Перепад температур

Перепад температур Власти пытаются увлечь бизнес и население идеей энергоэффективности, в том числе с помощью льгот. Но собственники жилья пока не видят в этом экономической выгоды.

Глава Минэкономики России Эльвира Набиуллина провела в Тюмени заседание рабочей группы по энергоэффективности при Президентской комиссии по модернизации. Основной темой обсуждения стали первые итоги реализации пилотной программы «Энергоэффективный город». Ее цель - применить на практике закон «Об энергосбережении» и разработать типовые экономически оправданные проекты энергосбережения, которые затем можно будет тиражировать по всей стране.

Поскольку стартовые условия и потенциал для энергосбережения у регионов неодинаковы, отработать стратегию решили на примере четырех городов, различных по численности, плотности населения, географическому положению, климатическим особенностям и экономической ситуации. Выбор пал на Тюмень, Казань, Воркуту и Апатиты. Анализ начального этапа эксперимента показал: города-пилотники столкнулись с рядом системных проблем. Основных - две: отсутствие прозрачных механизмов привлечения частных инвестиций в сектор ЖКХ и инертность населения, не получившего стимулов для энергосбережения.

Особенности есть...

Необходимые затраты на оборудование внутриквартирными приборами учета в жилом фонде РФСоциально-экономические особенности городов ставят перед органами власти разные задачи. Результаты энергоаудита показали: максимальное энергосбережение в таких небольших городах, как Воркута и Апатиты, может быть достигнуто путем модернизации коммунального хозяйства.

- Наша беда в том, что город энергоизбыточен, - рассказывает, например, мэр Апатитов Михаил Антропов. - Местная ТЭЦ работает на 25% мощности. Это значит, что как только мы начинаем экономить, структура себестоимости производ­ства энергии ухудшается и тарифы растут.

Поэтому в Апатитах планируется строительство тепломагистрали в 17 километров, чтобы соединить ТЭЦ с потребителями тепла в соседнем городе и закрыть не­эффективные, но очень затратные мазутные котельные. Стоимость проекта 3,2 млрд рублей, срок окупаемости - восемь лет. Подобный проект готовят и в Воркуте.

Если в небольших городах часто стоит проблема модернизации генерации, то в областных и региональных центрах, подобных Тюмени и Казани, акцент скорее придется делать на модернизации электрических и тепловых сетей, а также установке новых систем учета и регулирования потребления ресурсов.

Есть и субъективные параллели. В Тюмени программы энергосбережения начали разрабатывать лишь пару лет назад. А вот Казань и Апатиты новичками в этом деле не назовешь: в столице Татарстана в 2010 году заканчивают реализацию второй по счету пятилетней программы энергосбережения, опыт Кольского научного центра по снижению потребления энергии (Апатиты) насчитывает два десятка лет.

Различна и степень вовлеченности в процесс бизнеса и власти. В Тюмени, например, лишь власть заинтересована в реализации ФЗ-261: она ставит задачи, проводит энергоаудит и обследование. А в Воркуте активно задействован крупный частный бизнес - КЭС-Холдинг, подразделения которого производят и поставляют тепловую энергию в жилые дома.

...но нет ни денег...

Согласно правилам эксперимента, проекты в области энергосбережения должны осуществляться главным образом за счет не грантов, а частных средств на рыночных условиях.

Как пояснил губернатор Тюменской области Владимир Якушев, муниципалитеты вынуждены привлекать внебюджетные источники финансирования проектов энергосбережения, так как все, что делается за счет средств бюджета, в обязательном порядке должно включаться в тариф. Это грозит очередным скачком тарифов на услуги ЖКХ. Поэтому деньги можно искать только в рамках частно-государственного партнерства, привлекая возможности банков.

В Тюмени для этого разработали схему муниципальной поддержки бизнеса и населения. По словам главы города Евгения Куйвашева, администрация посчитала необходимым субсидировать оплату процент­ных ставок за пользование банковскими кредитами, привлеченными для выполнения энергосервисных контрактов в ЖКХ. На первом этапе решено мотивировать энергосервисные и управляющие компании. На втором - население: выделять субсидии на погашение процентной ставки по кредитам, взятым на установку в квартирах энергосберегающего оборудования (узлов учета, радиаторов отопления). Третий этап - предоставление грантов управляющим организациям на проведение энергосберегающих мероприятий (например установку индивидуальных приборов учета) в помещениях собственников. Параллельно заключено соглашение с банками о сотрудничестве в этой сфере.

Новая схема привлекла региональные банки, которые в погоне за бюджетными средствами стали предлагать более выгодные условия кредитования. В результате ставки по кредитам на энергосберегающие проекты снизились с 13 до 11%. И буквально две недели назад в Тюмени был заключен первый кредитный договор в рамках финансирования проекта «Энергоэффективный город». МУП «Водоканал», которое теперь выступает в роли энергосервисной компании, договорилось с Западно-Сибирским банком Сбербанка РФ о предоставлении кредита в 50 млн рублей. Средства пойдут на установку приборов учета и регулирования тепло- и водоснабжения, а также на замену осветительных приборов на светодиодные во всем жилом фонде пилотного квартала. Срок окупаемости проектов - 2,5 и 5 лет, ожидаемая экономия энергоресурсов - 20 - 25%, денежных средств - 18 и 1,8 млн рублей в год соответственно.

Но повсеместное применение этого опыта сомнительно. Как отметил во время заседания первый заместитель главы Апатитов Валерий Победоносцев, большинство городов в России достаточно бедны и не смогут, как Тюмень, субсидировать из бюджета проценты по кредитам. Для таких городов даже 11% по кредитам - неподъемная сумма. Апатиты нашли выход в сотрудничестве с Северной экологической финансовой корпорацией: администрация города создала с ней на паритетных началах энергосервисную компанию и реализовала ряд энергосберегающих проектов на условиях софинансирования.

Еще один тормоз для банков - отсутствие гарантии. Для решения этого вопроса председатель Западно-Сибирского банка Сбербанка России Игорь Артамонов предложил муниципалитетам создавать гарантийные фонды. Размер их может быть небольшим, 10 - 50 млн рублей. В этом случае у банка появится хоть какое-то обеспечение и возможность, к примеру, принять решение о выдаче кредита на энергосберегающее мероприятие на сумму 50 - 100 млн рублей.

Замглавы Минэкономразвития РФ Станислав Воскресенский пообещал, что в ближайшее время правительство активнее подключится к делу привлечения частных инвесторов в реформу ЖКХ. Помочь в этом должна новая редакция закона, упрощающая процедуру заключения концессионных соглашений, объектами которых являются системы коммунальной инфраструктуры. В Минэкономразвития ожидают, что поправки в закон о концессиях будут приняты уже к июлю 2010 года.

Участники форума призвали чиновников поторопиться и с другими законодательными актами. Один из основных механизмов привлечения инвестиций в энергосбержение - энергосервисный контракт. Однако, подчеркнул исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков, его возможно использовать только после того, как будут готовы результаты качественного энергоаудита зданий. Но рынок энергоаудита в России не развит: нет ни профессионалов, способных массово оказывать такие услуги, ни единых правил обследования зданий, которые давали бы достоверную картину состояния сетей и оборудования. Без этого реализовать конкретные проекты модернизации просто нереально. Нельзя создать и специализированные СРО, так как Минэнерго до сих пор не выработало единые подходы для формирования стандартов и правил для проведения энергообследования.

- Мы обследовали все дома, входящие в энергетические кварталы (более 200 объектов бюджетной сферы), успели сделать до 2010 года 55 энергопаспортов, - рассказывает председатель комитета экономического развития исполнительного комитета Казани Азат Шарапов. - Но дальше двигаться не можем: созданное у нас в республике СРО не зарегистрировано, поскольку Минэнерго до сих пор не определило требования к СРО в этой сфере. Формы паспортов тоже нет. Получается, что обследования проведены, но использовать эти данные мы не можем.

Участники конференции предложили правительству рассмотреть вопрос об упрощении условий создания СРО в области энергетического обследования и закрепить их законодательно.

...ни желания

Более сложная проблема, которая ждет чиновников на стадии реализации программ энергосбережения, - непонимание со стороны собственников жилья. Как отмечает заместитель директора направления «Городское хозяйство» Института экономики города Владилен Прокофьев, «основной потребитель теплоресурсов - жилой фонд. И любые решения в отношении многоквартирного дома, в том числе по энергосбережению, принимаются собственниками жилья на общем собрании. При этом «за» должно проголосовать 2/3 собственников. А учитывая, что любые проекты по снижению потребления тепла требуют немалых инвестиций, высока вероятность того, что большинство будет голосовать против».

Опасение, что исполнительные власти столкнутся с равнодушием, а во многих случаях с противодействием граждан, звучало на форуме довольно часто. Население к кампании по энергосбережению подключаться не спешит. Так, в приполярной Воркуте, согласно опросам, 90% жителей идеи энергосбережения ничуть не греют. В том числе потому, что здесь до 35% семейного дохода уходит на оплату ЖКУ, а на пути к субсидиям - бюрократические лабиринты. По признанию губернатора Тюменской области Владимира Якушева, даже в энергоэффективной Тюмени, согласно соцопросу, что-либо предпринимают по части сбережения ресурсов лишь 10% горожан.

Причина - люди не видят экономической пользы, более того - опасаются ущерба. В итоге в большинстве регионов жители просто ломают счетчики. Так, в Самаре власти инвестировали в установку индивидуальных счетчиков 800 млн рублей. Целыми остались лишь 10% приборов.

Чтобы прекратить порочную практику, глава КЭС-Холдинга Михаил Слободин предложил весьма своеобразные «стимулы»: если прибор учета сломается в первый раз, то ответственность за его поломку должны будут брать на себя те, кто его устанавливал. Если он сломается во второй раз, то для собственника жилья будет увеличена плата за потребление электроэнергии. Министерство регионального развития РФ тоже разрабатывает жесткие меры: если счетчика нет, то собственнику жилья грозит дополнительный коэффициент к нормативу потребления.

Участники заседания подвергли критике предложение о введении подобных санкций. На фоне роста цен на жилищно-коммунальные услуги, которые местами и без того уже зашкаливают за 20% от прожиточного минимума, такие меры могут привести к социальному взрыву.

- Нужно серьезно продумать систему стимулирования и штрафов, - заключила Эльвира Набиуллина. - Мы же понимаем, почему люди выводят счетчики из строя. Где-то население платит ниже нормативов, в том числе за счет субсидирования тарифов, а где-то из-за старых сетей и жилого фонда, напротив, вынуждено расходовать воду, электричество или тепло сверх нормы, и потому выгоды от установки счетчиков не получает. Тем, кто потребляет ресурсы сверх норматива, ставить счетчики невыгодно. Поэтому основой стимулирования населения должно стать изменение тарифообразования и учета, чтобы каждая семья платила за услуги столько, сколько их реально потребила. Мы подумаем над тем, чтобы тот, кто платит по счетчику, получал либо скидку с тарифа, либо был простимулирован каким-то другим образом. Возможно, новации будут введены принятием постановления правительства уже с 2011 года.

Как отметили представители Уральской ассоциации собственников жилья, эту инициативу сложно реализовать хотя бы потому, что вопрос о величине тарифов решают в конечном итоге региональные тарифные органы, причем устанавливают их на год вперед. И рассчитывать на скидку собственник жилья сможет только после пересмотра тарифов.

Итак, польза от эксперимента уже есть: города-пилотники составили четкое представление о том, за счет чего можно добиться энергосбережения в каждом квартале, и нашли способы привлечения инвестиций в первые энергосберегающие мероприятия. Но распространить их опыт на другие муниципалитеты будет крайне трудно. Сложность заключается еще и в том, что ни частный бизнес, ни население - а именно на них легла «почетная обязанность» стать основными инвесторами реформы - не успевают за амбициями государства. Зачем стране нужно повышать энергоэффективность, власти объяснили, но искать стимулы для каждого конкретного гражданина и сделать его союзником не попытались.

Дополнительные материалы:

Проект «Энергоэффективный город» 

На начальном этапе эксперимент проводится в границах одного квартала, где есть жилой сектор, социальные учреждения, коммерческая недвижимость и источник тепла. Задача - добиться стопроцентного поквартирного учета потребления воды и электроэнергии и расчета в соответствии с полученными показаниями, оснастить жилые дома счетчиками электрической и тепловой энергии и довести уровень потребления ресурсов до нормативного. До норматива должны быть доведены и теплозащитные характеристики здания. Кроме того, на улицах и в подъездах должны быть установлены энергосберегающие светильники. Именно к таким результатам все российские города должны прийти к 2012 году.  

Тюменская энергосбытовая компания 

 

Материалы по теме

До форточки

Экспортируйте системность

Почему немцы не топят квартиру электроплитой

Миллиарды в энерго­эффективность

Самораскручивающийся проект

Прожорливые старушки