Дернули стоп-кран
Энергетики планируют в основном не строить, а чинить и латать изношенные до 70% сети. Таковы итоги государственного «ручного» управления отрасльюТарифные решения, принимавшиеся в прошлом году для электросетевых компаний - структур МРСК, ФСК, с 1 июля пересмотрены. К началу второго полугодия все сети вынуждены были провести «перезагрузку» RAB-метода формирования тарифов, о необходимости которой Минэкономразвития РФ официально сообщило еще в начале января. Ранее с переходом на прогрессивную RAB-методику (кто с 2010, кто с 2011 года) электросетевые компании надеялись стать более привлекательными для инвесторов. Теперь смена ситуации в отрасли вынуждает электросети сокращать инвестпрограммы. Это тревожный сигнал: энергетики планируют в основном не строить, а чинить и латать изношенные до 70% сети. Таковы итоги государственного «ручного» управления отраслью. Александр Соболев, зампред Региональной энергетической комиссии Свердловской области, рассказывает, что означает «перезагрузка».
- Александр Леонидович, резкая смена позиции государства относительно тарификации услуг электросетевых компаний после запуска RAB-модели, то есть когда уже поезд пошел, негативно скажется на инвестиционной привлекательности электросетевого комплекса?
- Уже сказалась негативно: известно, например, что на фондовом рынке акции сетевых компаний в момент принятия этого решения сильно упали. Инвесторы отрицательно реагируют на произошедшее. Определившись два года назад с тем, что тарифы на услуги по передаче сетевых организаций будут регулироваться RAB-методом с долгосрочными параметрами на пять лет, в этом году государство задумало согласованные параметры, на которые ориентировались инвесторы (в основном банки), изменить. И произошла так называемая перезагрузка долгосрочных параметров.
- А чем она объяснялась?
- Мне кажется, обусловлена она в первую очередь тем, что показатели, которые сложились у сетевых компаний, не обеспечивали тот рост единых котловых тарифов, те макроэкономические показатели, которые прогнозировало министерство экономического развития и торговли РФ. Попросту говоря, рост сетевых тарифов по ряду субъектов РФ был выше прогнозируемого уровня, который необходим для функционирования всей экономики РФ. Это характерно, например, для Свердловской области.
Виновата ли методика, которая вообще-то хорошо себя показала на Западе при запуске на растущем рынке - у нас же рынок падал, или объективные кризисные обстоятельства, в которых неожиданно оказалась экономика, - нам сложно рассуждать, это не наша компетенция, можем лишь констатировать, что произошло с точки зрения государственного регулирования тарифов. Мы полагаем, это и явилось основной причиной так называемой перезагрузки.
Были изменены основополагающие параметры RAB-регулирования, сам период регулирования растянули на два дополнительных года, до 1 июля 2017 года. Кроме того, стал другим основной критерий - величина заемного капитала. Для того чтобы перейти на новый метод регулирования, величина заемных средств на конец года должна составлять не менее 25% от инвестированного капитала.
- Каковы конкретные параметры новой версии RAB?
- Важным условием перезагрузки является то, что тарифы для конечных потребителей не должны вырасти выше индексов, планируемых Минэкономразвития (в старой версии RAB такого не было). И все наши решения основывались на этом. Потребители смогут до 2017 года четко спланировать свои расходы на оплату услуг по передаче электроэнергии по сетям: с 1 июля тарифы выросли, но не выше 11%.
- Для тех компаний, которые не перезагрузились, каковы условия?
- Челябэнерго, филиал ОАО «МРСК Урала», отказалось. Законодательством предусмотрено, если организация не прошла перезагрузку, то есть с ФСТ не согласованы долгосрочные параметры, эта организация с 1 июля регулируется методом долгосрочной индексации. По большому счету он также позволяет и потребителям, и ресурсоснабжающим предприятиям планировать свою жизнь на длительный период. Но есть несколько отличий. При RAB-методе на порядок выше размер средств, привлеченных для инвестиций, - при долгосрочной индексации он ограничивается 12% от величины расходов, которая устанавливается для сетевой организации.
- Смогут ли компании, пользуясь этим тарифообразованием, инвестировать в модернизацию оборудования, в строительство новых энергообъектов?
- Госполитика в области тарифного регулирования направлена на то, чтобы обеспечить приток новых средств в отрасль на развитие сети. Поэтому как при методе RAB, так и при методе долгосрочной индексации существует возможность реализации инвестпроектов. Правда, механизмов привлечения инвесторов и суммы инвестиций при RAB-регулировании больше, чем при методе долгосрочной индексации. Челябэнерго, как известно, отказалось от RAB-методики и порезало инвестпрограмму пополам. У Свердловэнерго объем инвестиций тоже сократился на 30%.
- Не готовятся ли регуляторы к тому, что у «Холдинга МРСК», переданного с 1 июля под управление ФСК, а соответственно у МЭС Урала и МРСК Урала будет единый тариф? Разные тарифы внутри единой компании выглядят странно. Не означает ли это еще одну перетряску тарифной системы?
- На самом деле первопричиной объединения двух компаний с точки зрения регулируемых тарифов стала проблема так называемой «последней мили» и проблема перекрестного субсидирования (меньшие тарифы для населения за счет большей тарифной нагрузки на предприятия), которые до сих пор решить не удалось. Тарифы ФСК, которая оказывает услуги по передаче электроэнергии по магистральным сетям в том числе и в нашем регионе (МЭС Урала), освобождены от нагрузки перекрестного субсидирования. То есть в тарифах этой компании не учтены расходы по обеспечению процесса электроснабжения населения Свердловской области, хотя к сетям ФСК подсоединены крупнейшие потребители - промышленные предприятия. Вполне понятен и зачастую законен интерес этих потребителей уходить от нагрузки перекрестного субсидирования и платить напрямую ФСК, соответственно не платить МРСК. Это ведет к тому, что тарифы МРСК с уходом этих потребителей растут еще и из-за того, что объем перекрестного субсидирования перераспределяется на других потребителей.
Население Свердловской области оплачивает 50% от стоимости электроэнергии. Прочие потребители - бизнес, промышленность - соответственно платят примерно в таком же соотношении больше, в том числе и за услуги по передаче электроэнергии. Возможно, объединение двух структур - ФСК и МРСК - приведет к тому, что нагрузка перекрестного субсидирования распределится на всю промышленность, если не будет найдено, как избавиться от нагрузки перекрестного субсидирования. Хотя теоретически объединение двух компаний должно привести к сокращению расходов, как на практике будет - посмотрим. Как будет решаться проблема перекрестного субсидирования с точки зрения взаимоотношения с населением, пока говорить сложно. Пока можно только оперировать данными, которые Минэкономразвития приводит в своих прогнозах роста тарифов для населения до 2015 года - никакого резкого повышения стоимости электроэнергии не планируется. То есть население по-прежнему будет платить меньше, чем это стоит.
- А бизнес?
- В дальнейшем рассматривается несколько путей решения проблемы перекрестки. Первый путь - продолжать дотирование населения за счет промышленных предприятий, осуществив «справедливое» распределение объема перекрестного субсидирования на всех потребителей региона независимо от того, к чьим сетям они присоединены, ФСК или МРСК.
- То есть крупняк будет платить больше?
- Я бы сказал - не больше, а так же, как все остальные.
- Какой же механизм обеспечит такие платежи?
- Равные тарифы на услуги по передаче по сетям ФСК и МРСК.
- Это и означает, что у них все-таки будет единый тариф?
- Да, но это пока только предположение. Неизвестно, как на самом деле будут развиваться события.
- Но это логично - иначе зачем было присоединять распределительные сети к магистральным?
- Помимо неких экономических с точки зрения тарифов решений есть еще и технологические, которые также являются очень важными: по сути дела это единая, технологически связанная сеть. Объединение может быть связано с потребностью иметь общую технологическую, диспетчерскую экономическую политику, чтобы расставлять приоритеты по финансированию инвестпрограмм между сетями ФСК и МРСК, потому что сейчас каждый тянет на свою сторону.
- Пока решения по единому тарифу нет и РЭК не имеет никаких поручений на этот счет?
- На то нет законодательных решений, пока идут внутрикорпоративные процедуры слияния компаний.
- До какого года и какой тариф пока получил бизнес?
- По Свердловэнерго показатели нами установлены до 1 июля 2017 года. Хочется верить, что меняться они не будут.
- Только что мы говорили об обратном.
- Но на сегодня картина для потребителей очень предсказуема. Тарифы на услуги по передаче с 1 июля выросли на 11%, а с 1 июля 2013 года принято решение о повышении всех тарифов, в частности на услуги по передаче рост запланирован на 10%. И такими темпами рост будет идти до 2017 года. Это те темпы, которые соответствуют в первую очередь инфляционным ожиданиям, которые планируются Минэкономразвития.
- Как теперь выглядит конечный чек для потребителя - не населения?
- С 1 июля увеличиваются не только услуги по передаче электроэнергии на 11%, но увеличится и сбытовая надбавка. Конкретное соотношение между составляющими конечной цены: покупка на оптовом рынке, услуги по передаче, сбытовая надбавка для каждого потребителя разная - зависит от режима потребления электроэнергии и мощности, от уровня напряжения. Если говорить в среднем по Свердловской области, то 70% - это стоимость покупки на оптовом рынке, 25% - стоимость услуг по передаче электроэнергии и 5% - сбытовая надбавка. Но, например, для потребителя на низком напряжении картинка меняется. Для него 45% в конечной стоимости электроэнергии - это покупка на оптовом рынке, 50% - стоимость услуг по передаче и 5% - сбытовая надбавка, то есть чем ниже уровень напряжения, тем дороже услуга передачи.
В целом на год Минэкономразвития запланировало средний уровень роста конечной цены на электроэнергию на уровне 7%. От средней конечной цены 2011 года. Решения по пересмотру тарифов будут приниматься в конце года, традиционно, но изменения должны вступать в силу теперь всегда с 1 июля.