Стратегический полет
Уральский завод гражданской авиации (УЗГА, входит в госкорпорацию «Оборонпром») запустил серийное сборочное производство комплексов беспилотных летательных аппаратов «Форпост» по лицензии израильской госкомпании Israel Aerospace Industries (IAI). Речь идет о разведывательном комплексе, оснащенном тремя БПЛА типа Searcher Mk II (разработан IAS в 1990-х годах). По неофициальной информации, принципиальное отличие собранного в России комплекса в том, что он оснащен новыми тепловизорами и системой ночного видения.
Как сообщил генеральный директор УЗГА Вадим Бадеха, в создание нового производства было инвестировано 300 млн рублей, а специалисты предприятия прошли соответствующую подготовку в Израиле. Проектная мощность производства - 10 комплексов в год. Стоимость каждого - около 600 млн рублей. Сейчас конвейер полностью загружен: компания подписала госконтракт с министерством обороны РФ на поставку разведывательных беспилотников в российские войска в ближайшие два года.
Помимо военных, на УЗГА надеются получить заказы на «Форпост» и от других госструктур. Так, во время выставки «Оборона и защита-2012» в Нижнем Тагиле Вадим Бадеха обратился к губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву с просьбой пролоббировать через федеральный центр пилотный проект по оснащению беспилотниками подразделений МЧС. «Машина двойного назначения: работает на авиационном бензине, 80 литров хватает на 18 часов, один такой комплекс перекрывает радиус в 250 километров круглосуточно, высота полета 6 тыс. метров. Стоимость летного часа - 5 тыс. рублей в отличие от вертолета, стоимость летного часа которого - 100 тысяч. Благодаря тепловизору "видит" ночью лучше, чем днем», - поясняет руководитель УЗГА.
Нужно отметить, что еще пару лет назад и речи не было о том, чтобы выпускать БПЛА типа Searcher на уральском предприятии. Руководство IAI и госкомпании Рос-оборонпром еще в октябре 2010 года подписали контракт о поставке в Россию партии беспилотников Bird Eye и Searcher на сумму в 400 млн долларов. Согласно этому договору, беспилотники должны поступать в Россию в разобранном состоянии и собираться на Казанском вертолетном заводе (также входит в структуру «Оборонпрома»). Республика Татарстан и корпорация даже подписали протокол о намерениях, который предусматривал поддержку высокотехнологического проекта со стороны руководства республики. Но в последний момент в госкорпорации передумали и поменяли площадку.
Запуск производства на УЗГА приостановил закупки у Израиля. По данным Центра анализа мировой торговли оружием, по контракту, подписанному в апреле 2009 года, Израиль поставил в Россию два БПЛА Bird Eye-400 (стоимостью 4 млн долларов), восемь БПЛА Eye-View Mk150 (37 млн долларов) и два БПЛА Searcher Mk.2 (12 млн долларов). Позднее был подписан контракт, предусматривающий закупку еще 36 БПЛА (предположительно, на 100 млн долларов).
Как заявил на днях первый замминистра обороны РФ Александр Сухоруков, решение о возобновлении закупок может быть принято только после завершения контракта с уральским предприятием. Другое дело, насколько далеко уральский завод за это время сможет уйти от израильских коллег. Неофициально оборонщики говорят, что беспилотники, закупленные в Израиле, на два поколения отстают от тех, что используют сами израильтяне и продают членам НАТО.