Рубль длиною в жизнь

Рубль длиною в жизнь

 Фото - Андрей Порубов
Фото - Андрей Порубов
Для системы негосударственного пенсионного обеспечения в России 2005 год — переломный. С одной стороны, негосударственные пенсионные фонды (НПФ) потеряли значительную часть потенциальной клиентуры из-за того, что правительство буквально на последнем этапе пенсионной реформы исключило из участия в ней поколение сорокалетних. Таким образом НПФ не получили доли рынка обязательного пенсионного страхования, на которую изначально делали ставку. С другой стороны, им не удалось привлечь достаточного количества клиентов и по системе добровольного страхования. Это связано в основном с тем, что государство существенно ужесточило законодательные нормы и требования к работе НПФ. Раньше инвестиционный доход по солидарным пенсионным счетам, позволяющим предприятиям не платить единый социальный налог, облагался налогом на прибыль только с превышения ставки рефинансирования, а сейчас под налогообложение попадает вся зачисляемая на счет сумма. Результат — резкое сокращение вновь заключаемых предприятиями договоров на добровольное пенсионное страхование.

Все это не могло не отразиться на финансовых результатах деятельности НПФ. Если за 2004 год пенсионные резервы в России увеличились, по данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), на 88,6%, то по итогам первого квартала 2005 года рост составил всего 4%.

Чтобы переломить ситуацию, НПФ необходимо расширить клиентскую базу за счет физических лиц. Но эту категорию клиентуры надо чем-то заинтересовать. Стимулом может стать высокая доходность инвестиций в НПФ.

Направления инвестирования

Одна из составляющих успешного размещения финансовых ресурсов на рынке — стратегия инвестирования. В системе НПФ она жестко регламентирована государством.

До недавнего времени фондам разрешено было размещать пенсионные резервы по следующим направлениям: в акции и облигации, госбумаги, ценные бумаги субъектов РФ и муниципалитетов, а также банковские вклады и недвижимость — до 50% от суммы пенсионных резервов, в ценные бумаги учредителей и вкладчиков — до 30%, в векселя не более 50%. На практике чаще всего НПФ использовали вексельные схемы. «Это позволяло гибко управлять финансовыми потоками, выдерживая необходимый уровень доходности», — говорит заместитель директора управляющей компании « Урал-Континент» Елена Бородина.

Теперь ФСФР намерена эту практику прекратить. Лимит вложений в ценные бумаги учредителей и вкладчиков НПФ не превысит 5%, а размещать деньги в векселя вообще будет запрещено. Так регулятор борется с «серыми» схемами, которые используют некоторые фонды.

— Предлагаемый ФСФР вариант требований к структуре вложений причинит пенсионной отрасли еще больше вреда. Они совершенно не учитывают специфику НПФ и их отличие от прочих участников фондового рынка. Это нанесет серьезный удар по небольшим региональным фондам, уменьшит их инвестиционную привлекательность для местных предприятий. В результате интерес к пенсионной реформе в регионах вообще может сойти на нет, — считает президент НПФ «Стратегия» Петр Пьянков.

Отмена векселей и снижение лимитов вложений в бумаги учредителей способны вызвать потерю интереса учредителей к собственным НПФ и, как следствие, некоторое сокращение численности фондов. Не исключено, что участники рынка попытаются найти и новые схемы. Одной из них может стать перевод векселей в другие инструменты заимствования — облигации партнеров фонда, которые размещаются по закрытой подписке.

Существенные изменения коснутся также технологии размещения пенсионных накоплений: в госбумаги, ипотечные ценные бумаги и облигации муниципалитетов — до 40%, в акции — до 45%, облигации — до 60%. Причем ценные бумаги должны быть включены в котировальный список высшего уровня А1.

Надзор над деятельностью пенсионных фондов со стороны государства оправдан: у клиентов НПФ должны быть твердые гарантии возврата вложенных средств. Участников рынка беспокоит другое — жестко ограничив условия размещения средств, государство ничего не делает для того, чтобы стимулировать появление новых финансовых инструментов. И их недостаток ощущают практически все региональные фонды.

Мал инструмент да дорог

Задача НПФ — формирование диверсифицированного инвестиционного портфеля из разрешенных законодательством активов. Структура портфеля должна обеспечить не только сохранность средств, но и уровень доходности, превышающий инфляцию. И здесь фонды сталкиваются с недостатком инструментов для инвестирования. Котировальный список А1 включает небольшое количество эмитентов, в их числе предприятия электроэнергетики (в свете реформы в отрасли не исключено, что они покинут высший листинг и список еще более сократится), нефтянка, телекомы, из пищевиков — Вимм-БилльДанн, в машиностроении — АвтоВАЗ, кроме того, региональные и муниципальные органы власти.

Выход видится в разрешении размещать пенсионные накопления не только в бумаги списка А1, но и бумаги второго эшелона — списка А2. Петр Пьянков: «Если правительство расширит разрешенный список до листинга А2, тогда пенсионная реформа получит сильное лобби в лице регионального промышленного капитала. Сейчас же региональные предприятия не соответствуют выдвинутым требованиям, и длинные пенсионные деньги для них недоступны. Отсюда и равнодушие делового сообщества к пенсионной реформе». Второе предложение — увеличить квоты на инвестирование средств пенсионных резервов в банковские депозиты.

Правительство разрешило НПФ размещать средства пенсионных накоплений в еврооблигации РФ на внебиржевом рынке (евробонды). Но воспользоваться этим инструментом сможет только Внешэкономбанк (ВЭБ). Частные фонды, чтобы эффективно размещать средства в евробонды, должны располагать суммой пенсионных накоплений минимум в 6 млн долларов. Эта планка для большинства участников рынка непреодолима.

По прогнозам участников рынка, к 2008 году государственных ценных бумаг для вложения пенсионных накоплений будет недостаточно. Государственная управляющая компания в лице ВЭБ может столкнуться с дефицитом инструментов инвестирования. На это также влияет профицит федерального бюджета: объемы заимствований правительства сравнительно невелики. «Верхи» видят выход в разрешении ВЭБ вкладывать часть пенсионных средств в акции и облигации российских компаний. Новые инструменты необходимы также и потому, что доходность по госбумагам невелика, чуть ниже уровня инфляции, то есть приращения средств явно не произойдет. Однако средства, управляемые ВЭБ, разом пускать на фондовый рынок нельзя: его постигнет участь посудной лавки после визита слона. Кроме того, ВЭБ сможет проводить спекулятивные сделки, искусственно играя на повышение или понижение. Прочим участникам рынка достанется роль статистов.

Для расширения списка разрешенных эмитентов ФСФР планирует в обязательном порядке требовать проведение листинга на российских биржах: это означает запрет эмитентам размещать бумаги за рубежом без листинга в России.

Пенсионные средства должны работать в реальной экономике, поэтому правительство обязано найти новые долгосрочные инструменты, которые могли бы использоваться для вложения пенсионных накоплений граждан.

Пенсионное ноу-хау

НПФ сами ищут новые инструменты вложения пенсионных средств. Один из них — закрытые паевые фонды недвижимости (ЗПИФн). Достоинства: надежность, консерватизм, высокая норма доходности. Деятельность ЗПИФн идет по двум направлениям: девелоперские вложения (строительство объектов недвижимости с последующей их продажей) и рентная составляющая (когда готовые объекты недвижимости сдаются в аренду). Мощным аргументом «за» выступает и сам объект недвижимости: участники НПФ могут буквально потрогать его руками.

Подобного рода инструменты уже создаются. С декабря 2004 года на территории ХантыМансийского автономного округа работает ЗПИФн «Югра-Недвижимость», созданный как форма коллективных инвестиций с использованием средств пенсионных резервов ХантыМансийского НПФ. «Такое решение принято, поскольку НПФ не может напрямую участвовать в проектах по строительству жилья, а схема работы через ЗПИФн это позволяет, — говорит заместитель исполнительного директора ХантыМансийского НПФ Тимур Хужин. — „Югра-Недвижимость“ (управляющая компания ООО „Регион-Девелопмент „) приступил к финансированию первых жилых объектов в Сургуте. Сейчас объем финансовых средств ЗПИФн составляет 90 млн рублей. По мере того, как будет развиваться программа жилищного строительства, возможно увеличение до 300 млн рублей“. Инвестирует в строительство через ЗПИФн и „Стратегия“. Реализацией такого проекта занимается также „Урал-Континент“.

Другой перспективный инструмент — паи закрытых ипотечных паевых инвестиционных фондов (ЗИПИФ), обеспеченные закладными пулов ипотечных кредитов. Преимущество — доходность, превышающая уровень инфляции на 3 — 4%, а также долгосрочность вложений. Ипотечные кредиты выдаются на срок от 10 до 27 лет, и все это время пенсионные средства могут работать на экономику страны.

О схеме работы ЗИПИФ рассказывает Тимур Хужин: „Гражданин приходит в банк, заключает ипотечный договор и оформляет закладную, которую ЗИПИФ выкупает у банка. Банк будет обслуживать гражданина при его расчетах за проценты и основную часть кредита, которые потом перечисляются в ЗИПИФ. Мы рассчитываем, что ЗИПИФ может проработать в этом режиме два-три года. Я надеюсь, что в течение этого времени в России нормально заработает рынок ипотечных облигаций, которые будут выпускать банки, и начнется процесс рефинансирования“.

В пользу ЗИПИФ свидетельствует и Петр Пьянков: „Специалисты нашего фонда работают над созданием этого действительно нового и очень перспективного инструмента как для НПФов, так и для банков. Его активы будут формироваться из закладных по ипотечным кредитам, выкупленных у банков. Этот инструмент в руках „Стратегии“ позволит решить главную методологическую проблему банковского жилищного кредитования населения: несоответствие коротких денег, привлекаемых банками через депозиты (до одного года), и длинных вложений в жилищные кредиты (более 10 лет). При помощи ЗИПИФ длинные пенсионные деньги потекут в нашу многострадальную ипотеку. А если государство включит этот инструмент в число разрешенных для пенсионных накоплений (такая работа сейчас идет в Государственной думе), этот шаг трудно будет переоценить для развития как ипотеки, так и строительного и банковского секторов экономики“.

Однако у этого инструмента есть недостатки, и первый — сравнительная молодость: практика пока не наработана. А среди рисков самые очевидные — дефолты заемщиков.

Чиновники неоднократно высказывались и за возможность инвестирования пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты: строительство дорог, аэропортов, нефтепроводов. Для частного инвестора такие проекты малопривлекательны: это долгосрочные инвестиции с большим сроком окупаемости. А пенсионные фонды располагают необходимыми ресурсами и время для них — не главное. Но дальше слов дело не пошло. В соседнем Казахстане между тем к финансированию таких проектов средства пенсионных фондов допустили, при этом стоимость выполненных работ и услуг, связанных с их реализацией, освободили от НДС.

Рынку необходимы новые объекты для инвестиций — это факт. То, что возможности НПФ колоссальны, — факт не менее очевидный: эти финансовые „пылесосы“ могут собирать деньги клиентов, аккумулировать их и уже в виде значительных сумм инвестировать в различные проекты.

Пенсионные фонды, особенно региональные, способны и готовы вкладывать средства в экономику территорий. Она в свою очередь нуждается в ресурсах на реализацию перспективных и доходных проектов. Однако усилия государства не направлены на создание условий для эффективной работы НПФ: оно все борется со схемами…

Материалы по теме

Настройка стимулов

Пенсионные курьезы

Куда вложить миллиард

Хозяева старости

Тихий час