энергообъектов. Оптовые генкомпании начинают пересматривать инвестпрограммы создания новых энергомощностей и зачастую отказываются от угольных в пользу газовых.
Так, ОГК-2 решила вместо запланированных двух энергоблоков на угле мощностью по 330 МВт на Серовской ГРЭС в Свердловской области построить два газовых блока по 400 МВт. Изменение вызвано тем, что ОГК-2 получила обещание Газпрома с 2012 года поставлять природный газ с новых месторождений, заявил гендиректор компании Станислав Невейницын. Разрешения строить энергоблоки с расчетом на газ, а не на уголь добилась и ОГК-1: на Верхнетагильской ГРЭС вместо двух угольных энергоблоков будут строиться газовые. Причина проста: строить газовые станции быстрее и дешевле. Так, смена топлива для ОГК-2 сократит инвестпрограмму по Серовской ГРЭС ориентировочно на 5 - 6 млрд рублей (ранее с учетом двух угольных энергоблоков и золоотвала инвестпрограмма оценивалась приблизительно в 50 млрд рублей), ОГК-1 выиграет не меньше 300 млн долларов, подсчитал аналитик ИК «Атон» Дмитрий Скрябин (инвестиции в строительство двух угольных блоков на 330 МВт он оценивает примерно в 1 млрд долларов, а газовых - в 700 миллионов).
Есть, правда, опасения, что в результате роста цен на газ производство энергии на газовой станции станет неконкурентоспособно. Но вряд ли себестоимость газовой генерации поднимется выше угольной, сомневается аналитик ИК «Проспект» Роман Габбасов. Дело в том, что в новых парогазовых установках КПД газа доходит до 55%, на угольной генерации можно получить максимум 39%. Кроме того, согласно текущим прогнозам, цена на газ за удельную единицу топлива будет меньше, чем на уголь. «По нашим жестким прогнозам, с 2008 по 2011 годы ожидается существенный рост цен не только на газ, но и на уголь: в отдельные годы на 25 - 30%. Поэтому, как ни крути, газовые электростанции получаются с большей нормой доходности, чем угольные», - отмечает аналитик. Так, при средней цене газа к 2010 году по 75 долларов за 1 тыс. кубометров ОГК-1 будет тратить 63 млн долларов в год. За уголь - около 90 млн долларов в год при средней цене к 2010 году 84 доллара за тонну.
Подойдите ближе
Конечно, то обстоятельство, что энергетики стремятся диверсифицировать арсенал поставщиков, чтобы уменьшить риски срыва Газпромом договоров, дает хорошие шансы независимым производителям расширить долю рынка. Но есть одно большое «но»: до сих пор нет недискриминационного доступа к газовой трубе. Эта проблема сейчас активно обсуждается в правительстве РФ, ее решение стало бы серьезным стимулом для независимых компаний, добывающих газ, но пока серьезных сдвигов нет. Более того, известно, что Газпром и Федеральная антимонопольная служба пока не могут прийти к компромиссу в части содержания соответствующего проекта постановления правительства. «Поэтому далеко не факт, что если вы договоритесь с независимым поставщиком, то Газпром согласится по этой трубе передать вам газ», - отмечает Александр Корнилов.Правда, для Eni, например, особых проблем это не составит: еще в 2006 году между компанией и Газпромом заключено стратегическое соглашение, согласно которому газовый монополист разрешил партнеру действовать на внутреннем рынке России. В ответ Газпром получил доступ к иностранным активам. Можно даже предположить, что таким образом Eni и Газпром пытаются сократить конкуренцию и не дать выйти на рынок другим. Поэтому есть большие сомнения в том, что другим европейским газовым трейдерам удастся войти на российский рынок по следам итальянцев.
В итоге оптимальный вариант выстраивания взаимоотношений между независимыми поставщиками газа и энергетиками видится пока один - заключать договоры с теми независимыми поставщиками газа, месторождения которых находятся в непосредственной близости от энергообъекта, отмечает Александр Корнилов. Яркий пример - Сургутские ГРЭС-1 (ОГК-2) и ГРЭС-2 (ОГК-4), газ на которые поставляется с месторождений Сургутнефтегаза. Еще более надежный способ - создавать для строительства новых энергообъектов совместные предприятия с поставщиками газа, как сделали ОГК-1 и ТНК-ВР. Стороны договорились о том, что в течение 15 лет ТНК-BP будет поставлять попутный газ на Нижневартовскую ГРЭС и закупать электроэнергию на условиях take or pay («бери или плати»). Объем - 3 млрд кубометров газа, а после запланированного на 2011 год запуска третьего энергоблока - еще 1,2 млрд кубометров.
С точки зрения энергетиков такой проект весьма выгоден, несмотря на то, что электроэнергия будет идти для ТНК-ВР по более низкой цене, чем через рынок: они получают одновременно и гарантированный рынок сбыта, и гарантированного поставщика газа. Этих двух факторов сегодня нет практически ни у одного блока, который планируют построить другие ОГК.
Получается, что у энергокомпаний есть возможности обеспечить планируемые мощности газом за счет независимых поставщиков. Выиграют, по всей видимости, те, чьи партнеры окажутся «близки» к Газпрому или будут разрабатывать месторождение поблизости от будущих энергоблоков.