Копай глубже

Копай глубже Официальная добыча изумрудов в России прекратилась, не успев начаться: у очередного претендента на разработку Малышевского месторождения отобрали лицензию.

Крупнейшее в Европе месторождение изумрудов - Малышевское изумрудо-бериллиевое (Свердловская область) - вновь бесхозно. Сорвалась очередная попытка возобновить здесь добычу драгоценных камней. Федеральное агентство по недропользованию Роснедра отказало в выдаче новой операторской лицензии госпредприятию «Калининградский янтарный комбинат», которое в течение двух лет поддерживало жизнеспособность рудника. Причина - новый разработчик, как и все предыдущие, не смог возобновить промышленную добычу полезных ископаемых. Почему?

До отвала

Эта история длится уже с полтора десятка лет. После того, как в 1993 году добывающий комплекс был приватизирован, его поделили ОАО «Малышевское рудоуправление» (МРУ; под контролем Минатома) и АООТ «Изумрудные копи Урала» (ИКУ; в областной собственности). Несколько лет здесь велась активная добыча: обе компании получили экспортные лицензии и к началу 1995 года продали в общей сложности чуть более 300 кг сырых и ограненных изумрудов на общую сумму более 300 млн долларов. Их конкуренция заставила тогда вздрогнуть мировые рынки: цены упали с 240 до 150 долларов за карат. Но вскоре запасы МРУ закончились. Прекратило добычу и ИКУ, кредиторы подали иск о его банкротстве.

Передел сфер влияния в изумрудной отрасли привел к созданию в начале 2001 года совместного российско-ирландского предприятия ЗАО «Зелен Камень» (ИКУ и виргинская компания Kabal Development ltd). Однако СП, несмотря на обещания инвесторов, возобновить промышленную добычу и не пыталось. Компания предпочла перерабатывать на местной обогатительной фабрике сырье из отвалов: они в начале века содержали свыше 280 тыс. тонн изумрудсодержащей руды и до сих пор, судя по милицейским сводкам, служат обширным источником пополнения нелегального рынка изумрудов.

Не исправил ситуацию и очередной инвестор «Зелен Камня». Канадская Tzar Emerald Corporation, конечно, вложила в восстановление рудника около 12 млн долларов. Однако все это время, как установили Роснедра, без всякого разрешения рыла те же отвалы. В итоге летом 2008 года лицензию отобрали и у «Зелен Камня».

Последнему искателю - Калининградскому янтарному комбинату (подчиняется Минфину РФ) - в течение двух лет выдавали операторские лицензии. В его задачи входило поддержание рудника в рабочем состоянии до тех пор, пока не будет объявлен конкурс на получение новой долгосрочной лицензии.

Документ из Роснедр об отказе в выдаче третьей операторской лицензии поступил 23 августа. Одна из основных указанных причин - «за время действия операторских лицензий добыча полезных ископаемых недропользователем не осуществлялась, проходка подземных горных выработок не производилась, в постоянном режиме велась только откачка воды».

Без дела и без бульона

В министерстве промышленности Свердловской области решению федерального ведомства удивились: «Нам непонятны причины прекращения лицензии. Калининградский янтарный комбинат инвестировал в развитие рудника около 150 млн рублей, а в конце мая возобновил, хотя и с существенной задержкой, добычу изумрудсодержащей руды». Промышленная добыча изумрудов на комбинате должна была начаться еще в январе 2010 года, уточнили нам сроки в департаменте по недропользованию УрФО (Уралнедрах).

На самом комбинате комментариев мы не добились: руководство отсутствовало. Неофициально на предприятии говорят, что очень обеспокоены ситуацией: впервые за много лет двести горняков получили стабильную работу, за последние два месяца действия лицензии предприятие добыло около 5 тыс. тонн руды. Однозначного ответа на то, почему между предприятием и федеральным ведомством возникло недопонимание и провал в отчетности, мы не услышали.

В любом случае сейчас недропользователя на этот объект нет, никто не имеет права там работать, сообщили нам в Уралнедрах. Вопрос о том, кто будет обслуживать рудник, открыт. Пока его жизнедеятельность продолжает поддерживать комбинат, говорят в областном Минпроме. Информации о других потенциальных претендентах на операторскую лицензию Уралнедра не имеют, заявки от других предприятий не поступали.

Роснедра комментариев тоже не дают. Федеральное ведомство до сих пор не объявило конкурс на долгосрочную лицензию на разработку месторождения, хотя он был запланирован еще на конец 2009 года. Операторскую лицензию на месторождение здесь будут вынуждены дать все равно: если никто не займется жизнеобеспечением рудника, он вновь будет затоплен (впервые это произошло в 1996 году). «И в таком виде уже точно станет неинтересен инвесторам: для его восстановления и возобновления добычи потребуется вложить не менее 1 млрд рублей», - отмечает источник в областном министерстве природных ресурсов.

Дoбыча или добыча

Источник в министерстве природных ресурсов пояснил, что конкурс все время переносится из-за отсутствия потенциальных инвесторов. Причины на это видится как минимум две.

Объективная состоит в том, что легально добывать драгоценные камни сейчас невыгодно: уральские природные изумруды заменяются отечественными синтетическими аналогами или изумрудами из Колумбии (на нее, по разным оценкам, приходится до 90% мировой добычи). Зато активно растет черный рынок изумрудов. «В мире сильно развита нелегальная добыча изумрудов, ее оценки колеблются от 40 до 50 млн карат ежегодно. Неоднозначны и оценки объема рынка изумрудов: от 2,5 до 3,5 млрд долларов», - отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Субъективная причина - собственность на имущество, позволяющее обслуживать рудник и вести добычу. Комплекс со времени приватизации остается в частных руках: сначала это была виргинская компания Kabal, теперь офшор, аффилированный с канадской Tzar. И факты заставляют предполагать, что собственник не заинтересован ни в активизации промышленной добычи изумрудов, ни в продаже имущества. Так, ООО «Мариинская холдинговая компания», за спиной которой, по нашей информации, стоит офшор, весной заявила об одностороннем расторжении договора аренды имущества с калининградским предприятием. Купить комплекс янтарному комбинату не удалось. В итоге он смог начать работу только благодаря предостережению прокуратуры о недопустимости прекращения эксплуатации рудника. Не этим ли вызвано опоздание с добычей? Решение проблемы промышленной добычи изумрудов лежит, получается, в старой плоскости - неэффективном управлении и неэффективной собственности.

Дополнительные материалы:

Малышевское изумрудо-бериллиевое месторождение - крупнейшее в Европе, открыто в 1833 году. Стоимость только разведанных запасов изумрудов оценивается в 1 млрд долларов. На сегодня балансовые запасы изумрудного сырья составляют 56,4 тонны, оксида бериллия - 15,7 тыс. тонн.

В советское время, после начала работ по созданию атомной бомбы, месторождение попало в ведение Минсредмаша: стране потребовался берилл. Изумруды оказались побочным продуктом. Между тем вплоть до приватизации здесь ежегодно добывалось свыше 700 кг драгоценных камней. Даже при таких объемах, по оценкам специалистов, запасы за многие десятилетия разработки уменьшились всего на треть.


Материалы по теме

Профучастники сдают лицензии

Наномет

О, сколько нам «Открытий» чудных

Учиться не дышать

Труба в складчину

Насыщение газом