Горячие финские парни
В результате реформы в российской энергетике появилась прозрачная структура. Это привлекло на рынок зарубежных инвесторов. Власти делают ставку на их опыт работы в конкурентной средеТапио Куула |
Реформа открыла путь
- Что привлекает зарубежных инвесторов к финансированию электроэнергетики в России?- Прежде всего реформа отрасли: если бы она не произошла, мы не пришли бы на этот рынок. Мы наблюдали за реализацией реформы более десяти лет, и у нас возникла полная уверенность в том, что либерализация произойдет в срок и в соответствии с планами.
Второй фактор - это рост потребления электроэнергии в России. У нас есть основания думать, что в ближайшее время он не прекратится. Более того, мы знаем, что иностранные инвесторы приглашаются на рынок электроэнергии не столько для того, чтобы выполнять огромные инвестиционные проекты, сколько для привнесения опыта.
- Вы с самого начала реформы планировали прийти в Россию?
- Да, российский рынок не был для нас чем-то новым и неизведанным. У нас давняя история взаимоотношений с Совет-ским Союзом: Fortum в течение многих лет экспортировал электроэнергию в Финляндию, сотрудничал в области атомной энергетики. Поэтому участие в создании конкурентного рынка электроэнергии в России для нас стало логичным шагом.
- В чем отличие структуры рынка Северной Европы и России?
- Основные принципы те же: производство электроэнергии и сбыт конкурентны, системный оператор, магистральные и распределительные сети регулируемы. Также очень важно, что атомная и гидрогенерация остались подконтрольны государству. В Европе таких ограничений нет, но я понимаю, что именно эти виды генерации оценивались как стратегически важные. Сама структура изначально четко спланирована, подробно и публично изложена всему бизнес-сообществу, потенциальным инвесторам. Это и привлекло нас на российский рынок. Мы увидели, что планы либерализации рынка у правительства более чем серьезные.
- Почему в качестве приоритетных регионов для инвестиций выбраны Тюменская и Челябинская области?
- Определяющий фактор - географическое положение. Мы считаем, что регион имеет перспективу. Видим, как развивается нефтегазовая отрасль и тяжелая промышленность, а обе они энергозатратны. Более того, уровень энергопотребления на этих территориях постоянно растет, по нашим оценкам, на 4 - 5% в год.
- Каковы дальнейшие планы Fortum на российском рынке?
- Мы приобрели огромную компанию, поэтому в ближайшие два-три года покупать новые активы в российской энергетике не намерены. В долгосрочной перспективе рассматриваем возможность расширения участия в рынке. Мы абсолютно уверены: российский рынок будет расти, и какое место там займет Fortum, будет ясно через несколько лет. Пока могу сказать, что свои доли ни в ТГК-10, ни в ТГК-1 мы продавать не собираемся.
Стандартный сценарий
- Какими рисками будет сопровождаться рост российского энергорынка? По мнению Анатолия Чубайса, наиболее серьезен на сегодняшний день ценовой.- Я бы не стал говорить о том, что в российской энергетике есть какие-то особые риски, не присущие мировой. Тот же ценовой - далеко не российский феномен: он складывается из роста цен на энергооборудование и кризиса на мировых финансовых рынках. Мы подписали соглашение с РАО «ЕЭС России» и ОАО «СО ЕЭС» по обеспечению реализации инвестиционной программы ТГК-10. Правительство ввело постановление о либерализации и федеральный закон, запрещающий государству с 1 января 2011 года устанавливать тарифы на производство электроэнергии. Мы заинтересованы в том, чтобы рынок был полностью либерализован, правительство - чтобы инвестпрограммы были выполнены в срок. И власть, и бизнес работают над созданием конкурентного рынка электроэнергии, поэтому я уверен, что любые риски будут нейтрализованы.
- Федеральные власти и бизнес по большому счету преследуют одни цели.
А как выстраиваются взаимоотношения Fortum с региональными властями?
- У нас есть четкая задача: участвовать в формировании надежного, конкурентного, действующего рынка электроэнергии, применять свой опыт для того, чтобы повышать эффективность производства.
В этом смысле наши цели совпадают. Мы тепло приняты в Тюменской и Челябинской областях, у нас налажены взаимоотношения с региональными и муниципальными администрациями. Мы видим, что к нашему мнению прислушиваются. Энергетический рынок стран Северной Европы сегодня считается самым развитым в плане либерализации. Мы - участники этого рынка, и готовы к диалогу о том, как создать в России полноценный конкурентный рынок, и с антимонопольными органами, и с правительствами любых уровней.
Новые порядки
- Для чего нужна новая организационная структура в ТГК-10? Как она повлияет на работу компании?- Мы постарались приблизить модель ведения бизнеса в России к тем стандартам, которые Fortum использует в других странах. Прежде в управлении ТГК-10 все было очень централизовано, большинство решений принималось на уровне исполнительного аппарата, электростанции были зависимы от его действий. Сейчас мы движемся в сторону предоставления большей самостоятельности менеджменту производственных объектов. Вся генерация будет поделена на два производственных блока в Челябинской и в Тюменской областях. С созданием таких региональных департаментов усилится ответственность за экономические результаты деятельности на местном уровне. Более самостоятельная позиция руководителей будет способствовать повышению гибкости и эффективности в управлении производством, а также улучшению отношений с внешними заинтересованными сторонами в регионах - потребителями и властями.
- Как отразилось обретение нового акционера на инвестпрограмме компании? Руководство Fortum внесло в нее коррективы?
- Нет, мы не стали пересматривать инвестиционную программу. На наш взгляд, она хорошо выстроена, и мы со своей стороны гарантируем ее выполнение в срок.
А сроки очень жесткие. К концу 2012 года мы обязаны подготовить к эксплуатации все пять объектов, заявленных в инвестпрограмме. Два из них (блок № 2 Тюменской ТЭЦ-1 и приключенная конденсационная турбина на Тобольской ТЭЦ) будут сданы уже в декабре 2009 года. В целом инвестпрограмма предполагает увеличение энергомощностей почти в два раза, с 2800 до 5100 МВт. Конечно, такое крупномасштабное строительство требует больших вложений. По плану реализация всей программы обойдется в 96,8 млрд рублей, но окончательную сумму мы сможем назвать только по завершении строительства.
- В России в основном используется природный газ. Планирует ли Fortum строить станции, использующие альтернативную угольную генерацию?
- На сегодня более 90% мощностей ТГК-10 работает на природном газе, и проекты, которые мы разрабатываем, также ориентированы на него. Но я уверен, что и в России, и в мире уголь станет актуальным видом топлива. Важный фактор, когда мы говорим об использовании угля, - экологический. Как вы знаете, во всем мире сейчас серьезно ставится проблема борьбы с изменением климата, а угольная генерация производит много углекислого газа, что способствует усилению парникового эффекта. Поэтому развитие этого вида производства электроэнергии напрямую зависит от того, как будут совершенствоваться технологии улавливания углекислого газа. В Финляндии и Швеции Fortum занимается научными разработками в этой области, поэтому я могу предположить, что в будущем использование угля как топлива для электростанций, в том числе и наших, будет только увеличиваться.
Дополнительные маетриалы: